Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Коллекция рефератов

Искусство и культура


Древнейшая римская религия

 

Сведения о древнейшей римской религии дошли до наших дней в передаче авторов, писавших о ней или ссылавшихся на нее в то время, когда большая часть ранних ее верований и установлений была уже забыта. Многое стало непонятным, имена богов, их функции, цель и смысл обрядов истолковывались под влиянием новых греко-римских идей, подстраивались под новые социально-политические потребности и философские доктрины. Истоки римской религии плохо прослеживаются в трудах великих пантификов, которые в более позднее время возглавляли римский культ. Эти пантифики часто были известными юристами. Профессиональное отношение их к общему духу римского права заставляло этих авторов истолковывать взаимоотношения людей с богами, порядок обращения к богам во всех возможных случаях с точки зрения юридической точности и аргументированности. Составленные жрецами книги — индигитаменты — строго регламентировали отношения людей и богов. Поздние христианские анторы смеялись над религией римлян, хотя судили о ней только по иидигитаментам, из которых следовало, что каждым моментом жизни человека, каждой стадией произрастания и созревания зерна ведали особые боги. Однако современные исследования древнеримской религии указывают на то, что такие сверхкошфетные божества не играли особой роли в живой народной религии.

По найденным надписям можно судить, что в древнеримской религии действительно было огромное количество богов. Однако данные, полученные путем изучения надписей и приписаваемого царю Нуме календаря с обозначением праздников и священнодействий и списка жреческих должностей, мало понятны, в современной пауке нет еще единого толкования этих источников.

Прежние исследователи самой важной чертой древнейшей римской религии считали отсутствие четкого представления о богах. Например, часто неясно, к какому полу относится то или иное божество, какое имя является основным для данного божества, а также то, что разнополые божества объединяются в пары, не связанные родственными или брачными узами. Часто в ранних источниках представление о божествах смешивается с представлением о неопределенных силах, присущих различным предметам и действиям— нумина (numina).

Иногда в религиеведении и у историкоп, изучающих древнейшую фазу развития римского общества, встречается представление о том, что у римлян не было аптропоморфизировапных богов, связанных между собой какими-то отношениями, а следовательно, не было и мифологии. Иногда древнейшую римскую религию называли полидемопизмом — особым восприятием мира, при котором он представляется полем дей ствия недифференцированных сил и соль.

Возможно, что постепенно из массы нумина стали выделяться древнейшие боги. Эти боги уже обладали индивидуальностью, набором функций и атрибутов, связывались какими-то отношениями с другими богами.

Однако эти теории впоследствии были опровергнуты. Современные ученые указывают, что нумина, которые якобы были древнейшими прообразами богов, не упоминаются в самых ранних дошедших до нас письменных памятниках, например в песне арвальских братьев и салнев, в формуле объявления войны, которую произносил глава коллегии, которая занималась международными отношениями, в эвокацио — заклинании, которое призывало божество врагов перейти на сторону римлян, а также в молитве, с которой римский полководец обращался к подземным богам, принося себя и неприятельское войско в жертву ради победы римлян. В более поздних источниках слово нумина могло обозначать и само божество, и понятие божественности, величия, могущества, волю бога, даже его функции. Поэтому термин нумипа применялся к сенату и императору, у некоторых авторов говорится, что один бог имеет много нумина.

Неясность в. том, к какому полу относится божество отразилось в обращениях к нему: «бог или богиня, муж или женщина». Древнейшее пастушеское божество Палее было и женского и мужского рода. Имя бога часто упоминалось с добавлением следующего обращения: «Бог такой-то, или каким бы другим именем ты ни пожелал называться». Часто древние божества как бы удваиваются, упоминаются в женском и мужском роде, например, Фавн и Фавна, Либер и Либе-ра, Шмона и Помои. Древние авторы пытались объяснить такую неясность тем, что, например, искупительная жертва для прекращения землетрясения приносится богу или богине, так. как неизвестно, какое именно божество трясет землю, поэтому, чтобы не ошибиться, лучше обращаться ко всем сразу. На Кипре имелось изображение бородатой Венеры, которая соединяла в себе мужское и женское начало. Вообще, гермафродитизм является достаточно распространенным явлением среди древнейших человеческих богов, которые часто представлялись носителями и мужского и женского начала.

