«Чудеса и Приключения» 7/95 ЛЕЧАЩАЯ ЭНЕРГИЯ ВНУТРИ НАСМихаил ФЫРНИН
Не всегда хомо сапиенс - «человек разумный» - отличался от других млекопитающих своей страстью к употреблению лекарств. Были в древности времена, когда врачи, заметив, что разные люди неодинаково переносят болезни, считали главнейшей своей обязанностью поддерживать в больных телесную силу. Наблюдения за излечением таких больных навели древнегреческого врача Гиппократа (IV в. до н. э.) на мысль о целебной силе самой природы: «Натуры — болезней врачи. Природа сама отыскивает пути без размышлений; она достигает нужного без указания и учения». Так родилось его требование к врачу -«помогать или по крайней мере не вредить целебным силам природы в организме».
Пытаясь определить эту целебную силу, римский врач Гален (II в.) называл ее «силой, образующей и питающей тело, регулирующей его отправления и восстанавливающей его в случае болезни. Все это производит целебная сила бессознательно, по законам необходимости, при помощи притягательной, удерживающей, изменяющей и изгоняющей силы». Гален тоже советует врачам, подобно Гиппократу, по возможности воздерживаться от вмешательства и предоставлять полную свободу целебной силе природы.
Аналогичное отношение к ней поддерживал и известный немецкий врач Парацельс (XVI в.), наблюдавший полное заживление запущенных ран без всякого участия врача. Он считал, что врач должен вмешиваться и пробуждать целебные силы в организме больного только в том случае, когда они сами по каким-то причинам не действуют.
Несмотря на то, что этот принцип применялся врачами на протяжении многих столетий, он сначала был отодвинут, а потом и забыт вследствие, как считал русский ученый И.Мечников, «иного характера общего направления медицины», сосредоточившейся на изучении болезней, а не здоровья.
В конце XIX, а особенно в XX веке вслед за серьезными успехами медицины стала развиваться неограниченная вера в ее возможности, и в частности в лекарства. Это, видимо, повлияло на поведение больных в целом, решивших переложить очень важную часть своей личной ответственности за сохранение собственного здоровья на врачей и лекарства. Так было удобней. Зачем бороться с вредными привычками, работать над исправлением дурного характера, придерживаясь определенных правил, пытаться изменить себя в лучшую сторону, да еще испытывая при этом известные нравственные муки, когда, заболев, можно обратиться к врачу и, проглотив таблетку, быстро выздороветь. Но, видно, в планы Природы такое поведение человека, желавшего получать здоровье как бы на дармовщинку, не вписывалось, поскольку оно останавливало в нем не только телесное развитие, но и духовное. Поэтому Природа, защищая самое себя в человеке (да и самого человека от его же собственного самоубийственного себялюбия), начала отторгать неумеренное и чаще всего ненужное потребление лекарств аллергическими заболеваниями, отравлениями и многими другими подобными болезнями.
Примерно так, если учитывать только одну проблему, да и то, конечно, в сильном упрощении, родились в современном нам мире целые поколения людей с отклонениями в здоровье и целые поколения врачей — часто великолепных знатоков своего дела, но с гипертрофированной верой в медицину и химические препараты; врачей, исчерпавших возможности старых знаний о природе, о человеке, причинах его болезней, методов лечения и т. д.
Было бы тем не менее неверно думать, что медицина совсем забыла о целебных силах самого человеческого организма. Все больше врачей начинало понимать, что способность человеческого организма выдерживать мощный натиск химических препаратов весьма ограничена. Хотя история медицины, по мнению самих же врачей, свидетельствует о невероятной способности человеческого организма выносить лекарства, для приготовления которых в разных веках и странах использовали помет, порошок, получаемый из мумий, опилки, кровь ящериц, сушеных гадок, сперму лягушек, глаза крабов, морские губки, рог носорога и части кишечника жвачных животных.
