На главную

Легенды и предания древнего Новгорода

Составители: Абраменкова Т.В., Носкова О.А

 

Содержание:

 

От составителей

 

ГЛАВА I. Легенды и предания об Антонии Римлянине

 

1. Пришествие из Рима

2. Чудеса после смерти

 

ГЛАВА II. Легенды Иоанновского цикла

 

1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град

2. Битва новгородцев с суздальцами

3. Легенда о Щиле

 

ГЛАВА III. Обитель Варлаама Хутынского

 

1. Основание монастыря

2. Дар прозорливости

3. Дар чудотворения

4. "Сказание об умершем отроке"

5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III

6. Видение пономаря Тарасия

 

ГЛАВА IV. Конец самоправства Новгородского

 

1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой

2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой

3. Легенда об окаменевшем голубе

4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских колокольчиках

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ГЛАВА II. ЛЕГЕНДЫ ИОАННОВСКОГО ЦИКЛА.

 

3. Легенда о Щиле.

 

С популярным именем Иоанна связана любопытная по своей тематике легенда, изложенная в "Повести о новгородском посаднике Щиле", в которой активным действующим началом является настенное изображение. В ее основе устное предание о ростовщике - монахе Щиле, построившем церковь Покрова в Новгороде.

 

Повесть рассказывает, как посадник Щил занимался ростовщичеством. Собрав "имения многое множество", решил он построить церковь и испросил на это благословение у архиепископа. Когда церковь была готова, Иоанн отказался ее освящать. Он узнал, что церковь построена на неправедные деньги, полученные от отдачи капитала в рост, и приказал Щилу устроить себе в храме гроб, лечь в него и заказать по себе панихиду. Когда отпевание закончилось, гроб со Щилом неожиданно провалился в ад.

 

На этом месте образовалась пропасть. Архиепископ Иоанн, увидев это, ужаснулся. И вот, чтобы следить за тем, что будет со Щилом в аду, архиепископ приказал написать на стене над местом, где стоял гроб, изображение Щила в гробу, а священникам велел петь сорокаусты у сорока церквей.

 

О действиях этих заупокойных служб стали следить по настенному изображению, которое как - бы оживало и в точности воспроизводило все, что происходило со Щилом в аду. Через первые 40 дней заметили, что голова Щила вышла из ада. Еще через 40 дней на изображении ясно можно было видеть, что Щил вышел из ада до половины. Наконец, еще через 40 дней Щил вышел из ада полностью.

 

Легенда, попав в церковную среду, претерпела изменения: монах превратился в посадника, а повесть ставила своей целью показать, что церковь способна замолить любой грех, даже такой страшный, как ростовщичество.

 

***

 

К концу 60-х годов XV века перевес Москвы настолько определился, что представителям боярской партии Новгорода приходилось думать не столько об открытой борьбе, сколько о политике отсрочки по существу неизбежного конца новгородской независимости.

 

Роль заступника за Новгород перед Москвою после смерти Евфимия II принадлежит архиепископу Ионе. При нем вторично приезжает в Новгород Пахомий Логофет. Ему архиепископ Иона заказывает различные церковные службы, но при этом, наряду со службами новгородским святым, заботится и о службах святым, имевшим общерусское значение. Особенный интерес имеет заказанное Ионой Пахомию "Сказание о чуде преподобного Варлаама Хутынского"(1460). Но об этом наш следующий рассказ.

 

На главную