На главную

Оглавление

   

Наука и жизнь: По следам нереид, тритонов и русалок

 

Александр Горбовский  www.nkj.ru

 

Историк и писатель Александр Горбовский дебютировал в "Науке и жизни" в далеком 1964 году с большим и очень интересным, публиковавшимся на протяжении пяти номеров материалом о загадках древней истории. В последние годы наш автор, живущий теперь в Лондоне, отыскивает в библиотеках, музеях и архивах редкие, зачастую забытые и малоизвестные материалы о чудесах и загадках природы. Историк собирает факты и свидетельства. Можно соглашаться или спорить с выводами, но нельзя не признать, что встречи с русалками, о которых рассказывает публикуемая статья, - один из любимых сюжетов в рассказах и бывалых мореплавателей, и скромных крестьян, в жизни не бывавших дальше райцентра. Таких рассказов полны дневники и отчеты этнографических экспедиций. Стоит ли за этим нечто большее, чем буйная фантазия очевидцев, - судить читателю. Биологи, во всяком случае, уверены, что такие "гибриды" человека с рыбой не существуют.

 

 

ВИДЕВШИЕ СВОИМИ ГЛАЗАМИ

 

 

Известный мореплаватель и открыватель новых земель Генри Гудзон, плавая неподалеку от Новой Земли, в корабельном журнале своей рукой записал: "Сегодня утром один из моей команды, выглянув за борт, заметил русалку. Тогда он стал звать остальных и пришел еще один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна ее опрокинула. От пупка и выше ее спина и грудь были, как у женщины... у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад; нижняя часть ее тела завершается хвостом, как у морской свиньи или дельфина, но блестящим, как у макрели. Имена матросов, которые ее видели, Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.".

 

Записал это в корабельном журнале, повторяю, тот самый Гудзон, ответственный и авторитетный путешественник и географ, чье имя носят залив в Канаде, река и пролив, открытые им.

 

О встречах с русалками упоминали в своих записках Колумб и некоторые из его спутников.

 

Исландская летопись "Speculum Regale" (XII век) так писала о них: "У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют "Маргигр". Существо это до пояса выглядит, как женщина, у нее женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у нее во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе - у нее рыбий хвост, чешуя и плавники".

 

В те годы, когда о встрече с русалкой писал Гудзон, такие встречи в тех же краях случались, похоже, не так уж редко. Капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах: "Не могу не сказать несколько слов о странном существе, которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное существо очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины; глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы. На голове ее было много синих полосок, напоминав ших волосы, но, несомненно, это не были волосы. Я и человек из моего экипажа, что был тогда со мной и который жив и сейчас, разглядывали существо это довольно долго. Когда оно было приблизилось к нам поближе, я, опасаясь, чтобы оно не бросилось на меня, отступил назад, оставаясь от него на длину копья. Дело в том, что в плавании я видел не раз, как большие киты и другие огромные рыбы выскакивают из воды, подпрыгивая высоко. Отступая назад, уверяю, я только это имел в виду. Существо же это, заметив, что я отступил, нырнуло и поплыло к месту, где я высадился какое-то время назад. При этом оно часто оборачивалось на меня. Я же теперь смог рассмотреть его плечи и спину до пояса, которые были квадратны, белы и гладки, как у человека. Каким тело его было спереди, от шеи и ниже, я рассмотреть не мог.

 

Какое-то время спустя это же существо подплыло к лодке, в которой был в тот момент мой слуга Хоридж, ныне капитан Ост-Индской Компании. Существо ухватилось двумя руками за край лодки и пыталось в нее забраться. Бывшие в лодке перепугались, и один из них со всей силы ударил его по голове. Тогда оно оставило их в покое. Позднее оно приблизилось еще к двум лодкам в той же гавани, которые стояли у берега. Моряки в страхе выскочили на берег и оттуда на него смотрели.

 

Я предполагаю, это была русалка или водяной. Поскольку другие писали о таких существах, я решил рассказать то, что видел сам и что есть самая истинная правда".

 

Петр I в бытность свою в Голландии увидел гравюру с изображением русалки в одной из книг. Конечно, нужно было быть тем, кем он был, чтобы заинтересоваться этим настолько, чтоб разыскать издателя и попросить его уточнить у автора, какие есть у него доказательства, что русалки действительно существуют.

 

Автор книги, главный администратор церквей в колониях, ответил незамедлительно. "1 мая 1714 года, - писал он, - при ясной спокойной погоде я видел сам на расстоянии примерно в три длины корабля какое-то человекообразное существо, обитателя моря, голубовато-серого цвета. Оно поднималось над уровнем моря, и на голове его было что-то вроде рыбацкой шапки или нароста из мха. Кроме меня видел его весь экипаж. Существо это было обращено к нам спиной, но оно почувствовало, видно, что мы приближаемся, нырнуло под воду и больше не появлялось".

 

"... Как подтверждение того, что твари, подобные той, что изображена на гравюре, действительно существуют, - продолжал он, - позволю себе сослаться на свидетельство, которое совершенно достойно доверия. В 1652 или в 1653 году лейтенант, бывший на службе компании, видел два таких существа в заливе возле островов Керам и Боэро, департамента Амбоина (нынешняя Индонезия. - А. Г.). Они плыли рядом, что давало повод предположить, что были они женского и мужского пола. Через шесть недель в том же месте они появились опять, и видели их теперь человек пятьдесят. Существа эти были зеленовато-серого цвета и от головы до пояса имели совершенно человеческую внешность и руки, нижняя же часть тела у них сужалась, сходя как бы на нет".

 

Завершал свой ответ главный администратор весьма галантно. "Если бы в распоряжении моем оказалось подобное существо, - писал он, - я бы его от всего сердца подарил бы Вашему Царскому Величеству, чей интерес к любопытным предметам заслуживает всеобщей похвалы".

 

Имеется много и других свидетельств подобных встреч, свидетельств более поздних и не менее убедительных. В "Таймсе" 8 сентября 1809 года опубликовано письмо директора школы в городке Сурсо, Шотландия. В письме он рассказывал, как вместе с несколькими спутниками, "будучи в трезвом уме и доброй памяти", видел русалку, которая расчесывала волосы на уступе скалы. Через несколько минут она нырнула в море и исчезла. "Должен заметить, - продолжал он, - что до того, как я увидел это собственными глазами, мне нередко случалось слышать такие рассказы, причем от лиц, в чьей правдивости я никогда не позволил бы себе усомниться. Но тогда, как и многие, я не был склонен верить этим свидетельствам. Должен признаться, что только когда я увидел сам этот феномен, я убедился в его реальности. Я буду рад, если это мое свидетельство будет способно в какой-то степени утвердить факт реальности этого феномена, который натуралистам представляется невозможным, или поколебать скептицизм других, готовых оспаривать все, если только они не видели этого собственными глазами".

