Коллекция рефератов |
Искусство и культура |
Крито-Микенская культура
Античным (от латинского «аитикус» - древний) миром называют группу государств, сложившихся в древности на побережье Средиземного моря. Важнейшими среди них были города-государства, созданные греческими племенами» и союз города древней Италии, возглавляемый Римом. Их высокая культура повлияла на дальнейшее развитие человеческой цивилизации в целом, фактически она легла в основу последующего культурного развития пародов Европы, будучи переосмысленной в свете более чем тысячелетней работы христианской мысли. Греческие мыслители и ученые, использовав достижения древневосточной науки и во многом превзойдя своих учителей, заложили основы научных знаний и дали названия различным отраслям науки, например; грамматика — наука о правилах письма, арифметика - наука о числах, география — описание земли и т. д. Такие имена, как Платон, Сократ, Аристотель, Гераклит и др. обрели авторитет символов начала истории философии как науки, а их суждения продолжали влиять на эволюцию основных направлений философской мысли и после гибели античного общества. Сочинения греческих историков, географов, философов, поэтов переведены на многие языки мира. Во многих европейских языках латинский язык сохранился в терминологии. Б русском языке насчитываются тысячи древнегреческих и латинских слов. Греческая и латинская письменности легли в основу современной письменности. Из греческого алфавита возник славянский, а затем и русский Латинским алфавитом пользуются многие народы мира. Именно в античной Греции впервые возник театр. Бессмертны памятники греческой скульптуры и архитектуры. Искусство греков неразрывно связано с образом человека, с утверждением красоты п значимости его облика, с раскрытием его гармоничного начала. Римская поэзия оказала огромное влияние на многих поэтов европейских народов, в т. ч. и на таких выдающихся русских поэтов, как Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др. Без знания истории Древней Греции и Рима, без изучения той эпохи, в которой наиболее ярко выразились исторически неповторимые и наиболее значительные ценности античной художественной культуры, современный человек не может в полной мере понять и оценить вклад древних греков в культурную сокровищницу мира. От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной, Античность остается и вечной школой художников. Мастера снова и снова обращаются к образам античности, разгадывая тайну гармонии и совершенства линий. Древняя Греция - клочок земли в бассейне Средиземноморья, все население которого но превышало, вероятно, двухсот-трехсот тысяч человек. И в этом маленьком мирке риди лась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия. Еще в конце ХЖ—начале XX вв, считалось, что история Греции началась с XII в. до н. а И хотя в исторических сказаниях и песнях-поэмах начала I тыс. до н. э. рассказывалось и древних царствах и подвигах героев того времени, многие ученые считали это поэтическим вымыслом и относили их к области мифологии. Перелом произошел, когда во многих местах Греции стали открывать памятники более древние, чем сстатки классического периода. Немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на территории турецкой деревушки Гиссарлык развалины легендарной Трои. Раскопки других ученых в Микенах, на остронах Родос и Фарос подтвердили предположение о существовании великой цивилизации, которая предшествовала классической эллинской, и отодвинули начале греческой истории еще дальше в глубь веков. Как известно, история Древней Греции делится на несколько этапов. Первый этап — XII—VIII вв. до ь. э. — на смену общинно-родовым отношениям приходит рабство, когда зарождаются первые зачатки классового расслоения общества. Второй этап — VII—V и большая часть IV вв. до н.;'. — расцвет и кризис античного варианта рабовладельческого общества с его специфической формой государственности — античным полисом. Третий этап — конец IV—I вв. до н. э. — кризис рабовладельческого полиса; ликвидация или ограничении государственной независимости полисов, консолидация рабовладельческого общества, создание путем завоеваний на Востоке огромных монархий. Это так называемая эпоха эллинизма Центром раннего этапа античности (конец Ш — середина II тыс. до н. э.) был остров Крит, а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. Б целом культуру этого периода (примерно XV в. до в э.) называют крито-микенской. В ней еще много неясного для историков Цо сих пор не до конца расшифрованы критские письмена.. Только предположительные ответы даются на вопросы: что это были за люди, к какой этнической группе они принадлежали, каков был их общественный строй И т. д. Часть ученых считает, что на Крите существовала рабовладельческая монархия. Другие полагают, что там было еще родовое, доклассовое общество типа военной демократии с вождем во главе. В 1900 г. выдающийся английский археслог А. Эванс приступил к раскопкам древнего города Кносса, где он обнаружил обширный дворец, построенный Б конце III тыс. до и. э. и полностью перестроенный около 1700 г. до н. э, КносскиЙ дворец заставил вспомнить греческий миф о Лабиринте. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал правитель Минас — царь, законодатель, глава морской державы. Пасифая, жена Миноса, воспылала безумной страстью к быку к навлекла на остров бедствия, породив чудовищного Минотавра. У Миноса был подземный дворец — Лабиринт, из которого найти выход было невозможно. Царь заключил ужасное чудовище в Лабиринт. Раз в девять лет Мииос отдавал ему на съедение семерых юношей и девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и выйти из ЛабириЕ1та с помощью клубка ниток, который дала ему Ариадна. Это могло бы быть сказкой, если бы раскопки на Крите не показали, что Лабиринт действительно существовал. Сказание о чудовищном быко-человеке Минотавре тоже имело историческую основу: на покрытых Фресками стенах Лабиринта, а также на каменных и золотых сосудах дворца постоянно встречаются изображения этого существа. Разумеется, Минотавр не результат экспериментов древних первопроходцев в области генной инженерии, а отражение их представлений о грозном божестве, являвшемся в образе гигантского быка, в чьей власти был подземный мир. Этот бык в гневе колебал земную твердь и вздымал огромные волны, захлестывавшие сушу. Крит -остров вулканического происхождения, и частые землетрясения породили миф о быке-колебателе, которого нужно было умилостивить, принося человеческие жертвы. На фресках, в скульптурных изображениям сохранилась информация о священном танце с быками, который исполнялся специально отобранными и обученными юношами и девушками - таврополами. Их жизнь была очень короткой - в 14— 15 лет они отдавали силы в последнем танце, где кх партнерами были быки, выращенные в особых храмовых стадах. Таврополы погибали, принесенные в жертву хтоническим подземным божествам. Позднее дворцы, подобные кносскому, были обнаружены и в других местах Крита. Можно было сделать заключение, что уже с ХХП в. до н. а на Крите существовали раннеклассовые государства. Особенного могущества и культурного расцвета критское общество достигло в XVIII—XV вв. до н. э. Раскопки на Крите и в Микенах показали связь двух культур. Возникло такое понятие, как крито-микенская культура. Стало ясно, что это была цивилизация эпохи бронзы с развитым общественным строем, с высоким уровнем техники и культуры. В 1952 г. удалось прочитать и часть найденных при раскопках документов. Это сделали английские ученые М. Вентрис и Дж. Чэдвик. Оказалось, что они написаны на одном из ранних диалектов греческого языка. Открытие этой письменности составило целую эпоху в изучении: древнейшей цивилизации Греции, показав, как много правды таилось в легендах и преданиях. Критские города и дворцы были разрушены в середине II тыс. до н. э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском морс и вызванного им землетрясения. Господство в Эгейском бассейне перешло к ахейцам, жившим в городах-крепостях материковой Греции. Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. |