Божества с неопределенным полом встречались не только в Риме, но это не было результатом неясных представлений о божестве. Скорее, такое представление вытекало из общих разным народам верований. Например, в древних крестьянских обрядах, относившихся к смене сезона, циклам земледельческих работ, плодородию земли, на церемониях и мужчины и жен-шипы, и девушки и пожилые женщины, и один человек и пара могли представлять духов деревьев, леса, хлеба, последнего снопа, весны, зимы. У германских народов очень долго сохранялся обычай выбирать короля и королеву .чая. В некоторых современных европейских языках сохранилось выражение «сажать месяц май», идущее от фаллических обрядов, призванных вызвать плодородие земли и богатый урожай.

Одним из древнейших римских богов, известных и у других италийских народов, был бог Янус. В довольно поздних источниках он упоминался как бог всякого начала, ему был поспящен .каждый первый день года и каждый первый день месяца. Имя Януса произносилось перед каждым обращением к богам. Янус был богом входов и выходов, ворот и дверей, его храм отпирали во время войн и запирали в мирное время. Однако г: дошедших до нас песнях салиев, восходящих к очень древним именам, Янус был гораздо более высоким божеством. Его называли богом богов и добрым создателем, что указывает па то, что первоначально Янус был создателем .чира, На то, что этот бог когда-то был верховным божеством, указывает тот факт, что жрецом Януса, возглавлявшим культ, поначалу был царь, позднее, при Римской Республике, г ж называемый «царь священнодействий», а еще позднее великий лантифик. Когда мифология перестала быть живым, развивающимся мировоззрением, и общий интерес к ней постепенно утрачивался, трактовка образа Януса развивалась в лвух направлениях. Во-первых, он стал богом всякого начала, а во-вторых, почитался как первый царь предков латинов и римлян, который жил на холме Яникуле. По преданиям, он взял в соправители Сатурна, а тот в благодарность научил ДИКИХ людей земледелию и дал им начатки цивилизации.

Еще позднее, в мифофилософских построениях, Янус истолковывался как мир, как бог, который st;e формирует, всем правит, которому ведомо прошлое и буд/щее (об этом свидетельствуют известные изображения Януса с двумя лица- % ми, одно из которых обращено назад, а другое вперед). О Янусе говорится как о силе, заключенной во всех элементах и связующей их, как о создателе человеческого рода, заботящемся о том, чтобы род не иссяк.

Римский поэт Овидий собрал различные версии о Янусе. В них этот персонаж изображается как живший на Яникуле царь, во время правления которого везде был \.ир и справедливость; как бог, сдерживающий войну; бог входов и выходов, небесный привратник, посредник между людьми и богами, который передаст богам молитвы и просьбы людей; бог заключения союзов. Самый глобальный и философски осмысленный образ Януса — первобытный хаос, из которого выделились составляющие мир элементы и возник упорядоченный космос. При этом Янус, который первоначально существовал в виде бесформенного шара, стал богом, блюстителем мирового порядка, вращающим ось мира. В этом образе есть известное сходство с существующим у многих древних народов архаическим двуликим богом неба. Интересно, что сотворение мира и управление миропорядком связывалось именно с Янусом, а не с верховным богом Рима Юпитером. Самые древние изображения Януса представляют его в виде металлического свода — так видели тогда люди небо. Поздние храм Януса строился в виде покрытой бронзой двойной арки на колоннах, которая символизировала небо.

Еще одним древнейшим мифом, имевшим влияние на римскую мифологию, был миф о происхождении людей от деревьев. Так, существует рассказ о том, что в лесах на месте будущего Рима жили когда-то фавны, нимфы и племя людей, рожденных стволами крепкого дуба. Эти люди не знали никакой культуры, и именно нх обучал впоследствии земледелию Сатурн. Культ деревьев и особенно дуба играл у римлян огромную роль. Дуб был связан с Юпитером, альбанские и римские цари носили венки из дуба. Кроме того, все альбанские цари имели прозвище Сильвий — «лесовик». П.ари Лльбы и Рима были воплощением духа священного дуба, а так как дуб был связан с Юпитером, то и царь латин стал Юпитером Лати-арисом, почитавшимся в горном лесу. С Юпитером был связан также и бук, о чем говорит тот факт, что Юпитер Фагутал почитался s буковом лесу на холме Фнгуталс.

