На главную

Все номера

 


«Знак вопроса» 8/89


Вдохновение по заказу?

 

ДМИТРУК Михаил Алексеевич

 

Умейте быть счастливыми

 

..Мы лежим  на  спортивных ковриках,  глаза  закрыты,  тела  расслаблены.  Звучит голос Алексея Васильевича:

 

— Представьте себе: вы только что проснулись... в своем детстве. Лицо согрето ласковым лучом» солнца, кожа лица теплая, мягкая, бархатная, свет проникает сквозь веки. Расслабьте глаза, почувствуйте, как реснички... отдыхают.

 

Произнося эти слова, Бояршинов меняет интонации голоса, передавая с их помощью свое состояние слушателям. Начал задушевно, трепетно, умиленно — закончил таинственным шепотом, тихо вздыхая. И я действительно почувствовал, как по лицу разливается тепло. Дрожащие от напряжения ресницы «расслабились» и стали «отдыхать». Дыхание успокоилось и было едва заметным.

 

-        Вы нашли в себе удивительно приятное, здоровое состояние — после сна,— говорит  актер,  играя  интонациями,  выделяя  каждое слово.— А  теперь  закрепите его физическими упражнениями. Можете сделать «березку» или «мостик» — кому что нравится. Так, с помощью 'статических поз, вы будете фиксировать каждое состояние.

 

Старательно стоим на лопатках, выгибаемся дугой, пытаясь сохранять ощущение «отдыхающих ресничек».' С непривычки .плохо получается — мышцы лица начинают дрожать.

 

Теперь вспомните выражение лица улыбающегося человека,— ласково говорит тренер,-- постарайтесь вызвать его у себя. Для этого надо изогнуть уголки губ, сделать морщинки у глаз, приподнять брови... Вот вы уже улыбаетесь — доброй,  счастливой   улыбкой   младенца.  Запомните  это4 состояние.   Закрепите  его.

 

Проделав с улыбкой физические упражнения, начинаем... .зевать. Для этого надо сначала' приподнять брови, потом наморщить нос, губы сделать «шепотом». Теперь напрячь мышцы языка  и  горла так,  чтобы  во рту образовалась «чаша»...

 

Мне удалось это сделать с первого раза, наверное, потому, что Бояршинов талантливо подсказывал нужное состояние интонациями.

 

—       Еще глубже зевок,-- говорил он очень низким,  прямо-таки  утробным  голосом,  переходящим  на  хрипящий  шепот.     Глу-у-убже!  Произнесите мысленно звук «у», представьте, что он звучит в горле. груди, еще ниже. Проведите этот импульс до пальцев рук и ног'.

 

Весь  зал   неудержимо  зевает   сладостно,  до  боли,   от  души.   У  меня  даже

выступили слезы.. Стоп. Это уже следующее состояние, а мы еще не закрепили предыдущего. По вот выполнены «на зевке» физические упражнения.

 

Теперь начинаем сознательно вызывать у себя.. слезы радости, умиления, блаженства! рыдающим голосом произносит тренер.— Одновременно подымите брови и наморщите нос как можно сильнее, продержите их так больше минуты.

 

Удивительно: из глаз седовласых мужчин, которым плакать как-то не к лицу, покатились слезы. Л женщины плакали с удовольствием, обильно увлажняя коврики... Впрочем, подглядывая интимные сцены, я нарушил условия занятий — и получил за это замечание. Желая загладить вину, опустил веки и... сам заплакал в три ручья. Л потом старательно закреплял полученный результат, отжимаясь руками от пола, роняя слезы на коврик.

 

Почему-то захотелось есть. Оказывается,, так и должно быть: следующее состояние, естественно вытекающее из предыдущего,— здоровый аппетит.

