На главную

Легенды и предания древнего Новгорода

Составители: Абраменкова Т.В., Носкова О.А

 

Содержание:

 

От составителей

 

ГЛАВА I. Легенды и предания об Антонии Римлянине

 

1. Пришествие из Рима

2. Чудеса после смерти

 

ГЛАВА II. Легенды Иоанновского цикла

 

1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град

2. Битва новгородцев с суздальцами

3. Легенда о Щиле

 

ГЛАВА III. Обитель Варлаама Хутынского

 

1. Основание монастыря

2. Дар прозорливости

3. Дар чудотворения

4. "Сказание об умершем отроке"

5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III

6. Видение пономаря Тарасия

 

ГЛАВА IV. Конец самоправства Новгородского

 

1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой

2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой

3. Легенда об окаменевшем голубе

4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских колокольчиках

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ГЛАВА II. ЛЕГЕНДЫ ИОАННОВСКОГО ЦИКЛА.

 

1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град.

 

В 1436 году в церкви Усекновения главы, в новгородском Детинце, упавший сверху камень пробил "велию скважину", в которой обнаружилось нетленное тело неизвестного святого. Оповестили новгородского архиепископа Евфимия II, известного своей любовью к родному городу и новгородским древностям. Он вел громадное строительство храмов и желал прославления новгородских святых.

 

Убедившись в нетленности мощей, Евфимий начал молить Бога: "да явит имя, кто есть". В ту же ночь "явился" Евфимию архиепископ Иоанн, "открылся", что мощи принадлежат ему, и "велел" праздновать себя каждое 4 октября.

 

Открытие мощей Иоанна было глубоко продуманным политическим ходом Евфимия. Иоанн - первый официальный новгородский архиепископ - занимал владычный престол в течение двадцати одного года с 1165 по 1186 год. Он был известен в Новгороде как владыка, при котором в 1169 году произошло "чудесное" спасение города от подступивших к нему войск северо-восточных княжеств во главе с князем Суздальским Андреем Боголюбским. Это позволяло новгородцам видеть в Иоанне своего рода "защитника" независимости Новгорода от врагов.

 

Из цикла легенд и преданий, связанных с архиепископом Иоанном ( а их насчитывается свыше 150) наиболее популярной является легенда о путешествии Иоанна на бесе в город Иерусалим. В ней много бытовых, натуралистических подробностей, ярко рисующих жизнь и атмосферу Новгорода в старину.

 

Подражая древним аскетам, Иоанн изнурял себя молитвой и постом, презирая неудобства и томления, которые претерпевал. Бес, который, как известно, всегда старается отвлечь от молитвы благочестивых тружеников, делал ему разные помехи. Был у владыки круглый медный сосуд, висевший на цепи, который служил для него умывальником.

 

Однажды, когда Иоанн ночью стоял на молитве, бес вошел в сосуд и начал плескаться водою, чтобы прервать молитву старца праведного. Иоанн уразумел бесовские козни, подошел и осенил сосуд крестным знамением. Бесу некуда было выскочить, и он начал вопить: "О горе мне лютое! Огонь палит меня, не могу вынести, поскорее освободи меня, праведник божий!" - Святой вопросил: "Кто ты таков и как сюда попал?" - Дьявол ответил: "Я - бес лукавый, пришел, чтобы смутить тебя. Ведь надеялся я, что ты, как обычный человек, устрашишься и молиться перестанешь. Ты же меня, на мое горе, заключил в сосуде этом. И вот как огнем палим я нестерпимо, горе мне, окаянному! Отпусти меня теперь, раб божий, а я больше никогда не приду сюда!"

 

- Тогда Иоанн потребовал: "За дерзость твою повелеваю тебе этой же ночью донести меня из Новгорода в Иерусалим - град к церкви, где гроб Господен, и в эту же ночь обратно в келию мою, в которую ты смел войти. Тогда я выпущу тебя."

 

Бес клятвенно обещал выполнить приказ Иоанна, изошел тьмою из сосуда и, обернувшись конем, встал перед кельею святого. Иоанн, выйдя из кельи, перекрестился, сел на коня и очутился той же ночью в Иерусалим - граде, около церкви святого Воскресения. Беса он заклял, чтобы не сошел с места.

