На главную

 


«Святые реликвии» - миф и действительность


С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская

 

Глава 3: Загадка Туринской Плащаницы

 

Осенью   1978   г.   в   итальянском     городе     Турине в     кафедральном     соборе св. Джованни Баттиста (Иоанна Крестителя) была выставлена на всеобщее обозрение реликвия, известная во всем мире как туринская  плащаница. Выставка была приурочена к 400-летию ее появления   в   Турине.   3   миллиона 300    тысяч    паломников    со всех   концов   света   (таково официальное  число посетителей выставки за шесть недель   ее   работы)   днем   и ночью стояли  в очереди,  в надежде    хотя    бы    издали взглянуть на святыню, которую  папа  Павел  VI   назвал самой   важной  реликвией   в истории    христианства.    Эта выставка   была   третьей   за последние   сто   лет.   Параллельно заседал конгресс на тему «Плащаница  и  наука», а по улицам бродили сотни людей,   вместо  одежды  завернутые   в   льняные   полотнища,   являя  собою  живое свидетельство   того,   до   какой   степени   мысль   о   необычности   этого   предмета овладела    умами    тех,    кто хотел   бы   узнать   разгадку этого феномена.

 

Что же собой представляет этот таинственный предмет? По утверждению католической церкви, плащаница (или покров) является тем самым полотном, в которое был завернут Иисус Христос после снятия его с креста и которое было найдено в пустой могиле после его чудесного воскресения. Она представляет собой льняное полотно размером 4,3 метра в длину и 1,1 метра в ширину.

 

В ряде мест на ней имеются повреждения, поскольку за свою долгую историю она испытала немало превратностей (пожар, ее перевозили из церкви в церковь и даже из страны в страну), но эти повреждения не затронули центральной части плащаницы, где и находится то, что сделало ее столь знаменитой,— изображение тела и головы человека. Цвет самого полотна желтовато-белый, а отпечатки на нем проступают в виде желтовато-коричневых пятен, при непосредственном наблюдении довольно расплывчатых, но тем не менее явственно очерчивающих тело, руки, ноги, лицо, волосы лежащего человека. На одной половине плащаницы это отпечаток человека, лежащего лицом вверх, головой к центру полотна, а на другой — такой же отпечаток со спины, так что отпечатки головы в лицевой и затылочной части почти соприкасаются.

 

Кроме желто-коричневых отпечатков лица и тела на плащанице есть более темные красно-коричневые пятна, соответствующие многочисленным большим и малым ранам Христа, которые, согласно евангельским сказаниям, были нанесены ему при распятии (следы ударов бича, уколов тернового венца, ран от гвоздей в запястьях и нижних частях голеней и от копья в правом боку). Всего этого вполне достаточно, чтобы миллионы последователей Христа, видевшие эту плащаницу или знающие о ней понаслышке, воспринимали ее как материальное свидетельство страстей господних.

 

Однако обратимся к истории. Первое документированное упоминание об этой плащанице относится к 1353 г.

 

Она появилась в полном смысле слова неизвестно откуда во Франции в местечке Лирей недалеко от Парижа во владениях графа Жоффруа де Шарни. Граф вскоре умер, унеся с собой в могилу тайну ее появления. В 1357 г. она была выставлена в маленькой церкви во владениях графа, сразу вызвав большой приток паломников и недовольство католического епископата, вполне резонно рассудившего, что неожиданное появление такой реликвии скорее всего свидетельствует о ее подложности.

 

Местный епископ Анри де Пуатье выразил порицание священнику за выставление плащаницы, а его преемник Пьер д'Арси обратился к папе Клименту VII в 1389 г. с просьбой запретить дальнейший показ реликвии, мотивируя ее тем, что некий (безымянный) художник сознался, что это дело его рук. 6 января 1390 г. Климент VII, объявленный впоследствии антипапой, произнес свой приговор по данному вопросу: плащаницу разрешалось выставлять только в том случае, если при этом разъяснялось, что это не настоящий покров Иисуса Христа, а всего лишь картина или рисунок, изображающие покров.

 


Оглавление  1  2  3  4  5


  

На главную