Культ отдельных рош позже был объединен в общий праздник Лукарий. Во время этого праздника в роще Деа Диа — «Богини богинь» — приносили жертвы Юпитеру, Янусу, Ларам, матери Ларов, Флоре, Весте. Это были искупительные жертвы в возмещение нарушения покоя леса. Любой человек, который собирался срубить дерево, также должен был принести искупительную жертву. Упоминается бог Лукарие» который охранял убежище Ромула между двумя рощами. В имениях почитались священные деревья, самые древние изображения бегов изготавливались из ветвей дерева. Рощи были посвящены древнейшим римско-италийским божествам — Фавну и Фавне, Пику, Карменте, Карне, Робиго, Деа Диа, Минерве. Одни из этих божеств со временем теряли часть функций или забывались, другие, оставаясь божествами, входили и в легендарную римскую историю как цари или их приближенные. Так, Кар мента была нимфой-пророчицей, которая еще почиталась как помощница при родах, помогавшая правильному развитию зародыша, и как покровительница детей. А римская история говорит о ней как о матери царя Евандра, который был союзником прославленного Энея.

В Италии и Риме почитали фавнов, богов леса, защитников стад от волков, которые пророчествовали шумом листвы или предсказывали будущее людям, спавшим в лесу. По преданию, в день праздника фавнов — Фауналии — волки не смели трогать скот. Существовал еще один, очень древний праздник, связанный с культом Фавна. Это Луперкалии, праздник очищения и плодородия. В день его нагие юноши — луперки - бежали вокруг Палатина, стегая женщин ремнями из шкуры жертвенного козла. Этот обряд должен был сделать женщин плодовитыми, а также отогнать от стад волков.

Как священные почитались у римлян и некоторые травы. Марсу был посвящен грамен (гравилат), выросший из человеческий крови. Священной была вербена, росшая на Капитолийском холме, а также любой дерн, клавшийся перед жертвоприношением на алтарь.

Кроме культа леса, деревьев, трав у римлян существовал культ возвышенностей и камней. Ои этом говорит то, что одним из имен Юпитера было Lapis (камень). Клятва именем Юпитера Лаписа считалась особенно священной я нерушимой. Богиня женского культа, подлинное имя которой было табуированным, запретным, которая именовалась только Добрая богиня, также была каким-то образом связана со скалой.

Почитались водные источники, отдельные культы которых были объединены позже в едином культе бога Фонса. Ему был посвящен праздник Фонтаналий. В римских источниках говорится: «нет источника не священного.

Первобытные тотемические представления сохранились в культе некоторых животных. Почитался посвященный Марсу дятел, птица Юпитера — орел. Особенно трепетно древние римляне относились к волку, ему был посвящен праздник Луперкалии. Ромула и Рема, по преданию, выкормила волчица. С волками были связаны разные поверья. Считалось, что волчий жир и части тела волка помогают от болезней. При бракосочетании, когда новобрачная входила и дом жениха, порог натирали волчьим жиром. О связи культа волка с браком говорит поверье о том, что волчица всегда сочетается браком с супругом в присутствии почтенных свидетелей-волков, а овдовев, никогда больше не вступает в брак. Поэтому римляне уважали женщин, состоявших в браке только один раз. Очень распространена была вера D TO, ЧТО некоторые люди могут превращаться в волков. Человек которого волк, выйдя из лесу, увидит первым, по преданию лишался голоса. Шерсть и кончик волчьего хвоста помогали добиться любви. Если полк переходил человеку дирогу с правой стороны, это пред-пещало необыкновенную удачу.

Многие мифы у первобытных народов связаны с инициацией - обрядом посвящения, перехода ребенка в категорию взрослых. У римлян сохранились только отголоски инициальных обрядов, когда мальчик, становясь взрослым, посвящал свою детскую буллу домашним Ларам и приносил жертву богине юности — Ювентас. После этого мальчик мог надевать мужскую тогу. Возможно, какие-то отдельные элементы инициации сохранились в обрядах луперкалии и в обычае приносить богине Мании в дар кукол. Мания когда-то была мрачной хтокической богиней, в жертву ей приносились дети.

