На главную

Легенды и предания древнего Новгорода

Составители: Абраменкова Т.В., Носкова О.А

 

Содержание:

 

От составителей

 

ГЛАВА I. Легенды и предания об Антонии Римлянине

 

1. Пришествие из Рима

2. Чудеса после смерти

 

ГЛАВА II. Легенды Иоанновского цикла

 

1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град

2. Битва новгородцев с суздальцами

3. Легенда о Щиле

 

ГЛАВА III. Обитель Варлаама Хутынского

 

1. Основание монастыря

2. Дар прозорливости

3. Дар чудотворения

4. "Сказание об умершем отроке"

5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III

6. Видение пономаря Тарасия

 

ГЛАВА IV. Конец самоправства Новгородского

 

1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой

2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой

3. Легенда об окаменевшем голубе

4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских колокольчиках

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

IV. КОНЕЦ САМОПРАВСТВА НОВГОРОДСКОГО.

 

2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой.

 

Легенды о конце новгородской вольницы отразились в "житиях" многих новгородских святых.

 

"Житие" соловецкого святого Зосимы, составленное Досифеем в начале XVI века, рассказывает, как Зосима отправился в Новгород искать управы. Он пришел жаловаться на боярских людей, которые не позволяют инокам его соловецкой обители ловить рыбу. В Новгороде Зосима побывал у архиепископа и бояр, и все его милостиво приняли кроме Марфы Борецкой - владелицы острова, на котором жил Зосима. Когда он, хлопоча о своем деле, явился было к ней, она не пустила его к себе. Тогда преподобный, обратившись к ее дому, сказал:

 

"Придут дни, когда живущие во дворе сем не оставят в нем следов своих, и затворятся двери дома сего, и двор их будет пуст". Однако, по ходатайству архиепископа Феофила и духовенства, вече согласилось на просьбу Зосимы - подарило остров монастырю и дало Зосиме грамоту на влияние от всего Великого Новгорода. Тогда и Марфа одумалась, не стала больше противиться и пригласила преподобного к себе на пир. Зосима не помянул ее прежней суровости и пришел. Марфа с почестями приняла его и посадила за столом на почетное место. Вдруг, среди пира, преподобный задрожал, устремил глаза, исполненные ужаса, на сидевших за столом шестерых бояр, и заплакал, но не сказал ничего. До конца пира он ничего не ел, ничего не говорил и был печален. На пиру Марфа попросила у Зосимы прощения.

 

После обеда он поведал одному благочестивому мужу о бывшем ему страшном видении и сказал: "Шесть бояр, виденных мною на пиру без голов, со временем будут обезглавлены ". Пророчество Зосимы сбылось: Иван III, заняв Новгород, велел казнить бояр, которых Зосима видел обезглавленными.

 

Легенда не только прославляет святого, но имеет и чисто местное значение: после уничтожения новгородской независимости жителям острова надо было как - то оправдать то, что Соловецкий остров был подарен монастырю "еретичкою" Марфой Борецкой. Этот сюжет нашел свое отражение в романе Дмитрия Балашова "Марфа Посадница".

 

 

На главную