 

Свидетельств такого рода слишком много, чтобы на них просто махнуть рукой. Иногда очевидцев было несколько, некоторые заверяли свои показания у нотариуса, а другие подкрепляли их клятвой на Библии.

 

В нескольких случаях русалок удалось освидетельствовать более досконально. 31 октября 1881 года американские газеты сообщили о том, что в заливе выловлено тело русалки. Находку доставили в Новый Орлеан, где выставили на всеобщее обозрение.

 

"Это морское чудо хорошо сохранилось, - писал репортер бостонской газеты, сам внимательно осмотревший русалку. - Голова и тело ее убедительно показывают женское ее начало. Черты лица, глаза, нос, зубы, руки, груди и волосы - все это совершенно человеческое. Волосы на голове светлые, шелковистые, несколько дюймов в длину. Кисти рук завершаются, однако, не пальцами с ногтями, а когтями, напоминающими когти орла. Выше пояса она представляет собой полное подобие женщины. Ниже пояса тело этого существа совершенно такое же, как у кефали, что водится в здешних водах, - чешуя, плавники и точно такой же хвост.

 

Многие опытные рыбаки и рыболовы-любители освидетельствовали ее и в один голос сказали, что ничего подобного в своей жизни они не встречали. Ученые мужи точно так же оказались в полной растерянности. Их заключение было, что, поскольку русалка - сказочный персонаж, они не берутся классифицировать ее или отнести к какой-то известной группе живых существ".

 

В 1830 году в Британском музее для обозрения выставлена была мумия русалки. А в Королевском медицинском колледже многие годы хранились две мумии или чучела русалок. Обе они сгорели во время Второй мировой войны, когда в здание попала бомба.

 

И хотя сегодня в сознании многих русалка не больше чем сказочный персонаж, свидетельства о встречах с ними известны со времен незапамятных, со времен Древнего Египта и Вавилона. Древнегреческий историк Мегасфен подробно писал о русалках. Плиний Старший, римский ученый и энциклопедист, в своей "Естественной истории" описывал их.

 

О русалках знали на Дальнем Востоке, в Китае. И в Америке - тоже, задолго до появления европейцев. На наскальных изображениях здесь встречаются фигуры женщин с хвостом вместо ног.

 

НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ НАМНОГО МЕНЬШЕ ЛЮДЕЙ

 

 

В 1830 году на острове Бенбекула, одном из Гебридских островов, местные жители собирали водоросли вдоль кромки прилива. Море было совершенно спокойным, и одна из женщин, услышав внезапный всплеск, обернулась. Она увидела рядом с собой, буквально в нескольких футах, в воде, существо, "представлявшее собой как бы женщину, только в миниатюре". На ее крик сбежались другие и в изумлении наблюдали, как существо это радостно резвилось в воде, ныряло и кувыркалось, как малый ребенок. Близость людей русалку ничуть не смущала и не пугала. Но когда мужчины, что были там же, попытались вброд обойти ее с моря, чтобы поймать, та тут же поняла их маневр и без труда отплыла подальше. Мальчишка, под одобрение взрослых, стал кидать в нее камни, и один, к восторгу всех, угодил в нее.

 

По этой причине или от шока русалка через несколько дней погибла. Там же на побережье прилив принес ее тело. Местный житель, что сам видел ее, писал: "Верхняя часть этого существа была, как у хорошо упитанного ребенка трех-четырех лет, но с ненормально развитыми грудями. Волосы - длинные темные и блестящие, кожа белая и мягкая. Нижняя часть тела представляла собой хвост, как у лосося, но без чешуи".

 

Известие о происшедшем, о чем написали газеты, собрало на побережье толпы людей, желавших убедиться во всем своими глазами. Им это удалось. Еще в 1900 году исследователь, который побывал в тех местах, застал людей, которые своими глазами видели то существо, лежавшее на берегу, и даже трогали его, и охотно рассказывали об этом.

 

Никто не знал, что делать с русалкой, пока местный шериф Дункан Шоу не распорядился изготовить для нее саван и гроб и похоронить там же на берегу, немного повыше места, куда ее вынес прибой. Тем из сограждан, кто возражал, он объяснил, что существо, будучи хотя бы отчасти людского рода, заслуживает того, чтобы быть похороненным, как человек.

 

Известно еще несколько свидетельств о встречах именно с таким, миниатюрным, видом этих существ.

 

Русалку размерами "с десятилетнего ребенка" многие видели в 1819 году у берегов Ирландии. Английская газета "Дейли Телеграф" в 1886 году рассказывала о двух рыбаках, которые заметили с лодки русалку, проплывшую неглубоко под водой мимо них. Она тоже была размером с ребенка или, как описал ее размеры рыбак, "величиной с тридцатифунтового лосося". Пока они поднимали якорь, чтобы на веслах погнаться за ней, русалка была уже далеко. "Чтоб мне в жизни не заработать ни шиллинга, если я вру!" - поклялся один из них. Рыбаки - народ суеверный. В Англии, как и везде. Очевидно, не будь рыбак уверен в истинности своих слов, он никогда бы этого говорить не стал.

 

Рассказывают, будто таких небольших русалок видят иногда и в других местах. "Их можно и в Балтийском море встретить. Перед бурей попадаются маленькие дети, моему знакомому рыбаку попался один, он сам видел, женщина была. И грудями воспитывают их". "Мы не раз в нашей речонке видели их. Плавают таки маленькие человечки". (Этнографическая запись, Эстония.)

 

БРЮНЕТКИ С РЫБЬИМ ХВОСТОМ

 

 

По словам рыбаков, заметивших с лодки русалку размером "с лосося", была она черноглаза и черноволоса. Случайное совпадение или нет, но и миниатюрная русалка острова Бенбекула тоже была брюнеткой. Напомню, такой же, черноволосой, описал русалку в свое время Генри Гудзон.