Важной чертой римской религии было то, что она изначально связана не с индивидуумом, а с коллективами. И другие религии, зародившиеся при общинном строе, принимали во внимание не отдельного человека, а сообщество, но в римской эта черта была особенно ярко выраженной и закрепилась на особенно долгий срок. Интересно, что у римлян человеческие институты и установления первичны но отношению к божественным, религиозным. По преданиям, культ тех или иных богов устанавливался царями. Цари или жрецы указывали отдельным родам и фамилиям, как и каких богов они должны чтить и как отправлять фамильный культ. Пантифики руководили религиозной жизнью присоединившихся к Риму городов, они решали, какие культы оставлять городам, а какие переводить в Рим. Еще позже первые декурионы римских колонии решали, какие в колониях будут почитаться боги, какие праздники будут проводиться в их честь. Даже землевладельцы, имевшие з собственности села, устанавливали, какие празднества и состязания культового характера будут там проводиться. Все это свидетельствует о том, что в представлениях римлян религия была функцией коллективов.

Поначалу у территориальных общин существовали отдельные культы, когда же эти общины соединились и римское общество, божества и культы также слились. Отголоском этого было предание об объединении культов римлян и сабинян, праздник Септимонтия, во время которого объединившиеся семь холмов, на которых стоит Рим, приносили семь жертв, а также другие праздники.

Боги, которые имели одинаковое имя или похожие функции, сливались, приобретали эпитеты и функции других, похожих по значению божеств. Поэтому главные боги римского пантеона имеют множество имен и эпитетов. Так, Юпитер почитался как бог света, бог неба и грозы, податель победы, хранитель границ, покровитель виноградников, гарант клятвы, А его эпитеты вобрали имена множества местных божеств: Луцетий (светлый или светоносный), Либер (виноградарь), Фругифер (плодоносящий), Дапалис (от священной трапезы — Да! [с, которую устраивал земледелец, моливший о хорошем урожае), Пенин (горный бог), Клитумн (бог реки Кли* тумн), Сумман (бог ночных молний).

Юнона, первоначально бывшая множеством богинь жен щин (существует указание, что у каждой женщины была своя Юнона, как у каждого мужчины - свой Гений), впоследствии стала крупной фигурой в римском пантеоне. Она была родо-вспомогательницей (Юнона Луцина), царицей (Популона), Ку-ритис (воинственная богиня, атрибутами которой были ко лесница и копье). Диана объединяла функции лесной богини, богини луны, родовспомогательницы. Фортуна богини-матери, кормилицы, предсказательницы, богини судьбы и счастливого случая. Геракл почитался как военный бог (Победитель, Непобедимый) и в таком качестве имел свою коллегию салиев, как и Марс. Но кроме того, он мог быть и богом при были, которому в Риме жертвовалась десятая часть торговой прибыли и военной добычи. После слияния сабинских и рим ских общин сабинская богиня Вакуна слилась с Церерой (богиня плодородия), Викторией (богиня победы), Минервой и Дианой

Таким образом, боги общин, вошедших в Рим, сливались, объединяли свои функции, становились общеримскими богами или же оставались местными божествами. А некоторые из них просто забывались.

В исторические времена Древнего Рима, от которых сохранилось достаточное количество письменных свидетельств, все священнодействия делились на частные, которые отправлялись отдельными родами или фамилиями и назывались сакра привата; следующими по количеству участников были сакра популярес, которые отправлялись различными общественными подразделениями граждан (например куриями); самыми массовыми были сакра публика, в отправлениях которых участвовал весь римский парод. Участие во всех разновидностях сакра было обусловлено не личным выбором, а причастностью человека к коллективу — фамилии, соседской, гражданской, профессиональной общине. Основной базовой производственной и социальной ячейкой общества была фамилия. Она включала главу фамилии и находящихся под его властью людей и имущество. Это были жена, сыновья и пнуки с их женами, незамужние дочери, рабы, зависимые клиенты. Имущество считалось собственностью главы фамилии, но его власть ограничивалась, с одной стороны, всем коллективом римских граждан, которые следили за тщательной обработкой земли и разумным обращением с имуществом и людьми, а с другой — наследниками, которые считались скрытыми совладельцами главу фамилии, и последний был обязан оставить им имущество не уменьшенным, а преумноженным. Кроме того, власть главы фамилии регулировалась святыми обязанностями яатрона по отношению к клиенту, а также мерами, которые смягчали власть господина над рабами. Фамилию объединяли к скрепляли фамильные культы, одним из которых был культ Гения главы фамилии, произошедшей из культа Гения рода.

