Коллекция рефератов |
Искусство и культура |
Цивилизация, формация и культура
Цивилизация и формация как разные срезы в развитии общества
Марксистская историческая наука сделала понятие формации исключительным, выделив его как единственную принципиальную силу, управляющую и направляющую движение человеческой истории. Отсюда абсурдные определения «капиталистической», «рабовладельческой»-, «социалистической» цивилизаций. Утверждение примата базиса над надстройкой привело к подчинению всех понятий, характеризующих устройство и движение общества, понятию общественно-экономической формации. Между тем связь цивилизации, культуры и формации далеко не прямая и однозначная. Поэтому изучать эти структуры необходимо отдельно, хотя и не утрачивая целостности. Теория формаций интересуется структурой, общества на каждом этапе развития и закономерностями его существования. Теория цивилизации занимается анализом тех механизмов, которые обеспечивают существование самой цивилизации, не позволяя обществу опять вернуться в первобытное состояние. Становится понятным, что наличие этих механизмов не является некий системной данностью, они меняются, развиваются, деградируют и разрушаются. Поскольку каждый из таких механизмов связан с различными социальными структурами, постольку его разрушение или деградация влекут аналогичные процессы п этих структурах. Изое стно, что чем больше связей вп> гри системы и больше элемон тов, се составляющих, тем система устойчивее, поэтому разрушение любой социальной структуры ведет к упрощению структуры человеческого сообщества в целом и конкретной цивилизации в частности. А это делает цивилизацию неустойчивой п чрезвычайно уязвимой. Существует мнение, что прогресс губителен для культуры, а наиболее примитивные цивилизации были самыми стабильными. Оба эти представления кажутся очевидными, и оба они неверны. Человечество развивается не как единое целое, а как система с относительной свободой элементов. Поэтому и расцвет, и гибель отдельной цивилизации не могут быть сверхзначимыми для человечества, как бы высокоразвита эта цивилизация ни была. Крушение цивилизаций — локальная катастрофа, и система, утратив набор сложных связей в одном элементе, создаст связи в другом. Так рождается новая цивилизация, так или иначе использующая ценности, накопленные предшественницей. Смена формаций также не несет гибели цивилизации, она становится новым шагом по пути развития. Формации более высокого уровня, связанные с дальнейшим развитием производительных. Сил, создают более мощную материальную базу, требуют быстрого развития науки и совершенствования технологий, а это создает предпосылки для формирования новых механизмов, поддерживают УХ существование цивилизации, благотворно усложняющих систему общественных связей и в конечном счете развивая человеческую личность — субъект, обеспечивающий дальне iuee развитие цивилизации и культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура также не исчерпывается только творчески-духовным содержанием. В общем смысле это мера развития человека и способности его к действию, а также .содержательная наполненность человеческой деятельности. Можно сказать, что формация существует как цель в себе и для себя, тогда как цивилизация и культура способны ставить цели, к ним непосредственно не относящиеся. Культура включает в себя и механизм формирования цивилизованного человека. |