 

"Шиппинг Гэзет" от 4 июня 1857 года приводила рассказ нескольких моряков-шотландцев, которые поклялись на Библии, что "недалеко от берега своими глазами видели в море существо с внешностью женщины, с полной грудью, черноволосую".

 

Рыбаки, ловившие крабов в районе Оркнейских островов, заметили на одном из камней русалку "с черноволосой небольшой головой, белым телом и длинными руками" (1890 г.).

 

Так же выглядят часто и речные русалки, о встречах с которыми в разных местах в России рассказывали не только в прошлом, но и в наши дни: "Как девка, стоит среди болота, волосье черное, до сих пор, не косой, так распущены. Лицо белое, глаза черные".

 

И еще. "Как-то бывает, она привиждается. Обязательно на камне, посреди реки. Сидит женщина с черными волосами". (Запись 1990 г.)

 

"А вот дядя, мне по мамы дядя, Макарий звали. В самый Макарий, двадцать пятого июля, по старому стилю. Он пошел на берег за водой на чай. Идти далековато. Иду, говорит, на берег, сидит на камню. И там, говорит, была в деревне в ихней Катерина Прокофьевна, девка черная. Он с ведром-то идет, подходит к берегу и говорит: Катерина Прокофьевна, ты что рано купаешься-то?

 

А волосы, говорит, распущены.

 

Старик он был не баламутный, дядя, хороший. Так, говорит, волосы взмахнула, - прямо в воду. И так исчезла. Хоть верьте, говорит, хоть не верьте. И он не смел тут воды зачерпнуть, ушел на другой берег". (Запись 1973 г.)

 

Одним словом, свидетели из совершенно разных времен и мест говорят о русалках почему-то преимущественно черноволосых.

 

РУСАЛКИ ОЗЕРНЫЕ И РЕЧНЫЕ

 

 

В местах, удаленных от моря, русалок знали в двух видах: в традиционном, с рыбьим хвостом, и без хвоста - с ногами. Во втором случае русалка отличалась от обычной женщины только тем, что жила в реке. Такие русалки часто выходили на сушу, таились в прибрежных кустах и лесу: "Русалка на ветвях сидит".

 

Такими же были озерные и речные русалки греков - наяды. Такой была и продолжает быть русалка в России и вообще у славян.

 

"Дедушка покойный был сторожем в барском саду. Там был хороший пруд. В этом пруду он видел русалок. Они купались. У них были волосы" (с. Княжуха Сурского района).

 

"Девочки, лет по 18, они ходили по воде. Как хоровод на Ивана Купала, и пели что-то. Это в Гулюшеве было. Это давно было, тетка рассказывала. И вот из середины круга выплыла с рыбьим хвостом большая женщина, страшная, волосы зеленые. Ну, стали разбегаться, она за ними поплыла, но не успела..." (с. Хмеевка Сурского р-на).

 

Озерные, речные русалки известны и у народов Сибири. В древности такая русалка известна была у тевтонских племен, а сегодня у немцев.

 

Европейцы, открыватели новых земель, пришедшие в Африку и в Америку, в мемуарах тоже упоминали русалок, водившихся в озерах и реках. Некоторые приводили рассказы местных жителей, другие сами видели их.

 

УВИДЕЛ РУСАЛКУ - УБЕЙ!

 

 

Бойкий английский мальчик, который пытался "подбить" русалку камнем, возможно, и не был таким уж злым. Через него проявился, нашел выход охотничий инстинкт, который всегда владеет толпой, тот самый инстинкт, которому следует кошка, стараясь схватить, запустить когти во все, что движется перед ней.

 

Повинуясь тому же инстинкту, люди при виде русалки тут же старались поймать ее. Или убить. Чаще - убить, без особых раздумий. Да и какие раздумья могут быть там, где действует инстинкт?

 

Как-то в заливе Каско, возле Портленда (США), рядом с плывущей лодкой из воды появилось вдруг человекоподобное существо - "тритон", как обозначил его потом один из матросов. Имея в виду, конечно, не мелкое земноводное животное, а морское божество, сына Посейдона. Или "водяной", как сказали бы в России. Он ухватился двумя руками за борт. То ли очень был любопытен, то ли познакомиться захотел. Но не успел. Среди снастей валялся топор, и матрос с одного взмаха отрубил "мерзкой твари" руку. Оставляя кровавый след на воде, "тритон" сразу ушел на дно. Утонул? Рука же осталась в лодке, и, как рассказывал всем потом ловкий матрос, была она "совершенно, как человечья, мужская рука".

 

Инстинкт "убить" включается, видно, мгновенно от одного вида непонятного существа. Как-то неподалеку от английского городка Экстер рыбаки вытаскивали на берег сеть с уловом. В ней запуталась какая-то морская тварь, которая неразумно пыталась вырваться на свободу. Чтоб наказать за строптивость, они палками забили ее. Рыбаки рассказывали потом: "Тварь эта, умирая, стонала, как человек. Глаза, нос и рот у нее оказались тоже как у человека. Нос, правда, слегка был приплюснут". Но главное, у нее был "хвост, как у лосося". О происшествии этом сообщил английский журнал "Джентлменс Мэгезин" за 1737 год. Непонятное существо это, длиною 4 фута (фут - 30,5 см), было выставлено, заключал журнал, там же, в Экстере, для публичного обозрения. Любопытные приезжали, говорят, даже из соседнего графства.

 

Любознательность, впрочем, наверное, и правда, не знает границ. Не иначе, как именно этим благим побуждением движимы были моряки английского корабля "Галифакс", о которых писал журнал "Скотс Мэгезин" за 1739 год. Они не ограничились тем, что на побережье Маврикия отловили нескольких русалок, где их оставил отлив. Хотя те, по словам моряков, имели человеческий облик и "весьма жалобно и громко стенали", матросы зажарили их и съели. Мясо русалок понравилось им и напоминало телятину.

 

Первые путешественники-европейцы и миссионеры в Центральной Африке в отчетах своих отмечали, что туземцы отлавливают в озерах и реках русалок и едят их. Вопрос этот обсуждался активно в церковных кругах - каннибализм это или нет.

 

Грех, конечно, сказать, но такие убийства имели хотя бы какой-то гастрономический смысл. Другие случаи, когда убивали русалок, лишены были даже такого смысла.

 

В один из дней 1819 года в Ирландии замечена была русалка, которая плескалась в водах прибоя у самого побережья. Собравшиеся на берегу смотрели на это редкое зрелище. Пока один из зрителей не попытался "для интереса" ее пристрелить. Он выстрелил, и она, писал репортер, "с пронзительным криком ушла под воду".