В дальнейшем представление о Гениях расширилось и усложнилось. Гений мужчины олицетворял его способность к воспроизводству потомства и другие силы и возможности. В день рождения главы фамилии домашние приносили жертвы его Гению.

Центром фамильного культа был домашний очаг — Веста. Вся фамилия для принятия нищи собиралась вокруг очага, и любое принятие пищи носило священнодейственный характер, так как часть пищи всегда уделялась богам. Существовали и домашние божества — Пенаты, которые хранили дом в целом и вместилища продовольственных запасов.

Самым важным фамильным культом был культ Ларов, которые могли выступать как один фамильный Лар. Сейчас трудно установить, были ли первоначально Лары предками, душами людей, духами имения или же близкими к миру покойных хтоническими силами смерти и плодородия. Но к ним и к Пенатам обращались во всех важнейших случаях жизни — в момент вступления в брак, родоп, смерти, очищения фамилии. Лары всегда были связаны с местом, где люди чувствовали себя дома. Поэтому я дрезности не было строгого разделения между духами растительности, леса, дома. Само понятие фамилии включало и людей, и землю, и имущество. Поэтому Лары были связаны с домашним очагом, фамильной трапезой, деревьями и рощами в каждой усадьбе, которые также посвящались Ларам.

Принадлежность человека к фамилии давала ему определенные права и обязанности, которые длились, пока он участвовал в фамильных священнодействиях. Если человек переходил из своей фамилии в другую, он должен был отречься от прежнего фамильного культа. Новобрачная прощалась с Ларами фамилии отца, приносила им в жертву свои игрушки и украшения, а затем приносила в дар асе (монета) Ларам фамилии мужа.

Отправление культа. Ларов было непосредственной обязанностью главы фамилии. Это теснейшим образом связывалось с его правами владельца и дееспособностью. Наследник же главы фамилии, был ли он родственников или посторонним, обязательно отправлял сакра и нес все связанные с этим расходы. Впоследствии при дележе пмущеетт ему возмещались затраты.

Лары контролировали внутреннюю ЖИЭШ фамилии. Они следили за выполнением норм, регулирующих и упорядочивающих жизнь фамилии, соблюдение долга относительно детей, родителей, богов и родины. Злых и нечестивых, пренебрегающих своими обязанностями, Лары карами. Алтарь Лара находился возле домашнего очага. Если раб хотел спастись от гнева хозяина, он прибегал к алтарю. К домашним Ларам обращались в различных случаях и по различным поводам, как серьезным, так и мелким. Им приносили в жертву первые плоды, просили найти пропавшее, охранить членов фамилии, отправившихся путешествовать.

Кроме фамильных, были еще и Лары компитальные (ком-тштум — перекресток дорог). Этих Ларов почитали члены фамилий, чьи участки примыкали к дорогам. На перекрестке сооружали святилище, в котором делали стол эко отверстий, сколько было соседей. У этого святилища приносили жертвы Ларам, развешивали шары и кукол, изображавших свободных членов фамилий и рабов. Это должно было предотвратить смертные случаи. У святилища Ларои перекрестка справляли праздник Компитилий — праздник очищения и плодородия.

Кроме культа Ларон перекрестка были и другие культы соседских общин. На перекрестках проходили праздники богини Цереры, покровительницы земледелия, сопровождавшиеся песнями и криками; праздники Либера-Вакха, во время которых участники пели шуточные песни, качались на качелях, рядились в маски и совершали всякие угодные богам плодородия веселые непристойности», как писал римский автор Сервий Георгий. Был и праздник Терминалий — праздник хранителя нерушимости границ и добрососедских отношений Межсвсго камня, Термина. Соседи сообща принос или ему жертву и зажигали очистительные костры. На перекрестке трех дорог почиталась Геката Тривия, богиня колдовства» подземного мира, злых духов, насылавшая на людей безумие.

