Коллекция рефератов |
Искусство и культура |
Христианство
Основы христианского вероучения
Христианство (от греч. christos — «помазанник», «Мессия») зародилось в 1 в. н. э. в Палестине как одна из сект иудаизма. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан. Вторая же часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей. Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Христианство как новая религия возникло в восточной части Римской империи и впоследствии широко распространилось по всему миру. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Эта религия первоначально была выражением протеста рабов и беднейших слоев населения против рабовладельческого строи, но затем христианское учение привлекало и другие, более зажиточные слои населения, разочаровавшиеся в римском общественном устройстве. Б основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который, сваей мученической смертью искупил грехи человечества. Христианство предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность. В зависимости от образа жизни, следования всем религиозным канонам, веры во второе пришествие Христа каждому должно воздаться по заслугам: кому страшный суд, кому небесное воздаяние, кому царство божье. В первых христианских общинах уже отмечалось то единство, которое прослеживается в более поздний период. Члены, христианских общин старались думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем благе, но и об общем спасении. Членами общий становились люди разных национальностей, что предопределили дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей ни национальных, ни языковых границ. Главной особенностью христианской морали является то, что догматы христианского вероучения считаются неизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Христианская мораль включает в себя совокупность правил, регулирующих взаимоотношения между людьми. Следующим шагом в развитии понятия «церковь* стала идем ее непогрешимости-, ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис тем, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины. Начиная с IV в, христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. В христианскую мораль была включена совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в семье, -об-Щйяе, обществе, Таковыми явились ветхозаветные и евангельские заповеди и другие нравственные наставления, которые к совокупности и составили го, что официально было одобрено и названо церковью кодексом христианской морали. Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 г., принял христианский Символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развивает созревшую D иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и о боговоплощении. Согласно первому внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей»; Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), в святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца, При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лада христианской Троицы существовали всегда — «предвечные — и равны по достоинству — «равночестны». Человек, согласно христианскому учению, сотворен «по образу и подобию? Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, наложило на человека пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил* грехи людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает, что страдания очищают человека, любые ограничения своих желаний и страстей также приводят к очищению, «принимая сво/i крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, он преображается, одухотворяется и становится ближе к Богу. В этом заключается предназначение христианина, в этом есть его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» -особого культового действия, с помощью которого «под видимым образом, сообщается верующим невидимая благодать божия», то есть которое призвано реально ввести божественное л жизнь человека. В христианстве признано семь таинств: крещение, причастие, непосед,', (покаяние), церковный брак, миропомазание, елеосвящение (соборование), священство (посвящение в священнослужители). В первое время христианство подвергалось гонениям. Отдельным верующим пришлось пройти черед тяжелые испытания; тюремные заключения и пытки («исповедники») или они были приговорены к смерти («мученики»). Эти лица стали почитаться в христианстве как святые.. Впоследствии идеал мученика становится в христианской этике центральным. Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический" контекст христианства, в результате чего христианство распадается на множество различных течений, появились соперничающие между собой разновидности христианства - «вероисповедания». Так, в ЗИ г. христианство становится официально дозволенной, а к концу IV в. при императоре Константине - господствующей религией, находящейся пол опекой государственной власти. В этом же веке между восточным и западным христианством намечается раскол. В 40-х гг. V к. наблюдается постеленное ослабление Западной Римской империи, заканчивающееся, в конце концов, ее крушением. .Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы) значительно возросло. .В 1054 г. произошло разделение православной и католической церквей и появились римско-католическая и православная церкви. В основе раскола лежал конфликт византийской теолегии священной державы — подчиненного по отношению к .монарху положения церковных иерархов и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе слегскую власть. Уже в V—VII вв. в Византии, и ходе так называемых христологических споров, обособилось монофизитское направление христианства. В отличие огдиофизигов (составляющих бблыпую часть христиан), признающих в Иисусе Христе две природы — божественную и человеческую, монофизи-ты считали Христа не богочеловеком, а бегом. На Халкидон-ском Вселенском соборе монофизигы потерпели поражение, а ИХ учение было осуждено как ересь. В V в. возникло и другое направление — несторианство (по имени константинопольского патриарха Нес тория), которое учило, что Иисус не бог и но богочеловек, а гйяовек, ставший обителью божества. Как и монофизитское направление, яееторианство осудили как ересь на Эфесском ссборе. После гибели Византия с 1453 г. под натиском турок-османов главным оплотом православия становится Россия. На Руси первым шагом навстречу к христианству стало крещение Киева князем Владимиром и Новгород;! Добрыней. Широкому принятию этой веры способствовало освоение северных территорий в конце XVIII в. На волне переселения христианство постепенно распространилось и утвердилось по всей территории Руси. Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. В этот период культ Троицы стал одной ид главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на нозых нравственных началах. После победы на Куликовом поле Русь быстр э крепла экономически и политически, В 1448 г. Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и веся Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено Начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви. Патриаршество в Росси было установлено яри Борисе Годунове. В 1589 г. митрополит Иов стал первым патриархом на Руси. В XVII в. споры о нормах обрядовой практики привели к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество. На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как ее стороны светских верхов (особенно германских императоров), так И среди низов общества (движение лоллардов л Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI в. этот протест в различных слоях населения оформился в движение Реформации — анти-католяческое движение. Продуктом Реформации стал протестантизм. |