На главную

Легенды и предания древнего Новгорода

Составители: Абраменкова Т.В., Носкова О.А

 

Содержание:

 

От составителей

 

ГЛАВА I. Легенды и предания об Антонии Римлянине

 

1. Пришествие из Рима

2. Чудеса после смерти

 

ГЛАВА II. Легенды Иоанновского цикла

 

1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град

2. Битва новгородцев с суздальцами

3. Легенда о Щиле

 

ГЛАВА III. Обитель Варлаама Хутынского

 

1. Основание монастыря

2. Дар прозорливости

3. Дар чудотворения

4. "Сказание об умершем отроке"

5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III

6. Видение пономаря Тарасия

 

ГЛАВА IV. Конец самоправства Новгородского

 

1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой

2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой

3. Легенда об окаменевшем голубе

4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских колокольчиках

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ГЛАВА III. ОБИТЕЛЬ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО.

 

2. Дар прозорливости.

 

За свою добродетельную жизнь Варлаам еще при жизни был наделен даром прозорливости. Об этом существует несколько интересных преданий. Вот одно из них.

 

Живя в обители и ведя строгую подвижническую жизнь, Варлаам в то же время часто бывал в городе у владыки Антония. Путь на владычный двор лежал через Волховский мост, служивший в то время местом казни преступников, которых бросали в воду. Предание рассказывает, как однажды, проходя по мосту, он увидел приготовления к казни и остановил палача, который готовился сбросить в реку осужденного человека, испросив согласия взять его в монастырь. Освободив осужденного, Варлаам послал его в свою обитель, где тот, приняв иночество и пожив в монастыре, скончался.

 

Через некоторое время Варлаам опять оказался свидетелем новой готовящейся расправы с осужденным, родители которого бросились к ногам преподобного, умоляя вступиться за их сына. Но, к общему удивлению, Варлаам быстро прошел мимо, как бы не замечая окружающего. Казнь свершилась, а когда кто - то из братии, бывший очевидцем происшедшего, попросил объяснить этот поступок, Варлаам сказал: "Господь всем хочет спасения. Первый был действительно преступник, и ему надо было дать время покаяться и исправить жизнь свою. Второй был осужден безвинно и принял венец праведника прежде, чем земная жизнь могла испортить душу его. Бог благоволил потерпеть ему страдальческую смерть и мученическим путем войти в царство небесное. Вот почему я не мог за него ходатайствовать."

 

Другое предание рассказывает, как однажды, прощаясь с новгородским архиепископом, Варлаам изумил его обещанием приехать в следующий раз, в пятницу, на первой неделе Петрова поста (т.е. в июне) на санях. Но пророчество осуществилось самым неожиданным образом. В ночь на означенную пятницу выпало столько снегу, что действительно преподобный приехал в город по сан-ному пути. Он застал владыку в глубокой скорби о погибших хлебах, которые в это время уже начали цвести. Старец Варлаам успокоил его, объяснив, что без этого мороза настал бы голод, ибо все хлебные корни были поражены червем, который тенаступила жара, снег расстаял и напоил землю, как изобильный бла-готворный дождь. И урожай в тот год был действительно небывало богатым.

В память этого события владыка установил на все времена совершать в первую пятницу Петрова поста торжественный крестный ход из Софийского Собора в обитель.

 

Обладая даром прозорливости, преподобный старался предостеречь бра-тию от греховных падений. Как - то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Варлаа-му принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкой он сказал: "Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать?" Смущенные обличением, ры-баки пали к ногам его и просили прощения.

 

Научая других удерживаться от искушений, Варлаам и сам строго следил за собой, молитвой и постом подавляя с себе всякий дурной помысел. Однажды принесли ему свежую рыбу. Он захотел ее вкусить, но, подавив в себе это жела-ние, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвертый день святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: "Если же здесь хочешь есть сладкую пи-щу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлу-чился от мира в пустыню, чтобы служить Господу." Сказав это, он выбросил рыбу и помысел о сладкой пище не смущал его более.

 

 

На главную