 

Вообразите, как вы нюхаете восхитительно вкусное блюдо,— говорит наставник голосом гурмана, предвкушающего обед.— Ах, как вкусно! Почувствовали аппетит — здоровый, богатырский! Вот он у вас на кончике языка, а теперь... на кончике носа. Аппетит разливается по всему телу, он уже в пальцах рук и ног, в корнях волос. Великолепное состояние! Аппетит не только к пище, но и ко всему приятному, красивому, интересному — аппетит к жизни.

 

Мы стоим, глотая слюнки, глубоко дыша. Ощущения и вправду богатырские — тело наливается приятной тяжесЛъю, дыхание распирает грудь, упруго напрягаются мышцы-. Кажется, еще немного — и ты оторвешься от пола в свободном парении... Не удивительно, что силовые упражнения для закрепления «аппетита к жизни» делали лихо — пол ходил ходуном, развилась сила богатырская.

— Отлично!— кричит .тренер могучим басом, перекрывая шум в зале.— По лестнице эмоций поднимаемся к более высокому состоянию. Вызовите в себе последовательно улыбку, зевок, слезы, аппетит. Теперь как можно выше подымите руки, как можно шире раскройте рот! Вообразите себя футболистом, забившим гол. Состояние восторга удачи, ликввание победителя, вы как будто кричите: «Го-о-ол!!!» А теперь закройте рот, наклонитесь вперед, упритесь руками в пол, расслабьте щею, бросьте голову...

 

Кто умеет, делает стойку на голове. Перевернулся и я— благо, упражнение знакомое. И, возвратясь в исходное положение, почувствовал легкое головокружение,   слабый   звон   в   ушах.   Оказывается,   и   эти   'ощущения   были    предусмотрены — они служат своеобразной разминкой перед самым высоким эмоциональным состоянием.

 

— Чтобы его достичь, надо быстро «проиграть», все предыдущие состояния, возвышенно звучит голос актера.— Вот реснички отдыхают, появилась улыбка, пошел зевок,- выступили слезы, разыгрался аппетит, пришел восторг... А теперь вообразите, что все вокруг озарилось ярким светом, мысленно пропойте самую высокую ноту, как будто она звучит у вас в переносице. Появилось ощущение необыкновенной силы и нежности, спокойной уверенности в себе. Оно преобразило ваше лицо, на нем — печать вдохновения...

 

...Пробуждение, улыбка, зевок, слезы, аппетит, восторг, озарение. Сочетание этих состояний похоже на семь цветов радуги: одно плавно переходит в другое, а все вместе они образуют гармоничное единство. Обретая его, человек становится здоровым, счастливым, талантливым. Именно такую задачу ставит перед своими учениками Бояршинов...

 

Прочитав это, скептик, наверное, возразит: но разве можно передавать другим свои эмоции .- ведь это не деньги, не вещь, а нечто духовное?

 

- Можно,— утверждает доктор медицинских наук, известный в Москве психотерапевт Владимир Абрамович Файвишевский, которого я попросил ответить на этот вопрос- Надо сказать, что сейчас среди многих людей распространено мнение, будто мы ощущаем настроение других благодаря испусканию каких-то лучей, природа которых не изучена. Однако современная наука располагает уже достаточным количеством фактов, свидетельствующих не о «лучах» или «полях», а о неосознанном восприятии «языка» тела, интонаций, мимики другого человека. Мы подсознательно улавливаем это своими обычными органами чувств, а они «объясняют» нам, «передают» состояние других людей.

Что ж, допустим, тренер действительно передал нам свое состояние. Но возникает другой вопрос, не менее каверзный: как можно тренировать полученные эмоции — ведь это не бицепсы, которые легко напрягать и расслаблять по желанию?

 

Вот что ответил на него доктор медицинских наук, заведующий лабораторией системных механизмов гомеостаза НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина Арсений Николаевич Меделяновский:'

 

— Чтобы хорошо запомнить какое-либо эмоциональное состояние, необходимо активизировать работу центральной нервной системы. Для этого надо усилить кровообращение, обмен веществ, энергообеспечение организма. Лучше всего с помощью физических упражнений. И нет ничего удивительного в том, что ученики Бояршинова закрепляют ими различные состояния: добрую улыбку, слезы радости, сладкий зевок и так далее. С другой стороны, положительные эмоции помогают раскрепостить тело, испытать ощущение «физической радости»,, когда (легко удаются самые сложные движения. Этот гармоничный синтез эмоций и движений многократно   усиливает   полезный   эффект   актерской   гимнастику.