 

Подошел Иоанн к дверям церковным, преклонил колени, помолился. И сами собой открылись двери церковные, а свечи и паникадила сами зажглись. Святой прослезился, поклонился гробу Господню и всем святым иконам. Когда он вышел из церкви, то двери снова сами затворились. И нашел Иоанн беса на том же месте, где повелел, сел на него и оказался той же ночью в Новгороде, в своей келье.

 

Когда же бес уходил, то сказал: "Иоанн! заставил ты меня в одну ночь донести тебя из Великого Новгорода в Иерусалим - град и в ту же ночь обратно. Ведь заклятием твоим, как цепями, был я крепко связан и с трудом это все претерпел. Ты же не рассказывай никому о случившемся со мной. Если расскажешь, то я тебя оклевещу. Будешь тогда как блудник осужден, и сильно надругаются над тобою, и на плот тебя посадят, и пустят по реке Волхову." Так пустословил лукавый, святой же совершил знамение, и бес исчез.

 

И случилось так, что Иоанн, несколько времени спустя, не выдержал и в духовной беседе с игуменами и мужами новгородскими похвастался, что он знает человека, который за одну ночь успел побывать из Новгорода в Иерусалим - граде и вернулся обратно в Новгород. Удивились и отнеслись недоверчиво к словам святителя слушавшие его. И с того времени бес стал наводить на Иоанна "искушение" и всякую ложь. Горожане неоднократно видели выходящую из кельи святого блудницу, в самой келье находили женскую одежду, сандалии, монисто. Все это возбуждало недоверие к нему. И решили новгородцы изгнать владыку. Когда толпа собралась у кельи Иоанна, бес выбежал из нее "во образи отроковицы". Ее пытались догнать, но безуспешно.

 

Разгневанная распутством Иоанна толпа вывела его к Волхову, посадила на плот и пустила вниз по течению. Однако, к великому изумлению новгородцев, плот поплыл не вниз, а вверх, к Юрьеву монастырю. А святитель, сидя на плоту, все молился, говоря: "Господи! Не поставь им во грех, ибо не знают, что творят".

 

Люди, убежденные великим чудом в невинности святителя, стали рвать на себе одежды, побежали за ним, умоляя о прощении. Некоторые из них поспешили в Собор Святой Софии и повелели духовенству идти крестным ходом вверх по берегу реки к Юрьеву монастырю. Духовенство пошло с крестами, иконами. Весь Новгород - старые и малые - выбежал на берег с обеих сторон. Они кричали: "Возвратись, отче, не оставь сиротами чад своих, не поминай нашего согрешения пред тобой!" и, опередив святого и духовенство с крестным ходом, шли впереди всех.

 

Иоанн же неспешно плыл на плоту против течения, будто некая сила несла его. Когда духовенство подошло к тому месту на берегу, где уже собрался народ, начали все молить святителя, чтобы вернулся на престол.

 

Иоанн же, беззлобная душа, послушал их моление и, словно по воздуху паря, приплыл к берегу и даровал прощение людям. Они же, падая на колени, обливали слезами ноги его, прикладывались к его ризам.

 

Радость была всеобщая и даже виновник всего - бес "посрамися" и "воз-рыдася".

 

А святитель Иоанн с крестным ходом пошел в Юрьев монастырь, где его встретили под колокольный звон, с крестами и иконами. Иоанн вошел в церковь святого Георгия. Отпели молебен. Так с великою честью возвратился архиепископ Иоанн на свой престол.

 

А на том месте, где плот пристал к берегу, был высечен каменный крест, как свидетельство преславного чуда и в назидание новгородцам, чтобы впредь не дерзали сгоряча и необдуманно осуждать и изгонять святителя.

 

***

 

Распространенный в христианских "житиях" мотив о заключенном бесе восходит к сказанию о власти библейского царя Соломона, запечатавшего бесов в бутылках. Новгородская летопись отступает от этой традиции, насыщаясь народно - сказочными мотивами о состязании человека с нечистым, о взаимных их ухищрениях одолеть друг друга. Ученый Л.А. Дмитриев справедливо отмечает в "Житии Иоанна Новгородского" красочность, живость изображения целого ряда ситуаций, местный новгородский колорит. Все это и привело внимание Пушкина к данному тексту. В результате появилась комическая поэма "Монах".

 

Мотив путешествия героя на бесе был также использован Н.В. Гоголем в повести "Ночь перед Рождеством".

 

 

На главную