 

Эта же сцена один к одному повторилась позднее, в 1892 году, у деревеньки Диернес, Оркнейские острова. Сначала русалку заметили рыбаки, ловившие крабов. Потом с берега многие тоже наблюдали ее. Один же, на всякий случай, ее пристрелил. В ажиотаже к месту, где она была, тут же подплыло несколько лодок, но им не повезло - добыча ушла на дно.

 

Пожалуй, единственный случай, найденный мною, когда существо это убили не осмысленно, а исключительно по ошибке, произошел в XVII веке у морского французского города Булонь. Часовой на крепостной стене, заметив ночью какое-то копошенье внизу, окликнул. Когда же ему никто не ответил, он выстрелил наугад и убил. Убитый имел облик мужчины, а вместо ног у него был рыбий хвост. Очевидно, его застиг на суше отлив и в темноте он пытался достичь воды. Убитое существо тогда же было осмотрено, зарисовано и подробно описано. Рисунок и описание это включены в одну из научных книг тех лет. Любопытно авторское резюме: люди белой, черной и желтой рас произошли от подобных морских существ.

 

В России народ когда-то относился к русалкам со страхом, а следовательно, с известным почтением. Но времена эти давно прошли. Удивление или хотя бы осмотрительное любопытство сменили враждебная настороженность, а то и просто вражда.

 

Вот записи, сделанные разными экспедициями уже в наши дни.

 

"У нас рассказывала бабушка Назарьевна.

 

Раньше говорили: чертовка вот на камне чесалась. Теперь, пришел Соболев.

 

- Вы, гыт, видите, кто на камне сидит?

 

- Видим.

 

Взяли с крыльца - хлоп! она упала в воду.

 

К камню подбежали, а на нем золотой гребень. Взяли и в омут за ней же бросили в воду.

 

Это бабушка рассказывала. С крыльца стреляли. Но то давно. И с тех пор она не вылазила".

 

Мне самому случилось слышать несколько таких историй. Одну - от сельского милиционера, который с обидой рассказывал мне, что имел неприятности от начальства за то, что всю обойму расстрелял в русалку.

 

- Возвращаюсь вечером, поздно уже. Но луна. Мимо пруда иду. У нас там, в Потылихе, большой пруд есть. Гляжу - русалка в воде. И, главное, не боится, на меня глядит. "Ну, - думаю, - стерва!" И с ходу - бах! - в нее. Ушла все-таки, нырнула.

 

И так было всякий раз, когда он стрелял. Она успевала нырнуть. А потом появлялась в другом конце. Но занимала его не русалка, не то - откуда она, почему. Важнее всего было то, что от начальства влетело ему и что в "стерву", в нее, не попал.

 

Другие, к сожалению, попадали.

 

Совсем недавно, в семидесятые годы в деревне Дунаево Читинской области записан был рассказ о русалке, что там рискнула объявиться в реке: "...А потом Сафонов убил эту русалку. Из воды вытащил и показывал всем. У нее голова, руки и тело-то человеческие. А ниже хвост рыбий. Черный и в чешуе".

 

Где-где, а в России не любили русалок. Уж очень они другие, не такие, как все. Разве можно такое простить? Само собой, никогда. И воспринимал их в России народ соответственно этой своей антипатии. "В противоположность веселым, шаловливым и увлекательным русалкам малороссов, - писал исследователь сто лет назад, - великорусские русалки злые и мстительные существа".

 

Вот почему убить эту нечисть - лучше всего.

 

В НЕВОЛЕ ОНИ НЕ ЖИВУТ

 

 

А если уж не убить русалку, то, на худой конец, хотя бы поймать ее. Иногда это удавалось.

 

В свое время профессиональный интерес к русалкам питали католические миссионеры. Важно было установить, люди это все-таки или рыбы. Если они люди и у них есть душа, до них следовало донести слово Божие. Но для начала нужно было поймать хоть одну. Неслучайно поэтому в мемуарах миссионеров нередко можно прочесть о таких попытках.

 

Миссионер из ордена капуцинов рассказывал, что на пути к Конго они видели с палубы, как "жители моря", русалки вместе с тритонами, собирали водоросли на неглубоком дне. Корабль бросил якорь, и незаметно были спущены сети, но русалки, заметив людское коварство, ловко их избежали. "Ни одна не попалась!" - констатировал капуцин с понятной досадой.

 

Еще один миссионер, итальянец, отец Францис из Павии, который в 1701 году посетил Анголу, не поверил сначала, когда местные жители ему рассказали, что в их озере обитают русалки. Тогда, чтобы ему доказать, отловили в сети одну и предъявили ему. Миссионер детально ее осмотрел и описал в своих записках, добавив, что через сутки после того, как ее поймали, она, к сожалению, умерла.

 

Уточнить, есть ли у русалок душа, важно было в Анголе еще потому, что туземцы не просто ловили русалок, а часто и ели их. Кого же ели они, в конце концов, рыб или людей?

 

К ответу на этот вопрос церковь никогда не была близка так, как в 1560 году, когда у берега острова Мандар, возле Цейлона, голландский корабль изловил сразу семь русалок. Отцы-иезуиты, оказавшиеся в тех краях, естественно, постарались не упустить случай и выяснить, люди ли это и есть ли у них душа. Но исследователи потонули в дискуссиях и ни к какому выводу прийти не смогли.

 

К более определенному выводу пришел М. Боскэ, личный врач голландского вице-короля в Гоа, оказавшийся там же. Приложив к делу как свои профессиональные познания анатомии, так и скальпель, он в своем заключении утверждал, что русалки, пойманные у острова Мандар, не только внешне, но и по внутреннему строению подобны во всем людям. Очевидно, он не резал по живому. Потому что все русалки, которых сразу поместили в большие баки с водой, через несколько дней умерли.

 

Столь же недолгой оказывалась судьба и других, едва попадали они в неволю. Тритон, или "морской человек", пойман был в 1682 году возле приморского итальянского городка Сестри, неподалеку от Генуи. Тогда же многие горожане имели случай вблизи рассмотреть его. "В течение дня, - писал современник, - его усаживали на стул, что убедительно говорит о том, что тело его достаточно гибко и имеет суставы, чего нет у рыб. Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и все это время ничего не ел и не пил".