«Нет более глубокого заблуждения,— писал известный американский врач Н. Казинс в книге «Анатомия болезни с точки зрения пациента»,— чем распространенное среди широкой публики мнение, что лекарство подобно стреле, пущенной в определенную цель. На самом деле действие лекарства скорее похоже на дождь из игл дикобраза. Любой препарат, когда усваивается организмом, расщепляется (как и пища) на составные части. Поэтому практически нет лекарств, которые не давали бы хоть каких-нибудь побочных эффектов. И чем сложнее рецепт... тем серьезнее проблема отрицательного воздействия».
К тому же лекарства породили совершенно непредвиденную проблему. Понимая, что в некоторых случаях пациенту лекарства не нужны, но он ждет рецепт как бы для уверенности в своем выздоровлении, врачи, чтобы поддержать эту уверенность и подбодрить больного, стали выписывать весьма распространенную на Западе имитацию лекарства— так называемое плацебо (безвредные таблетки из молочного сахара, расфасованные как настоящее лекарство). Долгое время многие врачи рассматривали его в качестве «шарлатанских штучек», но после серьезных исследований стали относиться к нему как к мощному средству лечения, поскольку оно могло действовать гораздо сильнее настоящего лекарства. В одной из американских больниц, проводя эксперимент, давали первой группе из двадцати больных с определенной болезнью лекарство, а второй группе тоже из двадцати больных с тем же заболеванием— простую воду. Не только больные не знали, что они пьют воду, но и врачи, чтобы поведение их не потеряло всей серьезности и больные этого не почувствовали. Через неделю семнадцать человек в каждой группе были здоровы.
Поразительным было не только выздоровление тех, кто принимал воду, но и то, что они потом оставались здоровыми более продолжительное время. А те выздоровевшие больные, которые принимали настоящее лекарство, вскоре заболели прежней болезнью.
Эффект плацебо буквально взорвал представления врачей, считавших, что лечит только лекарство и ничто другое. В действительности же помогало, как считают новейшие исследования, не лекарство, а мысль самого больного, считавшего, что лекарство, выписанное врачом, может и должно помочь. Понятно, что вода не могла навредить больным, а лекарство могло, потому что у него есть побочное действие. У воды же побочного действия нет, и поэтому если вы способны пить воду как лекарство, она вас будет лечить. Ведь может же опьянять нас обыкновенная вода, когда мы пьем ее с особенной радостью, с сознанием восторга от ее прекрасного вкуса, свежести, чистоты, когда мы действительно осознаем, насколько прекрасен этот напиток.
Хоть раз в жизни, но почти каждый человек это испытал, когда был в определенном состоянии. Индусский мыслитель Шри Раджниш убежден, что Христос не превращал воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Тайна Иисусова превращения воды в вино состояла, по его мнению, в том, что «Он, должно быть, сказал им: «Пейте настолько радостно, чтобы вода стала вином». Потому что то, что нас опьяняет, находится не в вине, а в нас самих.
Врачи знают, что 90 процентов болезней созданы умом или определяются умом- То есть если ум захочет создать болезнь, то тело подчинится уму, поскольку ум всегда подчиняет тело. Логично думать, что если ум захочет убрать болезнь, то он это тоже сделает. Вера в исцеление или желание выздороветь во что бы то ни стало, пусть даже опираясь на совершенно фантастическую и невероятную мысль, действительно способна стать сильнейшим лекарством.
В двадцатых годах этого века французский врач Эмиль Кюи открыл даже особый метод лечения многих болезней, основанный на позитивном мышлении и аутосуггестии (самовнушении). В своей книге «Управление собой с помощью сознательной аутосуггестии» он писал:
' «Чтобы по достоинству оценить значение внушения или, более того, самовнушения, достаточно осознать, что подсознание управляет всеми нашими функциями. Сделайте так, чтобы вы поверили... что какой-либо орган, который не функционирует, должен вновь заработать, и приказ будет тотчас же передан и исполнен. Орган послушно подчинится и либо сразу, либо постепенно начнет функционировать нормально. Это просто объясняет, как посредством внушения можно остановить кровотечение, избавиться от расстройства желудка, заставить опухоль рассосаться, излечить паралич, восстановить пораженные легочные ткани, устранить варикозные язвы и т. д.»
