На главную

Все номера

 


«Знак вопроса» 6/89


Найдутся ли ответы?

 

ИВАНИЦКИЙ Генрих Романович

От первобытной общины к современному обществу

 

Экономист. Тем не менее женщина, взявшая на себя независимо от причин функции «инкубатора», будет испытывать неудобства беременности, родовые муки, а, родив и вскормив в первые дни ребенка, она должна отдать его в другую семью и, может быть, больше никогда не увидит. Современное общество — это не первобытная община! Справедливо ли это?

 

Медик. Родовые муки сегодня воспринимаются как неизбежность или, если хотите, библейское проклятие. Но боль - это не неизбежность, а проявление какого-либо неблагополучия в анатомическом строении женщины или отклонения в положении и развитии плода. Обратимся к данным науки — палеоантропологии. Скелеты наших предков, найденные при раскопках, говорят о том, что таз у женщин был широким, в результате роды должны были быть легкими. Такая анатомическая конституция встречается и у современных женщин. Хотя существует очень большой разброс строения тела женщин как внутри одной расовой группы, так еще больший между различными расовыми и этническими группами. Есть женщины, для которых в основе родов могут лежать положительные эмоции. Все это весьма субъективно и говорит лишь о том, что и сегодня существует тип женщин, для которых вынашивание и рождение детей — это призванно.

 

Социолог. Не кажется ли вам, что возникает другая аналогия: профессии женщины-инкубатора, которая за плату вынашивает, рожает и вскармливает ребенка с другой древнейшей женской профессией — проституцией? Хотя, как вы утверждаете, «мать-инкубатор» делает добро отдельной семье и обществу в целом, я тем не менее не могу согласиться с превращением материнства в доходную профессию. Думаю, что здесь возникает много и юридических сложностей.

 

Медик. Сомнения и аналогии — едва ли достаточный аргумент для полного отказа от использования такого важного медицинского открытия. Каковым же должно быть правовое положение ребенка и матери-инкубатора — это действительно вопрос юриспруденции.

 

Юрист. Итак, ситуация: ребенок зачат вне организма жены (яйцеклетка жены оплодотворена спермой мужа или донора), и оплодотворенная яйцеклетка имплантирована другой женщине, которая рожает ребенка. Правильно я понял ситуацию?

 

Медик. Да.

 

Юрист. Видимо, супруги могут быть признаны родителями ребенка лишь при условии, что родившая женщина откажется от него, а они усыновят его. Все же юридически матерью ребенка надо считать ту женщину, которая его родила. Такая позиция, в частности, закреплена сегодня в болгарском законодательстве.

 

Физик. Представьте себе другую ситуацию. Женщина согласна выносить ребенка для другой семьи, подписала договор, даже получила деньги, но в процессе беременности и родов привязалась к ребенку и отказывается его вернуть. Как суд поступит в этом случае?

 

Юрист. Такой случай был в США. Поскольку договор подписан и каждая сторона добровольно не отказывается от своих прав, то суд признает, что «женщина, давшая добровольное согласие на искусственное оплодотворение с целью вынашивания ребенка для другой семьи, не может оспаривать свое право на ребенка».

 

Математик. Здесь очевидно, что должна быть симметричность прав женщины и мужчины перед законом в силу их равенства в современном обществе. Если биологическая связь с ребенком мужчины-донора не дает ему прав отцовства, то в отношении женщины возможен аналогичный вывод.

 

Юрист. Юридически все правильно. Тем не менее не все отношения в столь деликатных и интимных сторонах жизни, которые затрагивает метод ИВФ, можно регламентировать в правовых Нормах. Жизненные ситуации всегда будут богаче, чем наше воображение. Тем более что мужчина и женщина физиологически и психически отличаются друг от друга. В большинстве своем женщины психически ранимее, чем мужчины, и болезненно реагируют на лишение своих прав на ребенка. Здесь ничего не сделаешь — это биологический инстинкт сохранения вида.

 

Медик. Есть еще несколько проблем, вызывающих беспокойство. В процессе использования метода ИВФ можно регулировать пол ребенка, который определяется половой Y-хромосомой сперматозоида. С одной стороны, это явное достоинство метода, так как можно устранять риск наследственных заболеваний, передающихся по мужской или женской линии. Но с другой — умение управлять полом ребенка не приведет ли к социальным перекосам в структуре общества?

 

 


Оглавление:


От автора

Нужны ли «дети из пробирок»?

Угроза перенаселения

Технический прогресс и радость материнства

Эмбрионы для запасных частей

Женщины - инкубаторы

От первобытной общины к современному обществу

Проблемы пола и таланта

Индустриальное производство людей

Имеет ли человек право на смерть?

Смерть мозга – смерть человека

Самовосстанавливающееся равновесие

Сколько типов людей существует в природе?

Размытость границ классификации

Программа «Полис»

Послесловие

 

На главную

Все номера