 

Отчаяние ли неволи было тому причиной или еда, которую им предлагали и которую они не могли принять, только все обитатели моря, которых удавалось поймать, жить у людей не могли.

 

В январе 1738 года газета "Лондон дейли пост" сообщила своим читателям, что в заливе возле городка Топсхэм, графство Девон, поймали русалку. Ее показывали потом публике в городах Экстер, Бристоль и Бат. Неизвестно, сколько она прожила в неволе и что было с ней потом.

 

Хотя, если верить свидетельствам тех лет, русалки встречались в морях не так уж редко, для людей они оставались все-таки диковинными существами. Вот почему, когда в 1531 году в Балтийском море в сети поймали русалку, ее тут же поторопились отправить в подарок польскому королю Сигизмунду II. Король и весь двор имели случай своими глазами видеть ее. К сожалению, тоже недолго. На третий день пленница умерла.

 

Я нашел только два сообщения о русалках, которым удалось какое-то время прожить в неволе.

 

В 1430 году в Голландии буря размыла дамбу, и многие земли оказались затоплены морем. Жителям приходилось передвигаться на лодках. Как-то поутру девушки из городка Эдам плыли в лодке доить коров. В мелководье, в жидкой грязи, заметили они русалку, застрявшую там. Они взяли ее с собой, и она стала жить с ними. Русалка прожила у них целых пятнадцать лет. Правда, говорить она так и не смогла. Но зато они научили ее носить платье, вязать и есть вместе с ними. Кроме того, как добрые католички, они научили ее поклоняться кресту. Последнее, гласит хроника, дало повод, когда она умерла, по-христиански похоронить ее.

 

О другой русалке, что тоже жила в неволе, сохранились не только запись, но даже ее портрет, который был исполнен "прославленным Сью Готье" с натуры в 1758 году в Париже. Здесь она выставлена была для всеобщего обозрения в большом аквариуме на ярмарке в предместье Сен-Жермен. Кормили ее, писал современник, хлебом и рыбой. Была она "очень подвижна и с удовольствием ловко плескалась в чане с водой, где держали ее. Отдыхает она в положении вертикальном. Внешность же имеет она уродливую и мерзкую". Взглянув на рисунок, дошедший до нас, трудно с этим не согласиться.

 

Вообще же описания этих существ в основном совпадают между собой. Даже когда свидетелей разделяют тысячи километров или века. Разночтения же, когда бывают, очевидно, говорят, что существа эти внешне различаются между собой. Русалка-красавица из детских сказок - это как бы один полюс. Другой - существо, изображенное Сью Готье. Или описанное в одном из средневековых исландских текстов. Вот как говорится там о русалке, которую изловили возле острова Гримсей: "Чудовище это имело совершенно отталкивающий лик - широкие брови, пронзительный взгляд, огромный рот и двойной подбородок".

 

Впрочем, не только русалки появляются иногда из морских глубин. Порой существо это, тоже с рыбьим хвостом, оказывается мужского рода. Одна английская летопись упоминает о таком "морском человеке", которого изловили и вытащили на берег в 1187 году на побережье графства Суффолк. Неведомо, сколько пришлось провести ему в заточении, но то ли не особенно стерегли его, то ли оказался он неблагодарен своим хозяевам, но только каким-то образом ему удалось избавиться от неволи. "Бросился в море, - заключает писавший, - и больше его никто не видел".

 

Правда, бывало, что пойманных отпускали и сами ловцы.

 

В 1619 году два советника датского короля Христиана IV, плывя из Норвегии в Швецию, заметили с борта человекоподобное существо, плывшее по тому же курсу. Добрые люди бросили ему большой ломоть бекона, просто чтобы порадовать. Простодушная тварь, неискушенная в людском коварстве, не могла, конечно, предположить, что в беконе спрятан крючок на прочном шпагате. Попавшись на эту приманку, морской водяной был втащен на палубу. Но он так громко кричал, в крике его было что-то столь угрожающее, что пугливые моряки сочли за благо бросить его обратно в море.

 

Иногда пойманных отпускали обратно и рыбаки. Как-то такое произошло у одного из Шетландских островов. Как сообщал об этом журнал, издававшийся в Эдинбурге, рыбаки, доставая сеть, вытащили с нею русалку. Была она сероватого цвета и без чешуи на хвосте. Подержав ее в лодке какое-то время, они решили, что, от греха подальше, лучше избавиться от нее. И выбросили за борт. Живи, мол. Считалось, случись потом какое несчастье в море, все говорили бы, мол, из-за вас. Не надо было морскую тварь мучить.

 

Так же, наверное, рассуждали и шестеро рыбаков у острова Йелл, которые в тех же местах в 1833 году тоже поймали русалку. Сделали это невольно, она запуталась в сети, которую они вынимали. Ростом, рассказывали они, она была фута три. На теле ее не было жабр, а на хвосте не было чешуи. По их рассказу, она не сопротивлялась и даже не пыталась кусаться, а только стонала жалобно. Продержав пленницу в лодке часа три, они тоже выпустили ее обратно в море. По их словам, она тут же нырнула и ушла в глубину.

 

Порой удавалось русалок ловить и в России. Это были "речные", или "луговые", русалки, как можно понять, без хвоста. Вот запись, сделанная со слов крестьян в 1891 году: "Давно было, старики рассказывали, двоих приводили к нам в деревню. У них женское все да волосы длинные. И ничего не говорили, только плакали, а когда отпустили, тогда запели, заиграли - и в лес".

 

И еще рассказ о такой поимке, который записал в свое время В. И. Даль. "В Петровском правлении есть деревня; крестьяне зовут ее Монастырем; выстроена она на берегу озера, имеющего в окружности версты две. Рассказывают, что давно тому мужики этой деревни, неводя рыбу, вытащили из озера сетями ребенка; ребенок резвился, играл, когда опускали его в воду, и плакал, томился, если вносили его в избу. Мужик-рыболов, поймавший ребенка, сказал ему однажды:

 

- Слушай, мальчик, больше тебя томить я не буду, пущу к отцу в озеро, только услужи и ты мне: я по вечеру расставлю сети, нагони, дружок, в них побольше рыбы.

 

Ребенок, сидевший на шестке, задрожал, и глазки его засверкали. Мужик расставил крепкие сети на озере, посадил ребенка в ушат и, вынесши на берег, бросил в воду.

