«Знак вопроса» 9/91 Ветреная дочь астрономии?
Бондаренко Ю.Я. Что такое астрология?
Затихли гулкие шаги королевской стражи. Наступили настороженно тревожная тишина. Перед королевским троном и позе, выражающей покорность, стоял человек, предрекавший будущее. Па тре себе он оказался точен: только что скончалась возлюбленная короля, чья смерть была опрометчиво предсказана астрологом.
Людовик XI пристально посмотрел на введенного, слоимо пытаясь, пронзив его взглядом, докопаться до правды: «Ты хорошо угадываешь судьбу других, а сколько жить осталось тебе самому?»
Вопрос не из легких. Не так уж трудно доказать лживость любого ответа острим топором палача. Король насмешливо прищурился, ловя растерянность в глазах незадачливого предсказателя.
«Ваше величество, звезды сказали мне, что я умру через три дня до Вашей смерти». И столько спокойной уверенности ответе, что, вопреки довольно логичным подозрениям, король гик и не решился казнить астролога, находчивость которою спасли тому собственную жизнь, казалось бы, в безвыходном положении.
Вот перед нами увлекательно написанная книга одного из ведущих религиоведов нашей страны И.Р.Григулевича «Пророки «Новой истины». Автор безоговорочно относит астрологию к суевериям. Более того, ставит астрологов в один ряд с гадалками, чудотворцами, пророками и всякого рода сектантами.
Но если астрология—просто суеверие, являющееся одним из симптомов «хронической болезни капитализма», то для философского анализа она никакого интереса не представляет. Поэтому не удивительно, что ни в пятитомной «Философской энциклопедии», ни в «Философском энциклопедическом словаре» 1983 года издания астрологии не уделено даже крохотной статейки. Зато «Большая Советская Энциклопедия» с астрологией не церемонится. В ней говорится, что астрология—«ложное учение, согласно которому по расположению небесных светил, главным образом планет, якобы возможно предсказывать исход предпринимаемых действий, а также будущее отдельных людей и целых народов». Подобное же определение мы встречаем и в. .четвертом издании «Советского энциклопедического словаря».
Казалось бы, все ясно и на этом можно поставить точку. Но сегодня, когда переворачиваются целые пласты духовной жизни нашего народа, процесс переосмысления коснулся вопросов атеизма вообще и астрологии в частности. Образец—серия статей или, точнее, бесед об астрологии, подготовленных для журнала «Крестьянка» доктором химических наук, лауреатом Государственной премии СССР Феликсом Казимиро-вичем Величко. Представляя читателю «астрологию без мистики и тайн», автор начинает с того, что отмечает как в корне неверное «расхожее представление» о звездах, управляющих судьбой человека, и предлагает определение астрологии, резко отличающееся от тех, что можно встретить в привычной справочной литературе: «Астрология— наука, изучающая взаимосвязь ритмов человека и космоса и выясняющая законы гармонизации внутренних ритмов человека и внешних ритмов природы и общества»
Симпатичное определение, не правда ли? Свежее и современное, уводящее нас от опостылевших черно-белых красок в этом, брызжущем многоцветием, мире.
Безусловный интерес представляет и мнение астрологов-профессионалов , один из которых, основатель «журнальной» астрологии Дж.Неилор, например, полагает: «Астрология—это серьезное научное явление... При настоящем уровне познания она предлагает вполне реалистическую жизненную философию, а именно утверждает, что Земля является маленькой частью Солнечной системы и крошечной частичкой Вселенной. Земля и земляне не могут рассматриваться изолированно, они находятся под влиянием взаимодействующих сил Вселенной, и связи эти неисчислимы. Человечество развивается в зависимости от окружающих его явлений».
Здесь, как и в статье Величко, при определении сути и задач астрологии внимание акцентируется не на предсказаниях как таковых, а на проблемах взаимосвязи человека и космоса. Так, может быть, предсказания—не дело серьезного астролога, и тога пророка для него—это тога с чужого плеча или по крайней мере наряд, явно выходящий из моды?
Оглавление: |