Коллекция рефератов |
Искусство и культура |
Деловая этика
Честная конкуренция
В международном предпринимательстве уже давно выработались определенные правила «рыночный игры», то есть в практике предпринимателей существует общепринятое поведение на рынке. Правила такой игры не выходят за рамки этического поведения деловых партнеров, хотя кого-то со стороны они могут оскорбить. Например, в сфере предпринимательства выработаны свои правила игры, которые чем-то напоминают игру о покер, где игрок старается блефовать, то есть, говоря простым языком, лжет. Но эту ложь нельзя назвать той ложью, как понимаем ее мы, поскольку каждый участник игры, во-первых, тоже блефует, во-вторых, все игроки знают, что прямодушие и откровенность здесь неприемлемы. В покере, как и в бизнесе, силен элемент случайности, но к итоге победителем становится тот, кто играет с неизменным искусством. Выигрывает тот, кто досконально знает правила игры» умеет глубоко проникнуть в психологию партнера, имеет железную выдержку и способность мгновенно, л эффективно реагировать на любую ситуацию, сулящую выигрыш., которую Мило предоставила фортуна. Блеф игроков не подвергается порицанию, так как «ложь» ради выигрыша считается вполне правомерной, ведь в игре каждый играет сам за себя. Неплохая карточная комбинация на руках — это полпобеды. Спокойный, с. железной выдержкой игрок, у которого значительно худшая комбинация на руках, может только своей уверенностью заставить соперника усомниться в победе. Конечно, этика покера отличается от этических идеалов цивилизованных межличностных отношений. Игра призывает настороженно> недоверчиво относиться к партнеру, игнорирует претензии на дружбу. В основе игры лежит хитрый расчет, намеренное сокрытие подлинной силы и намерений. Нельзя осуждать покер за его правила* так как в любой игре, будь то фехтование или шахматы, есть обманный ход, ложный выпад. Точно так же нельзя осуждать правила игры, выработанные в сфере предпринимательства. Ведь понятия «справедливо» и • «несправедливо» трактуются здесь совершенно не так, как трактовались бы общественной моралью. Для примера можно привести некоторые ситуации, в которых предприниматель может оказаться в затруднительном положении именно из-за того, что принятые им решения будут не соответствовать понятиям о «справедливости» в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Хотя некоторые решения могут быть осуждены и в этой «игре», но все будет зависеть от личных качеств бизнесмена, его честолюбия. 1. Предприниматель периодически встречает своего ста рого знакомого, который работает в конкурирующей фирме и за плечами которого множество разработок. Знакомый хочет при своей фирме открыть филиал, которым будет руководить. Руководство фирмы считает, что руководящая должность будет отнимать у ценного кадра много сил и отвлекать от раз работки новых проектов. Предприниматель давно мечтал «пе ретащить» старого знакомого в свою фирму. Подворачивает ся удобный случай. Как поступить? 2. Руководитель фармакологической фирмы считал, что 1 выпускает полезный для здоровья товар. Но ознакомившись с последними научными исследованиями, выяснил, что новое поколение успокоительных таблеток, которое приносит существенный доход, отрицательно влияет на психику больных. Как ему поступить? 3. Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Усовершенствование оказа лось весьма незначительным, то есть товар не оказался «но винкой» для потребителя, но на упаковке и в рекламе товара настойчиво звучит такое утверждение. Предприниматель уве рен, что «новинка» принесет изрядную прибыль. Как ему быть? 4. Предприниматель знает, что в конкурирующей, силь ной фирме открылась вакантная должность начальника отде ла. Его бывшая жена, с которой у него сохранились теплые отношения, проходит конкурс и получает эту должность: У предпринимателя открывается редчайшая возможность узна вать о новинках товара конкурирующей фирмы из первых рук. Как ему поступить? 5. У предпринимателя существует сеть дилеров. У одно го из наиболее результативных продавцов фирмы начались проблемы в семье - уровень .его продаж значительно снизил ся. Когда нормализуется его семейная жизнь - неясно, но пока фирма теряет большое количество продаж. У предпри нимателя возникает юридическая возможность ликвидировать нылапную этому дилеру торговую привилегию и заменить его Как eму поступить? 6- Начальник отдела маркетинга предлагает предпринимателю провести социологический опрос среди потребителей тойара конкурирующей фирмы, чтобы узнать отзывы о товаре конкурента. Чтобы не «засветиться» он предлагает Провести это интервьюирование под именем несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как поступить? Лаже малого количества таких примеров достаточно, чтобы понять, что создавшиеся ситуации могут разрешаться по-разному. Если сравнивать сферу предпринимательства с покером, го предприниматели становятся участниками игры, которая Проводится по особым эпическим канонам, а ее конечный результат — получение прибыли. Желая преуспеть и бизнесе, нужно научиться преодолевать препятствия, добиваться желаемых результатов полуправдой и недомолвками, если есть необходимость ** вводить конкурента в заблуждение. Изощренная игра и блеф — вот та комбинация условий, которая помогает добиться успеха, сколотить состояние и прорваться к власти. Что Же касается этики в конкурентней борьбе, то она должна быть честной, жульничество недопустимо. Предприниматель, ведущий «грязную игру», никогда не Добьется успеха, у него не будет хорошего и достойного партнера. Авторитет предпринимателя — успех его бизнеса. А завоевание авторитета — долгий, сложный и трудоемкий процесс. Можно обмануть заказчика один раз, но вряд ли удастся «провернуть*» такое же дельце вторично. Обиженный заказчик поделится результатами сделки с предпринимателями по бизнесу, й вряд ли кто:нибудь из ш зажйет ёьш> ЖмшУ" тым. А с таким отношением вряд ли к предпринимателю-обманщику потекут многочисленные заказы, обещающие солидные доходы. Прогноз таков: фирма-обманщик очень скоро развалится, так как сотрудничать с ней никто не будет. |