 

Поутру приходит мужик осматривать сеть: полна рыбы! Мужичок обогатился рыбною ловлей".

 

Само собой, не всегда и не во все времена поступали с ними так - отпускали на волю. "Ловили рыбу, поймали русалку. Поймали - девка. Коса длинная-длинная. Токо не говорит. И положили ее в школу. В школу сначала - в школу еще не ходили. Положили в школу, а мы ходили глядеть. А потом ее отправили... куда следовать. Вот какую русалку поймали!" (Запись 1982 г., деревня Хвойное Новгородской области.)

 

Наверное, эта русалка, как и другие, попав в неволю, долго не прожила. Там же, куда отправили ("куда следовать"), концов, само собой, не найти.

 

РАНЬШЕ ОНИ ЧАЩЕ ПРИХОДИЛИ К НАМ

 

 

Опыт подобных встреч, видимо, научил русалок: ничего хорошего от людей ждать нельзя. Естественно, они всеми силами стали избегать их. Наверное, поэтому в прошлом видели их куда чаще.

 

Когда-то в России исследователи отмечали: "Вы встретите много простолюдинов, которые расскажут вам, как и когда они видели русалок" (1838 г.). "Многие с божбой уверяют, что им случалось много раз видеть русалок" (1848 г.).

 

В народе и сейчас считают: "В прежни времена русалок так многа было, что оны качались по веткам, по лясам. Не только ночью, но даже и в полдни" (1979 г.).

 

Ежегодник английского приморского городка Абердин за 1658 год ("Абердин Альманах") приглашал желающих посетить город, обещая, что они "непременно увидят прелестную компанию русалок, этих очаровательных созданий". Во всяком случае, в мае.

 

В середине XIX века английский исследователь писал, что еще лет пятьдесят назад русалки в Шотландии были не таким уж редким зрелищем.

 

Мореплаватели, открыватели безлюдных, новых земель, поначалу тоже нередко упоминали их. Но все реже и реже из века в век.

 

РУСАЛКА ВЫХОДИТ ЗАМУЖ?

 

 

Пока, отправляясь в плавание, человек не был уверен, что вернется назад, пока ощущал он всесилие водных стихий, его почтительный страх распространялся и на обитателей вод. В те времена он и помыслить не мог поднять руку на них. Всякий раз, когда в море ему встречались другие, такие похожие на него самого существа, изумление и почтительность - были те чувства, которые он испытывал к ним.

 

А от этого чувства до другого лишь малый шаг. Любовь человека к русалке, о чем написано так много красивых баллад, возможно, не только литературный факт.

 

Наверное, нет народа, у которого не было бы рассказов о жителях вод и о встречах с ними. И в памяти этой, в этих рассказах всегда есть эпизод любви русалки и человека. При счастливом исходе, как и у людей, любовь эта завершается браком. Но, тоже как и у людей, по той или иной причине случается и иной исход.

 

Шотландцы рассказывают, что когда-то жил в их краях пастух по имени Манкс. Русалка приметила и полюбила его. Как-то она обняла его так сильно, что у него чуть кости не затрещали, он вырвался и оттолкнул ее. Конечно, грубый пастух, что с него взять? Но русалке, обиженной и оскорбленной, разве что-нибудь объяснишь! Она швырнула в него камнем, да так, что тот свалился, поболел недолго и умер. А все ведь могло бы быть по-иному.

 

Еще хуже, когда в отношения, которые касаются только двоих, вмешиваются другие. И хотя делают это они из лучших побуждений, но, как правило, не к добру. Рассказывает тувинский шаман (запись сделана недавно, несколько лет назад): "У нас был человек, Саыгыр Тайоно. Он встречался с русалкой. Он играл там, где берег реки, весной он там встретился с несказанной красавицей. Играл каждый день, а потом они прощались, а куда она уходит, он не знал. Вдруг он совсем другим человеком стал. Другие заметили, что он не питается, не кушает. А маленько пастухом работает, очень любит ходить туда, где речка. Он ни с кем не разговаривает. Почему не кушает - родители не знали. Потом пригласили этого великого шамана Тангака Барана: у нас мальчик таким стал, не кушает, не пьет, не питается. А любит ходить туда, к речке. Тогда шаман совершил камлание и прогнал красавицу-русалочку. Если бы великий шаман не сделал этого, он стал бы жертвой этой красавицы-русалочки и он бы давно погиб. Кто с этой русалкой встретился - он от этой связи никогда не уйдет. Вот. По крайней мере у него сердце будет по-другому стучать, он будет себя чувствовать по-другому".

 

И правда, так бы было это или, может быть, по-другому, трудно сказать. Тем более, когда человек продолжает жить в своем мире, а его возлюбленная в другом и встречаются они только на кромке соприкосновения двух этих миров.

 

У разных народов, да и в России, о таких встречах имеется немало "быличек". "Рассказывали, служил один какой-то во флоте, а она, русалка, выходила, песни пела. Итак, она ему так понравилась, что влюбился. А любовь у ней настоящая. И ребенка нажили. А что моряку делать, как ее с собой привезти, ведь она не умеет говорить, и ребенок не умеет говорить. И переслали его на другой корабль. Она приходит, смотрит, где он. А ей показывают: уехал. Тосковала горазд". (Записано в 1990 г., деревня Хорошово Новгородской области.)

 

Впрочем, необязательно, чтобы все завершалось печально. В России в народе считали, что, если русалку крестить или хотя бы надеть на нее крест, она становится человеком и может жить среди людей. В воду больше ее не тянет. Убеждение это нетрудно отнести к области мифологической, если б не было рассказов о том, что такое действительно происходило. В этих случаях, как можно понять, речь идет все о тех же "речных", или "луговых", русалках.

 

"В деревне Мальцевой Вязницкого уезда, - писал этнограф Д. К. Зелинин в 1916 году, - мне рассказывали о двух случаях, когда на русалках женились деревенские парни, причем священник через крещение сделал их предварительно людьми".

 

На такие случаи ссылаются и другие исследователи. В Орловской губернии женился якобы один на русалке. В Калужской губернии на русалке женился пастух: "Священник крестил ее, и стала она обыкновенной женщиной". "Такие случаи бывали и во Владимирской губернии, где даже два парня женились на окрещенных русалках". ("Этнографическое обозрение", 1914 г.)