Один в прямом смысле фантастический прием, учитывающий чисто энергетический взгляд на развитие болезни, предложил уже упоминавшийся Шри Раджниш. Он советует, если у вас заболит голова, попробовать принять эту болезнь, сказав себе: «таков путь тела» или «таковы вещи». Не создавайте борьбы, не начинайте воевать с болезнью. И если вы сможете принять вашу головную боль - она исчезнет.
«Проверьте это; если вы принимаете болезнь, она начинает рассеиваться. Отчего так происходит? Оттого, что когда вы боретесь, ваша энергия разделена- половина энергии движется в болезнь, в головную боль, а половина энергии борется с головной болью, и возникает трещина, промежуток и борьба. В действительности эта борьба и есть более глубокая боль. Если вы принимаете, если вы не жалуетесь, если вы не боретесь, тогда энергия становится единой внутри и трещина соединяется. И освобождается очень много энергии, ибо теперь нет конфликта; и высвобождение энергии само становится лечащей силой. Лечение не приходит извне. Все лекарства могут сделать только одно: помочь телу привести в действие свою собственную лечащую силу. Все, что может сделать врач, это помочь вам найти вашу собственную лечащую энергию. Здоровье не может быть навязано извне — это цветение вашей энергии».
Итогом как бы научных взглядов на эту проблему может, пожалуй, служить ответ Альберта Швейцера на вопрос гостившего у него в Ламбарене американского врача Н. Казинса: «Почему знахарь может помочь каждому из нас?» Швейцер посчитал, что Казинс просит раскрыть секрет, который врачи держат при себе еще со времен Гиппократа. «Знахарь преуспел по той же причине,— сказал Швейцер,- по какой все мы (врачи) добиваемся успеха в лечении. У каждого пациента есть свой собственный «внутренний» врач. Люди приходят к нам в больницу, не зная этой простой истины. И мы добиваемся наилучших результатов, когда даем возможность «внутреннему» врачу приняться за работу».
Думается, что в приведенных выше случаях были затронуты примеры так называемого психического лечения жизненной энергией, названной в Древней Индии «прана», что означает «разум, сила». Подобные случаи исцеления основаны на сознательном или бессознательном управлении этой жизненной силой, находящейся не только в человеческом теле, но и во всем окружающем пространстве. По мнению индийских йогов, электричество, тепло и тому подобные виды энергии есть тоже одна из форм этой жизнедеятельной силы, без проявления которой замерла бы жизнь не только в нашем маленьком человеческом теле, но и во всей гигантской Вселенной.
«Жизненная Сила лежит в основе всякого физического движения в теле,- пишет Рамачарака.- Она способствует циркуляции крови, передвижению клеточек, вообще всем действиям, от которых зависит жизнь физического тела. Без этой жизненной силы не могло быть жизни, движения, действия. Некоторые называют ее «нервной силой» — все это та же сила, как бы ее ни называли. Это- сила, высылаемая напряжением воли из нервной системы, когда мы желаем привести в движение какой-нибудь мускул. И именно эта сила заставляет мускул двигаться.
Через пищу, Воду, вдыхаемый воздух человек снабжается жизненной силой. Она накапливается в мозге и крупных нервных центрах и распределяется по всему телу по нервам, как по проводам. Жизненная сила есть у всех людей, и все они имеют возможность увеличивать ее количество и передавать другим людям, исцеляя их таким образом от болезней. Поэтому способность врачевания есть наше «Божественное наследство, а не дар, уделяемый лишь немногим. Это дар естественных сил, увеличивающийся при применении и при сохранении веры в себя».
Многочисленные примеры указывают нам на то, что здоровье человека по своей природе не автономно, то есть не принадлежит каждому из нас лично, а вписывается в закономерности, которым подчиняется Земля и Вселенная. А значит, истинная тайна здоровья, содержащая в себе и тайну жизненной силы — самой загадочной силы на Земле, кроется в соблюдении законов тела, Земли, Вселенной, поскольку, по словам Рамачараки, «законы Природы созданы для поддержания здоровья. Жизнь проникнута Великим Разумом, и всякий естественный закон является законом Божественным и должен быть признан и чтим как таковой».
|