Экономика |
|
Бизнес. Инвестиции. Ценные бумаги. Право |
|
Финансовый менеджмент
|
Факторинг как метод финансового обеспечения предпринимательской деятельности.
3. Правовая основа взаимоотношений в факторинге.
Основой осуществления факторинговых операций является договор факторинга. Он может быть открытым и закрытым. Открытый договор - покупателя ставят в известность о наличии фактор-договора, а кроме того, в фактор-договоре могут быть обозначены дополнительные условия. Закрытый договор - в случае подписания договора покупателя не извещают о его наличии. Различают договор о полном обслуживании. Такой договор обеспечивает 100%-ую защиту клиента. Единственной обязанностью поставщика является полный учет сделок с фактор-фирмой. Также может существовать и договор о предварительной оплате. Его основным преимуществом является автоматическое увеличение объема кредитования поставщика в зависимости от роста оборота клиента. Предварительная оплата предполагает также, что поставщик незамедлительно получает 70-80% от сумм счетов-фактур. Практика предварительного незамедлительного авансирования поставщика предполагает тщательные расчеты и определение уровня риска фактор-фирмы. Существует 3 метода установления кредитных сумм. 1. Каждому поставщику устанавливается лимит оплаты счетов. Если сумма задолженности покупателя перед поставщиком превышает сумму лимита, то банк требует, чтобы вся сумма платежей поступала в фактор-фирму, и после того, как долги уплачены, идет оплата поставщику сверх лимита. 2. Сумма выплат напрямую связана с определением ежемесячных объемов отгрузки. 3. Страхование по отдельным сделкам. Этот метод применяется в случае разовых нерегулярных поставок. Интересно, что в договоре факторного обслуживания специально оговаривается, что фактор-фирма (или банк) не несут ответственности за невыполнение договорных обязательств по поставкам продукции. Каждый их участников фактор-договора может хранить техническую, коммерческую и финансовую тайну. Широкое признание факторингового обслуживания в Западной Европе, США и Японии обеспечивается тем, что предприниматели либо принадлежат банкам, либо работают в тесном контакте. Банки, в свою очередь, имеют обширную информацию обо всех предприятиях и четко отслеживают элементы недобросовестности, наличие убытков. У банков есть свои рычаги давления. Если предприятие замечено в невыполнении своих финансовых обязательств, оно попадает в «черные списки». Это приводит к тому, что оно лишается банковской поддержки, доверия в своей стране или за рубежом. Положительным моментом фактор-обслуживания является то, что клиент, заключивший договор со соей фактор-фирмой, регулярно информируется о том, как оплачивают счета его покупатели. Банки, изучив своих клиентов, могут оказывать им и другие услуги, вкладывать свои средства в их предпринимательскую деятельность, давать предварительную информацию о возможных покупателях. Банк может поставить клиента на трастовое обслуживание. |