Коллекция рефератов |
Искусство и культура |
Буддизм. Живое учение Будды
ДОГМАТЫУчение о душе
Вселенная в буддизме имеет многослойное строение, Состоит она из десятков небес, то есть из 31 сферы бытия, которые расположены друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармалока, рупалока и арупалока. Кармалока — это низшая область бытия, в которую входят 11 ступеней — уровни сознания. На этом уровней все подвластно карме. Это сфера телесного и материального бытия. Только на высших уровнях ино начинает переходить в более возвышенную стадию. К более высокой сфере созерцания относится рупалока, в которую входят 12—27-й уровни. Здесь уже не приемлемо простое грубое созерцание, а требуется воображение, связь с телесным миром и формами вещей. Арупалока — наивысший и последний уровень — полная свобода, отрешенность от формы и телесного материального начала. Чувственный мир в буддизме хорошо показан на картине религиозного содержания, называемой «сансариин-хурде», то есть «колесо сансары». Огромный дух-мангус, слуга владыки смерти, держит в когтях и зубах большой круг — символ сансары. В центре круга, в небольшом круглом поле, сплелись тела змеи, петуха и свиньи. Эти животные являются символами злобы, сладострастия и невежества, они также отражают те качества, которые вызывают неизбежные страдания. Центральное поле окружено пятью секторами, которые соответствуют формам перерождения, возможным в сансаре. Верхние сектора отражают миры людей и небожителей, нижний — ад, который всегда расположен внизу. Правый верхний сектор посвящен миру людей. Фигуры, расположенные по нижнему краю этого сектора, символизируют прсстые земные человеческие-страдания: рождение, болезнь, старость и смерть (рожающая женщина, больной, старик и мертвец). Левый верхний сектор занимают тенгрии и асуры, находящиеся в вечной вражпс друг с другом. Они мечут друг в друга копья и стрелы. Левый и правый боковые секторы посвящены животным и биритам. Животные терзают друг друга, здесь побеждают сильнейшие. Страдания же бнритов состоят в неутолимом' голоде. В нижнем секторе круга расположен ад. На престоле восседает владыка смерти и ада — Эрлик-хаи (санскритское — Яма). Земные суды, пытки и казни нашли здесь отражение. Картина разъясняет и сам процесс непреложного закона перерождения в его буддийском понимании. 12 нидан охватывают 3 следующие друг за другом жизни. Все этапы, отражающие постепенный распад бытия, расположены на четко отведенных для этого местах и также символичны. Рисунки широким ободом опоясывают основной круг колеса. Уже прошедшая жизнь представлена двумя ниданами. Первая — в виде слепой старухи, которая не видит дорог, по которым идет, и не знает, куда она идет. Этот рисунок символизирует «омраченность» (авидья), где заблуждения в жизненных устремлениях и зависимость от собственных страстей неизбежно приводят к перерождению. Вторую нидапу представляет горше-чник, занятый изготовлением сосуда. Он символизирует «содеянное» (сансара, или карма). Настоящая (данная) жизнь передана 8 ниданами: 1-я нидаяа - обезьяна, рвущая плоды с дерева, — символ «сознания» (виджкяна). Эти первый момент перерождения, который предшествует вступлению в новую жизнь и, согласно буддийским представлениям, начинается с пробуждения сознания. 2-я и 3-я ниданы - человек в лодке и дом с заколоченными окнами - «настоящей жизни» протекают в период эмбрионального развития человека. Эмбрион лишен эмоциональных переживании. Поэтому показано, как постепенно складываются «шесть основных баз», включающих в себя зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и «манас», под которым понимается «сознание предыдущего момента*. 4-я нидана - обнимающиеся мужчина и женщина — «соприкосновение» (спарша). Принято считать, что ребенок еще в утробе матери начинает видеть и слышать, т. е. присутствует взаимосвязь чувств с сознанием. Но чувства эмбриона еше не могут быть эмоционально окрашены, то есть быть приятными или неприятными. 5-я цидана - человек, в глаз которого попала стрела — «чувство» (ведана). Символизирует эмоциональную область сознания, то есть осознанное переживание или безразличие, восприятие приятного или неприятного. 6-я нидана — человек с чашей вина - «чувство* постепенно вырастает в «вожделение» (тришяа). В «данной жизни» это перерождение происходит в период полового созревания. 7-я нидана - человек, рьущий с дерева плоды — «стремление», соответствует процессу всестороннего формирования человека, когда у него складываются определенные жизненные интересы и привязанности. 8-я, последняя нидана, — курица, высиживающая яйца. «Бава* • жизнь. Ото расцвет жизнедеятельности человека, упадок, старение и смерть. Будующая жизнь представлена двумя пнданами — «рождением* (джати) и «старостью и смертью? (джара-марана). На первой изображена рожающая женщина, на второй — фигура слепого и немощного старика. Рождение - это зарождение нового сознания, а старость и смерть — вся жизнь, так как с момента рождения начинается «старение», и в новой жизни вновь рождаются стремления и желания, выбывающие новое перерождение. Что такое личность и какие определения вкладываются в это понятие? Обратимся к литературе Абхндхаммы. Согласно традиции, принято считать что личность, состоит из: «чистого сознания» (читта, или виджняна); психических явлений в абстракции от сознания (чайтта); «чувственного» в абстракции от сознания (рупа); сил, формирующих и соединяющих предыдущие категории в конкретные сочетания, конфигурации (сапсара, чэтана). В буддийских текстах дается ссылка на то, что Будда отрицал существование души в том понимании, как осознает ее христианство. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, которая временно обитает в материальном теле, а затем покидает его после смерти, для того чтобы вновь найти себе другое материальное тело. Однако буддизм никогда не отрицал индивидуального «сознания», в которое включен весь духовный мир человека. Это «сознанием трансформируется и процессе личных перерождении и должно стремиться к успокоению и нирване, В соотиетствии с учением о драхмах «поток сознательной жизни» индивидуума с конечном счете является порождением «мировой души», непознаваемого сверхбытия. |