На главную

Легенды и предания древнего Новгорода

Составители: Абраменкова Т.В., Носкова О.А

 

Содержание:

 

От составителей

 

ГЛАВА I. Легенды и предания об Антонии Римлянине

 

1. Пришествие из Рима

2. Чудеса после смерти

 

ГЛАВА II. Легенды Иоанновского цикла

 

1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град

2. Битва новгородцев с суздальцами

3. Легенда о Щиле

 

ГЛАВА III. Обитель Варлаама Хутынского

 

1. Основание монастыря

2. Дар прозорливости

3. Дар чудотворения

4. "Сказание об умершем отроке"

5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III

6. Видение пономаря Тарасия

 

ГЛАВА IV. Конец самоправства Новгородского

 

1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой

2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой

3. Легенда об окаменевшем голубе

4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских колокольчиках

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ГЛАВА III. ОБИТЕЛЬ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО.

 

1. Основание монастыря.

 

Варлаам Хутынский не был ни первым строителем монастырским в Новгороде, ни первым новгородским святым, но его посмертное почитание было также велико в Новгороде, как и Сергия Радонежского в Москве. С именем новгородского заступника связано много преданий и легенд, записанных в XV веке, но краткое "житие" Варлаама несомненно существовало еще в конце XIII века и стало древнейшим прообразом более поздних редакций XV - XVI веков, к числу которых относится и сочинение Пахомия Логофета.

 

Пользуясь несколькими вариантами "Жития Варлаама Хутынского", попытаемся восстановить важнейшие вехи его легендарной жизни и святости.

 

Сын богатых и именитых новгородцев Михаила и Анны, родившийся в 1156 г. и названный при крещении Алексеем, он рано приобщился к книжной премудрости и слову Божию. Вопреки увещеваниям родителей, с юных лет он отличался строгим воздержанием и неукоснительным соблюдением постов. А после смерти их принял пострижение и получил монашеское имя Варлаам, поселившись в Лисицком монастыре, в семи верстах от города вниз по течению Волхова, где, по преданию, были схоронены его родители.

 

Однако жизнь в большой обители не удовлетворяла сурового подвижника, который искал на-стоящего уединения. Верстах в трех ниже по течению Волхова была живописная, но пользовавшаяся дурной славой местность - Хутынь (иначе Худынь - "худое место"). Там, по народному верованию, с незапамятных времен свила себе гнездо нечистая сила и тревожила попадавших сюда людей.

 

Привлеченный красотой местоположения, Варлаам поселился там, поставив сперва крест и небольшую келью. Все дни он проводил в трудах, а ночи в молитве. Строго постился, носил суровую одежду и вериги ( хранящаяся в Хутынской обители власяница преподобного имеет 18 фунтов весу, а вериги 8 фунтов).

 

Много потерпел строгий подвижник от дьявола. Стараясь изгнать Варлаама, тот принимал вид разных животных, змей, чтобы устрашить его. Или возбуждал против него людей, чтобы оскорблениями от них принудить его оставить избранное им место. Но преподобный кротко переносил все обиды.

 

И вот однажды, находясь в чаще леса, поблизости от своей одинокой кельи, Валаам был поражен лучом света, озарившим местность, и в память этого знамения поставил на том месте деревянную церковь во имя Преображения Господня.

 

С построением и освящением церкви возник Хутынский монастырь, и Варлаам был поставлен игуменом над начавшей собираться сюда братией. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел иноков к духовному совершенству. Он сам не чурался никакого тяжелого труда, обрабатывал землю, выкопал колодец, который и сейчас цел.

 

 

На главную