 

И третий вопрос — принципиальный: почему Бояршинов 'не вызывает отрицательных эмоций?

— Упражнения для гимнастики чувств я стал собирать, как говорится, не от хорошей жизни,— рассказывает Алексей Васильевич. --- С войны вернулся израненный и больной, врачи считали меня безнадежным. И тогда я решил вылечить себя сам. Долго наблюдал за здоровыми людьми -- какие чувства для них наиболее характерны? И однажды подумал: что, если больной человек будет искусственно вызывать у себя эмоции здоровяка, не поможет ли это избавиться от недугов? Стал изображать у себя па лице улыбку,' -зевок, аппетит - и после многих дней упорных тренировок положительные эмоции действительно стали рождаться во мне, повинуясь усилиям воли. Срабатывал механизм обратной связи: стоило напрячь в нужной последовательности мелкие мышцы лица и горла, мысленно представить приятное состояние, как оно словно расцветало в тебе. Я продолжал тренировки много месяцев, и произошло чудо - недуги отступили.

 

Неужели и здесь сработал механизм обратной связи: здоровые эмоции вернули физическое Здоровье? Опыт последующих десятилетий подтвердил эту догадку. Многие ЛЮДИ смогли победить болезни, выработав в себе способность вызывать .положительные состояния с помощью разработанной Бояршиновым актерской гимнастики.

 

Но специально он не. занимается лечением. Его задача морально поддержать человека методами искусства, помочь ему реализовать, резервные возможности организма. Кстати, получать заряды положительных эмоций можно не только с ПОМОЩЬЮ этой гимнастики  их дают жизнеутверждающие произведения искусства, беседы с добрыми, веселыми людьми, общение с природой. Об их целительном воздействии на душу и тело люди знали с древних времен.

 

—       Известно и другое, — говорит Алексей Васильевич,— картины насилия  в искусстве,  унылые  и  мрачные ландшафты,  общение со злыми людьми травмируют психику впечатлительных личностей, которые нередко заболевают на нервной почве. Вот почему я не вызываю отрицательных -эмоций: они разрушают здоровье. А положительные — наоборот — приводят человека в норму. Он_ становится способным радоваться жизни, избавляется от- недугов, начинает работать творчески...

 

—       Итак, гимнастикой вы тренируете положительные эмоции. Но я видел фильмы, где вы играете отрицательные роли...

 

—Это совсем другое. Если хороший человек играет роль плохого, происходит нечто подобное прививке: актер вырабатывает в 'себе духовный иммунитет против зависти, злобы, гордыни и других  вирусов души.  Интонациями,  мимикой,  жестами он  невольно

 

передает свое неприятие чуждой ему психологии — игра не подавляет, а мобилизует зрителей. Вспомните Евгения Леонова в образе рецидивиста из кинофильма «Джентльмены удачи» —герой вызывает не страх, а отвращение, граничащее с брезгливостью. Но, как и в медицине, здесь нужно, знать меру: слишком частые прививки создают перенапряжение в_ организме, изобилие отрицательных ролей в фильме рождает трудности восприятия.

 

Похоже, что об этом не очень-то задумываются современные режиссеры. Стоит вечером наугад включить телевизор — раздаются душераздирающие крики и оглушительная пальба. Это неприятно людям, которые и так изнервничались на работе. А каково от такого «искусства» их детям...

 

Но если бы отрицательный эмоциональный настрой можно было получить только от недоброкачественных фильмов. Этим грешат многие виды искусства. Например, человек выходит на эстраду и передает свое состояние зрителям — а что, если он натренировал в себе отрицательные эмоции? По мнению Бояршинова, певец будет заражать ими слушателей, даже если поет о прекрасных переживаниях.