 

Случаи эти, повторяю, подразумевают более человекоподобных "речных", или "луговых", русалок. Память о подобных браках имеется и в других странах. В Греции, по словам исследователей, имеются семьи, хранящие запись поколений своих отдаленных предков. В перечислении этом редко, но все же встречается иногда упоминание речных русалок - нереид.

 

В Шотландии, где память предков тоже чрезвычайно чтут и из века в век ведут им запись, считается, что один из кланов, Макларен (Maclaren), произошел от брака простого смертного и русалки.

 

В Ирландии тоже есть некий род, Machaire, ведущий, по преданию, происхождение свое от русалки. А на побережье, тоже в Ирландии, есть деревня, все жители которой считаются потомками такого брака.

 

Потомки подобного брака есть и в Канаде, в одном из индейских племен. Там на протяжении нескольких поколений хранится память о вожде, который поймал русалку в реке, привел в свой вигвам и сделал женой.

 

А почему бы и нет?

 

НЕ ДО КОНЦА ПЕРЕВЕЛИСЬ ОНИ, ВИДНО, И В НАШИ ДНИ

 

 

Но все эти истории со счастливым концом, скорее всего, те исключения, которые лишь подтверждают правило. Правилом же для людей, к сожалению, остается все тот же инстинкт охотника: желание убить или изловить русалку, едва тому представится случай.

 

Если бы нас где-то так встречали, мы тоже, наверное, не раз бы подумали, стоит ли нам вообще появляться там. Мы, правда, не знаем, не можем знать, каков тот, другой, их мир, откуда русалки приходят к нам. Может, не дай бог, им еще хуже там. Как бы то ни было, насколько можно судить, дорогу сюда, к нам, они не забыли до сей поры.

 

В 1890 году русалок замечали трижды возле Оркнейских островов, что рядом с Шотландией. В одном из заливов русалку видели сотни свидетелей. По словам одного из них, переданным газетным репортером, "...она была шести или семи футов ростом, черноголовая, белое тело, две руки, и, когда она находится в воде, можно подумать, что это плывет человек. Несколько раз она располагалась, очевидно, на подводном камне, и тогда можно было видеть движения ее рук и как она махала рукой".

 

Автор одной из работ, посвященных этому феномену, встречался в Шотландии с человеком, местным землевладельцем, который поведал ему, как в 1900 году он пошел со своею собакой выручить из оврага упавшую туда овцу. Он шел вдоль оврага, впадавшего в море, когда собака его не залаяла даже, а испуганно вдруг завыла. Взглянув, он буквально рядом с собой, футах в шести или семи, увидел русалку. Она была ростом, как человек, с рыжевато-желтыми вьющимися волосами, глазами голубовато-зелеными и бровями "домиком". По людским меркам, вспоминал он потом, она была очень красива, но во взгляде, которым она его встретила, он прочел только ярость и страх. Чувство страха, видно, передалось и ему, и он опрометью, не глядя, бросился прочь. Уже отбежав, он сообразил, что она оказалась, наверное, на мели и должна была дожидаться прилива, чтобы выбраться в море. Но возвращаться благоразумно не стал.

 

Несколько раз замечали русалок в 1913 году в лимане Портленд, возле острова Хой, тоже Оркнейские острова.

 

Другая русалка замечена была в 1926 году в США, в ручье, что впадал в Миссисипи. Во всяком случае, господин, под окнами у кого протекал тот ручей, пожаловался в газету на беспокойство, которое причиняла эта особа - не только ему, но и водителям, проезжавшим вдоль берега по шоссе.

 

Не окончательно исчезли русалки и из своих излюбленных мест, где их особенно часто видели раньше, - шотландского побережья и северных островов. Возле острова Мак, Гебридские острова, в 1947 году рыбак видел русалку, которая плыла на ящике из-под крабов. Почувствовав на себе взгляд, она обернулась и тут же нырнула в воду. Рыбак этот дожил до преклонных лет, и, сколько ни пытались его переубедить - мол, померещилось, может, или еще что, - он твердо стоял на своем: "Я видел ее так же, как сейчас вижу вас"...

 

После путешествия Хейердала на "Кон-Тики" другой известный мореплаватель, Эрик де Бишоп, отправился тоже на самодельном плоту на восток от Таити в направлении Чили. В повествовании своем о путешествии и опасностях, поджидавших его (кстати, эта книга вышла и в русском переводе), он приводит эпизод, который рецензенты настоятельно советовали ему опустить. Случай этот, говорили они, не повышает доверия к рассказу о том, что он пережил. Но путешественник на самоцензуру идти не пожелал.

 

Вскоре после полуночи 3 января 1957 года, пишет де Бишоп, он поднялся на палубу. Матроса, который стоял на вахте, на месте он не увидел. Через минуту, правда, тот появился с передней части плота. Шел он, еще не видя своего капитана и ругаясь последними словами. Он не был пьян, он не пил вообще, да и на вахте тем более.

 

Взволнованно он пояснил капитану, что услышал громкий удар или шлепок на носовой части. Предполагая, что это большая рыба или дельфин вспрыгнули к ним на борт - такие случаи бывали, - он пошел посмотреть, в чем дело. То, что он увидел там - человеческую фигуру, стоявшую вертикально, опираясь на хвост, - повергло его в смятение. Вместо волос на голове у этого существа был как бы пучок водорослей или что-то вроде того. В шоковой ситуации люди порою ведут себя совершенно не так, как можно было бы от них ожидать. Вместо того, чтобы убежать или закричать, как это сделали бы, может, вы или я, он вздумал пощупать рукой эту тварь. За дерзость такую, конечно, он был наказан. Хотя он успел коснуться ее, она выпрыгнула за борт, при этом с силою сбив его с ног хвостом.

 

"Это была русалка!" - повторял он убежденно. Сколь бы иронично ни был настроен сам де Бишоп, скептицизм его значительно поколебался, когда он заметил на рукаве и на руке матроса блестящую рыбью чешую. Во всяком случае, в свой рассказ о плавании он включил этот эпизод. Не комментируя его никак.

 

Напомню еще раз - это год 1957-й.

 

20 декабря 1977 года южноафриканская газета "Претория Ньюз" напечатала сообщение своего корреспондента в Лусаке, Замбия. В период дождей и муссонов озера и реки тех мест обычно выходят из берегов, все заливая вокруг. Водами половодья и занесло, наверное, одну из местных русалок в коллектор для сбора воды в пригороде Лусаки. Сначала ее заметили дети, которые криками оповестили всех, так что возле коллектора собралась толпа. По словам очевидцев, была она внешне, "как белая женщина".