Более крупной общиной была община пага — долины, па которой располагалось несколько селений. Эта община имела своих богов и свои священнодействия. Самым важным была люстрация пага — ритуальный обход его границ, во время которого приносили жертвы Матери Земли и Цзрере. Культы пагов являются очень древними, и у римлян они сохранялись долго, несмотря на то что со временем земли Пагов перекраивали и приписывали их к разным городам.

Гражданская община в целом имела свои, общие для всего населения Рима, культы. У Рима было свое священное лерепо — смоковница, под которой волчица кормила Ромула и Рема. Смоковница была тесно связана с благополучием города, если какая-либо ветвь увядала, это считалось дурным предзнаменованием. На Капитолии рос священный луб, которому, по преданию, Ромул принес в жертву первое вооружение, снятое им с убитого военачальника врагов, посвятин его Юпитеру Феретрию. Па Ватиканском холме почитался священный каменный дуб. более древний, чем сам Рим. У Рима был свой священный очаг - Веста, который охраняли жрицы — весталки. Каждый год в первый день марта в святилище Весты с особыми церемониями зажигался новый огонь. Так фамильные очаги, очаги курий и римский священный очаг связывались воедино. Это символизировало и подчеркивало единство святынь гражданской общины и всех ее членов. Главкой в этом единстве была гражданская община, и н древние времена верховным жрецом всегда был царь. Сохранился обычай, по которому раз в год весталки приходили к царю и призывали его к бдительности. Возможно, царь был верховным жрецом Весты, так же как глава фамилии — фамильного очага.

Общинной святыней гражданской общины были Пенаты, по преданию, привезенные из Трои Энеем. Они хранились в глубокой тайне, приближаться к ним могли только жрецы. Нельзя сказать, с какими богами их можно отождествить.

Один из древнейших богов — Консус — был богом подземного хранилища, заготовленного на зиму зерна. В его культе сохранились отголоски древнейших бремен, когда зерно, собранное с общинных земель, поступало п общее пользование и распределялось между гражданами.

В жилище царя находилось святилище Земли и там же помешался центр коллегии Арвальских братьев, в которую по легенде первоначально входили 11 братьев и 12-ый — Ромул. Ежегодно эта коллегия устраивала торжественный праздник в городе и в роще Деа Диа, который сопровождался очиститслъпим обходом границ, жертвоприношениями, ритуальной трапезой и различными состязаниями. Целью этого священнодействия было благополучие осей римской общины.

Тесно связан с общинным характером Древнего Рима бог Квирин, которого впоследствии отождествили с основателем города Ромулом. Первоначально это был бог сабинян, а римляне понимали его как другую ипостась воинственного Марса — Марса мирного, покоящегося. Имя Квирина восходит к тому же корню, что и слово курия (coviria — собрание мужей). Поэтому современные исследователи считают, что Квирин был богом народного собрания римлян. Есть упоминание о том, что перед храмом Квирина росли два священных мирта, один из которых олицетворял сенат, а другой -плебс. Объединялся Квирин также с Янусом. По легенде, царь Нума воздвиг храм Янусу Квирину, который символизировал связь войны и мира. Формула объявления войны содержала призыв к Янусу Квирину. В общем смысле связь этих двух богов отражала связь космического порядка с порядком римской общины.

Таким образом, наиболее значимые и древние римские культы были в основном культами общин — фамильной, соседской и гражданской. Боги и культы, господствовавшие в древнейшем Риме, были порождены общинным строем и долго сохранялись в некоторых провинциальных областях. Они были отправной точкой дальнейшего развития религии римского мира, эволюции всех областей жизни Древнего Рима, которые развивались с разной интенсивностью, но в одном направлении. Римская религия никогда не знала длительного периода стройного, упорядоченного существования, в отличие от религии Древней Греции. Но она интересна тем, что в ее культах сохранились отголоски очень старых представлений людей о мире

  

Следующая страница >>>