 

Не буду называть имена кумиров, чтобы не обидеть почитателей. Когда-нибудь они сами поймут, что дала им такая музыка. Но скажу о других певцах — тех, которые дарили людям здоровые эмоции.' Галина Беседина и Сеогей Тараненко многие свои песни исполняли в состоянии «слез радости», но это не имеет ничего общего с косметическими слезами известных героинь музыкальных мелодрам.'

 

Итальянские певцы Аль Бано и Рамина Пауэр дарили зрителям солнечную улыбку, недаром в их песнях так часто повторялось слово «феличита» — счастье. У них не было неестественных поз и выражений лица «улыбающихся» исполнителей, которые натренировали в себе отрицательные эмоции. А члены знаменитого квартета «Битлз» могли передавать слушателям самые разнообразные гармоничные состояния...

 

Увы, некоторых певцов, которые дарили слушателям здоровые эмоции, уже нет в живых — кто займет их место?

 

- Но не только плохая музыка разрушает здоровье и творческие способности людей,— продолжает Бояршинов.— Есть больные педагоги, которые передают свое состояние ученикам, крикливые начальники, провоцирующие стрессы у подчиненных, нервные мамаши, ругающие^своих детей... Увы, с кем поведешься, от того и наберешься. Сейчас эта пословица обретает прямо-таки .драматический смысл. За годы занятий АГГС передо мной прошли сотни людей с расшатанной психикой и здоровьем. Они или сами натренировали в себе отрицательные эмоции, или стали жертвами общения с их распространителями. В результате — частые нервные срывы, хронический стресс, тяжелые недуги, деградация 'ума. Таким людям не помогали лекарства, ведь причина их недугов — психологическая. Только натренировав противоположные, положи тельные эмоции, свойственные здоровому человеку, они избавились от болезней тела и души.

 

Похоже, Алексей Васильевич прав: отрицательные эмоциональные состояния захлестнули весь мир, породив «болезни века». Прошло то время, когда .они были сбалансированы положительными состояниями, нарушена гармония добра и зла, любви и ненависти, скромности и гордости...

 

По мнению Бояршинова, спасти цивилизацию может только актерская гимнастика гармонического совершенствования.' На первый взгляд звучит наивно. Но если задуматься... Разве люди бессознательно не стремятся получать' и тренировать положительные эмоции? Как любят дети веселые мультики, сколько поклонников у передачи «Вокруг смеха», насколько популярны комедии Гайдая и Рязанова:.. Увы, мы получаем их очень мало по сравнению с фильмами и передачами, в которых участвуют, больные люди, передающие зрителям отрицательные эмоции.

 

Мы любим иронизировать над улыбкой американцев, которые якобы искусственно вызывают ее, произнося слово «чи-и-из» («сыр»). Но'когда общаешься с американскими туристами, поражаешься естественности их веселья, которым они невольно заражают окружающих.

 

На многих японских фирмах рабочим и служащим каждую смену устраивают несколько перерывов для того, чтобы они... назевались всласть. Исследования показали, что зевота стимулирует умственную работоспособность. И теперь никто не считает смешным предаваться этому занятию в свободное время.

 

Подобных примеров можно привести немало. Но в каждом случае используется только одно состояние. А ведь Бояршинов учит вызывать целых семь, да еще в естественной последовательности и гармоничном сочетании. Насколько же эффективнее должна быть его гимнастика чувств, чем «американский» или «японский» метод, которые похожи на отдельные блюда с праздничного стола положительных эмоций.    

 

 


Оглавление:


К читателю

Предисловие

Компас указывает... на восток

Женщина-факир

Пришел, увидел... запомнил

Сон разума рождает гениев

Спать или не спать на рабочем месте?

Не   разрушайте   алгеброй   гармонию

Муза творчества — ЭВМ?

Умейте быть счастливыми  

 

На главную

Все номера