Легенда для взрослых Размышления о потаённом живом Майя Быкова
Глава 10: Коркодел вчера и сегодня
ПРИМЕЧАНИЕ. Здесь нет необходимости пространно убеждать кого-то в том, что Борис Федорович Поршнев ученый самого высокого уровня из всех, чье внимание когда-либо привлекала тема реликтового гоминоида. Нет нужды перечислять гипотезы еще и других авторов. Они менее доказательны и не заинтересовали меня. С любыми попытками упрекнуть меня в тенденции к мистицизму (есть почему-то и такой вариант восприятия) не считаюсь, ибо они спекулятивны. Возможность свободно высказать свое мнение отношу только на счет плюрализма в действии. Тем, кому чуждо любое инакомыслие, разрешаю отнести этот раздел к жанру поэзии.
Каково положение с другими потаенными животными, со сведениями о них, доходящими до любознательного человека?
Большинство древнеславянских языческих празднеств и культовых отправлений проходило на природе — у кладезей, студениц, в полях и лесах. У праславян — сколонов — эти действа совершаются уже в начале бронзового века. Но такие архаичные культы дожили и до нашего века. Григорий Богослов в «Слове об идолах» упоминает: «О в реку богыню нарицать и зверь, живущь в ней, яако бога нарицая требу творить». Академик Б. А. Рыбаков предполагает, что под «зверем, живущим в реке», подразумевалась огромная ящерица, водившаяся в Восточной Европе вплоть до XVI века, когда именно таких ящериц видел С. Герберштейн, австрийский посланник в Московии.
То был образ реального животного в отличие от архаичных представлений о Ящере как божестве нижнего мира. По свидетельству Адама Олеария (середина XVII века), о котором упоминает в своей книге Б. А. Рыбаков «Язычество древней Руси», в Новгороде в языческие времена действовало святилище некоего полного божества, похожего на... крокодила. Очень точное слово — похожего. А то ведь начнутся выяснения всерьез — подходил ли тогда там климат для ящериц, а тем более крокодила. «Какое же местное божество могло быть предшественником Перуна в Перыни?» — задается вопросом автор КНИГИ. И сам на него отвечает, ссылаясь на легенду, занесенную в «Цветник» (1665 год): князь Волхова, а он имел облик «лютого зверя коркодела», залегающего в реке Волхове».
«Современная зоология,— пишет Б. А. Рыбаков,— плохо помогает нам в поиске прообраза ящера». Но если мы обратимся к «Запискам о Московии», написанным С. Герберштейном в первой половине XVI века, то найдем искомое в разделе о Литве: «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц (это уже ближе!) с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60—70 см) в длину и называемых гивоитами... В положенные дни людии очищают свой дом и с каким-то страхом со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище».
Этот рассказ не единственный. Так, псковский летописец в том же веке подтверждает: «В лета 7090 (1582)... того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие... и паки спряташися, а иных избиша».
Здесь уже речь идет не о «прикормленных гивоитах», а о речных ящерах, которые под влиянием неведомых, но определенно погодных обстоятельств обнаружили себя в массовых количествах. По Геродоту, примерно в VI веке до н. э. племена невров, жившие в основном в наиболее болотистой области Восточной Европы — Припятских болотах, были вынуждены покинуть свои исконные места и вселиться в страну будинов (юхновская культура) Из-за каких-то змей, 'внезапно наполнивших страну!.. В Белоруссии и детские игры, и хоровые песни до сих пор содержат сведения о ящерах. Часто этого зверя называют запросто— Яша, тем не менее хорошо представляя, что сокрыто под именем. И то же белорусское Полесье подарило нам сведения о встрече с ящером в восьмидесятые годы нашего века. Очевидец постарался сообщить о любопытном факте инкогнито, чтобы самому не стать объектом исследования.
Событие произошло на болоте, в месте никогда не замерзающих родников, в зарослях высоких камышей. Лесничий, человек довольно молодой и вполне современный, раздвинул камыши руками, чтобы взглянуть на теплый источник и... увидел: у воды присело на мощных задних лапах существо трехметрового роста. Оно разбиралось с пучком травы, зажатым в коротких передних лапах... Лесничий выпустил из рук камыш, и сцена из жизни дочеловеческого периода земли пропала (утверждается, что динозавры вымерли до появления человека).
Легенды, случаи, факты...
Речь идет не о слепой вере или неверии в подобные истории, а только о том, вписывается или не вписывается очередной рассказ или свидетельство во все, что мы слыхали на ту же тему в тех же местах,— в старое ли доброе время или во времена, близкие к нынешним.
К сожалению, ничего подобного тому, что якобы повстречал полесский лесничий, не сохранили для нас ни летописи, ни фольклор, ни этнография. Облик увиденного животного не имеет здесь аналогов. И думать всерьез об описанном случае нет оснований.
Но вот еще в «Универсальном описании Крыма» В. Каядараки, изданном в 1875 году, в главе «Пресмыкающиеся или гады» говорится о том, что страну эту в былые времена как-то периодически посещали какие-то чудовищные змеи... По сообщениям местных газет Феодосии двадцатых годов, однажды была отряжена рота красноармейцев для поимки гада, объявившегося в районе давно потухшего вулкана Карадаг. Однако сохранились свидетельства о встрече с морским чудовищем в районе Карадага уже весной 1952 года. Такой случай описывает Всеволод Иванов.
В Крыму со временем образовался прекрасный узел свидетельств, который можно было бы попробовать развязать. «Жизни не хватит»,— скажут скептик и пессимист. И будут правы? Эти вопросы такие же долгожители, как и сами объекты нашего интереса.
Впервые о земноводном удивительном ките (совсем не обязательна буквальная аналогия, но название именно таково) я услыхала от своего давнего коллеги Н. Данилина. Возможно, о нем знал и В. Пушкарев, ибо маршруты его проходили всего в трехстах километрах от предполагаемых мест обитания неведомого зверя— системы озер. Время от времени оно переползает из одного из них в другое и тем самым выдает свое присутствие. Ибо между водоемами после его прохода образуется траншея—будто бульдозер прошел.
Есть гипотеза, что самые крупные морские животные, в частности кит, возможно, не один раз выходили на сушу, полностью меняя образ жизни, и в конце концов опять ушли в воду. Так, в 1987 году Международная палеонтологическая экспедиция обнаружила в бассейне реки Инд череп китообразного животного, жившего не более не менее пятьдесят миллионов лет назад.
Это одна из самых древних находок подобного рода (а какая самая близкая к нашему времени?). Специалисты сочли, что слуховой орган животного был не приспособлен для жизни в воде. Это, как и найденные поблизости кости обитателей суши, дало ученым основание считать, что не все прапрадеды современных китов жили в море.
|