На главную

Легенды и предания древнего Новгорода

Составители: Абраменкова Т.В., Носкова О.А

 

Содержание:

 

От составителей

 

ГЛАВА I. Легенды и предания об Антонии Римлянине

 

1. Пришествие из Рима

2. Чудеса после смерти

 

ГЛАВА II. Легенды Иоанновского цикла

 

1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град

2. Битва новгородцев с суздальцами

3. Легенда о Щиле

 

ГЛАВА III. Обитель Варлаама Хутынского

 

1. Основание монастыря

2. Дар прозорливости

3. Дар чудотворения

4. "Сказание об умершем отроке"

5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III

6. Видение пономаря Тарасия

 

ГЛАВА IV. Конец самоправства Новгородского

 

1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой

2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой

3. Легенда об окаменевшем голубе

4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских колокольчиках

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ГЛАВА I. ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ОБ АНТОНИИ РИМЛЯНИНЕ.

 

1. Пришествие из Рима.

 

Антоний - имя греческое, переводится на русский язык несколько мудрено - "приобретение взамен".

 

Святых с таким именем было много, и, наверное, поэтому многих наших предков, согласно святцам, называли Антониями, а в просторечии Антонами.

 

Лет 20 назад имя это вдруг вновь оказалось популярным, им охотно называли детей, не задумываясь о том, какому святому Антонию поручали свое родившееся чадо.

 

Пожалуй, из всех святых Антониев у Антония Римлянина жизнь особенно необычна. Подумайте сами: римлянин и вдруг новгородский чудотворец. Рим и Новгород - взглянешь на карту, испугаешься, - так далеко они друг от друга, да и вообще, на первый взгляд, нет между ними ничего общего. Но это на первый взгляд. А общий - то между Римом и Новгородом как раз он - чудотворец Антоний.

 

Да, Родина его Рим. В его "житии" сказано, что Антоний родился в 1067 г. Родители его были людьми благочестивыми, истинными христианами и сына воспитали также. По смерти их, видя "смущение и раздор" начавшиеся в Римской церкви, ибо в этот период она как раз разделилась на католическую и православную, Антоний убоялся "ересей латинства". Он обратил все свое имущество в золото и церковную утварь, заложил в бочки и бросил в море. А сам скрылся в пустыню, к монахам, подвизавшимся в труде и молитве. Двадцать лет пробыл он в пустыне, "тружася, постяся и моляся Богу день и ночь".

 

Когда папа Римский и власти начали гонения на христиан восточного обряда, иноки разошлись по разным местам.

 

Антоний удалился "в непроходимые места" на берег моря, где на большом камне, не имея другого жилища, он пробыл в посте и молитвах год и два месяца. Древняя легенда гласит, что в лето 1106 года месяца сентября в 5 день поднялась небывалая буря, море "всколебася" и готово было как бы выступить из своих границ. Волны поднимались на берег и одна из них, "напрягшися", сдвинула камень, на котором стоял преподобный, и унесла его в море. Погруженный в молитву, Антоний плыл на камне, не испытывая "ни страха, ни скорби, ни алчбы, ни жажды". "Веселяся душою", с пучком морской травы в руке, он не различал ни дня, ни ночи, ни пути, по которому плыл. "И от римские страны шествие его бысть по теплому морю (Средиземному), из него же в реку Неву. Из Невы в Невое озеро (Ладожское), а из Нева ж озера вверх по реце Волхову, противу быстрин неизреченных, даже и до Великого Нова - города".

 

Камень пристал к правому берегу Волхова, у сельца Волховского, на том месте, где ныне стоит монастырь. Это было на рассвете 8 сентября 1106 года, когда в городе начали звонить к заутрене в праздник Рождества Богородицы. Услышав звон великий, Антоний пришел в недоумение и испугался, подумав, что камень принес его к Риму, откуда он ушел. Когда же взошло солнце и настал день, к Антонию стеклось много народа из жителей сельца. Они с удивлением расспрашивали пришельца "о имени и отчестве и от коея страны прииде". Не понимая русского языка, он только кланялся, ничего не отвечая и не сходя с камня.

 

На четвертый день, помолившись Богу "о уведении града и о людях" и "дабы ему Бог послал такого человека, иже бы ему поведал о граде и о людях", преподобный пошел в город, где встретил греческого купца, умевшего говорить "по - римски и по - русски". Купец сам заговорил с Антонием и поведал ему "вся по ряду глаголя" о Новгороде, церкви святой Софии, святителе Никите. И еще о том, что от Рима до Новгорода в полгода с трудом люди добираются, в два же дня проплыть такую долготу пути и на камне по водам - это непостижимое чудо!"

 

Слух о необыкновенном подвижнике на камне у села Волховского, дошел до епископа Никиты, и он повелел привести к себе Антония. Только после долгих увещеваний и заклинаний решился Антоний открыть тайну своего при-шествия в Новгород, умоляя никому до смерти не говорить об этом. Через некоторое время святитель Никита сам поехал к Антонию "видети камень и место" и, дивясь чуду, повелел на этом месте воздвигнуть храм Рождества Богородицы и обитель. Никита приказал посадничьим детям Семену и Прокофию отвести место под монастырь, и те послушно отмерили земли "на все страны по пятидесяти сажен. Согласно другому древнему преданию, отсутствующему в "житии", Антоний якобы купил землю самостоятельно, но из - за недостатка средств лишь столько, сколько можно было покрыть бычьей шкурой.

 

После того, как покупатель и продавцы ударили по рукам, он разрезал шкуру на ремешки и, связав их, обвел все то место, на котором были потом возведены монастырские строения.

 

Еще одно предание рассказывает нам о том, как через год после прибытия Антония в Новгород, близ его камня рыболовы однажды всю ночь ловили рыбу и ничего не могли поймать. Когда они, измучившись, уже вытащили сети на берег и горевали о безуспешном лове, Антоний, после усердной молитвы, попросил их снова закинуть сети, предлагая за труд слиток серебра. "Если что поймаете, то я отдам Пречистой Богородице", сказал он. Закинув сети, рыбаки вытащили много рыбы и вместе с ней бочку, окованную железными обручами, которую Антоний признал своей, брошенной в море у берегов Италии, с частью доставшихся от родителей по наследству богатств. Рыболовы не хотели отдавать свою находку, и дело было решено только "в судилище", где Антоний сразу же назвал все предметы, которые находились в бочке, и он получил по праву свое сокровище, употребленное на покупку земли с селом и рыбными ловлями для монастыря.

 

Скончался Антоний в 1147 г. на 81 - м году жизни, сорок лет "тружася на благо детей духовных".

 

 

На главную