 

Что стало с русалкой потом, из репортажа понять нельзя. То ли ей удалось выбраться ночью и уплыть, то ли местные жители вытащили и съели ее, в чем не очень хотят признаваться, - очевидно одно: русалка была, и видели ее там десятки людей.

 

В следующем, 1978 году, 15 июля, австралийская газета "Мельбурн Сан" напечатала заметку о рыбаке-филиппинце, которому, когда он вытаскивал сеть, стала вдруг помогать русалка, вынырнувшая из воды. Газета называет его по имени, указывает возраст - 41 год. Русалка была голубоглаза и очень красива, с его слов. Теперь, пишет газета, где бы ни появлялся бедняга, его сопровождают насмешки и шутки по этому поводу. Так что другим рыбакам, случись с кем такое, едва ли будет повадно, наверное, о том говорить.

 

Последнее из сообщений, известных мне, относится к 1991 году. Австралийский стражник береговой охраны, по-нашему пограничник, Квинсленда подал рапорт, где сообщал, что на дежурстве видел во время прилива русалку. Собственными глазами.

 

Такие свидетельства, тоже последних лет, имеются и в России. Обычно это рассказы тех, кто видел русалку сам или слышал об этом из первых уст. Свидетели подобных встреч, само собою, не горожане. Только там, в глубинке, на северных реках, глухих озерах Сибири рискуют еще появляться те, кого всеми силами мы же сами стараемся так отвадить и отпугнуть.

 

Записи этнографов и фольклористов об этих встречах сохраняют особенности местной речи. Это придает им как бы добавочную документальность. Кажется, что слышишь голос того, кто говорит.

 

"Дружинин рассказывал... Он ехал ночью. Там где-то омут был. И на камне сидит русалка.

 

- Я еду, - он говорит, - сидит женщина, я смотрю. Вот, гыт, встал, посмотрел, а она чешется. Ну, гыт. Волосы у ней золотые, блестящи. А ноги в воде. Я, гыт, скашлял - она сидит. Я, гыт, ишо скашлял - сидит. Ну-ка, подойти к ей? Я к ей-то подошел - она - бульк! в воду... И никого не стало". (1977 г., Читинская область.)

 

"Я коров уже подоила. Темнеться начинало. Я пришла к реке ножонки мыть, мою да вот эдак-то заглянула - на! О-о-ой!

 

Люди-то ее на камешках видят все больше. А я-то видела в воде, она только всплывала - я без ног и без всего убежала тогда!

 

На крыльцо-то забежала, бабушка говорит:

 

- Ты че? Ты кого напугалась? Тебя кто напугал?

 

- Ой, бабушка, молчи. Никово. Утре расскажу тебе.

 

Утром:

 

- Но че, Анна? Кто тебя напугал? Что за беда получилась у тебя?

 

- Да вот че... - Рассказала.

 

- Дак ее которы стары-то видали: сидит на камешке. Но редки видали ее.

 

Она и счас у меня в глазах. Как увидела - не забыла. Я потом не стала вечером ходить". (1980 г., Читинская область.)

 

"Ребятишками мы еще тогда были. Сидели на бережку. Темно уж было. Глядь, а на той стороне реки девка идет и поет. Потом всплеск слышим, и плывет она на этот берег. Вышла из воды, села на камень, волосищи длинные распустила и давай чесать, а сама поет. Расчесалась, бульк в воду - и ушла. Покуда она чесалась, мы все смотрели. А потом подбежали к этому камню, а гребень-то лежит. Шура Попова взяла его и домой понесла. А мать-то как заругается: "Отнесите его обратно, а то она сама придет за ним". Побежали мы опять и положили его у камня.

 

А потом-то этого гребня не стало. Взяла она его, видно. Шура-то все время потом боялась проходить мимо того камня". (1977 г., Читинская область.)

 

"Я подхожу к озеру - русалка сидела на берегу. И во озеро кинулась. Вижу: она сидит. Длинные волоса, задом сидит. В личности я ничего не видала - она боком сидела". (1989 г., с. Ушаково Новгородской области.)

 

Одним словом, ни в России, ни в других местах русалки, как видно, не перевелись, и время от времени, как и прежде, людям случается их встречать.

 

И это так хорошо.

 

ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ОНИ

 

 

Только малая часть того, что происходит у нас на глазах, облекается в печатное слово. И только ничтожно малую часть этого удается найти в лабиринте книжных полок, газетных подшивок и библиотек. Эту ничтожную малость из малости подобных свидетельств в отношении русалок мне удалось найти. Но даже эта малая часть убеждает, мне кажется, в реальности феномена. Если не вообразить, конечно, что все, кто встречался с ними, - поголовно сумасшедшие или лгуны.

 

Я думать так не могу.

 

То, что раньше свидетельств этих было куда больше, тоже имеет свой убедительный смысл. Так бывает всегда, когда какой-то вид исчезает с лица Земли. (Здесь правильнее было б, наверное, сказать - "с лица воды"). Трудно сказать, что больше тому виной - исходная ли враждебность людей, засорение ли морей и внутренних вод или что еще. Правда, если судить по некоторым сообщениям последних лет, какая-то часть этих существ уцелела еще, продолжая жить где-то в своей стихии, как и тысячи лет назад. Но при этом с тех пор, как опасный для них род людской расплодился по миру, они научились таиться от нас, как научились этому звери, птицы и прочая дикая тварь. И правильно делают.

 

Не могу не сказать и еще об одной версии. Последние годы люди науки пишут все чаще о многомерности нашего мира. На тему эту выходят монографии и статьи. Речь идет о параллельных мирах, которые, возможно, находятся рядом с нашим. При этом некоторые считают, что между пространства ми и мирами существуют своего рода "порталы", туннели, пути перехода. Время от времени появляются сообщения, свидетельства и даже находки существ, которых биологи затрудняются отнести к каким бы то ни было видам, существующим на Земле. Некоторые исследователи допускают мысль, что, возможно, существа эти попадают к нам из таких параллельных миров или других эпох.

 

Не исключено, что и русалки - тоже одно из таких существ, нашему миру не принадлежащих.

 

Через какие-то доступные им переходы, "порталы", они иногда появляются здесь. А потом тем же путем из нашей реальности уходят обратно в свою. А нам не последовать за ними никак. И, наверное, слава Богу.