Коллекция рефератов |
Искусство и культура |
Ислам
Происхождение ислама
Происхождение исламской религии яснее, чем происхождение христианства и буддизма, так как ее рождение почти с самого начала освещается письменными источниками. Издавна Аравия была населена семическими племенами, предками современных арабов. Часть их жила оседло и городах и оазисах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, занимаясь скотоводством, разведением верблюдов и лошадей. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом и Эфиопией. Торговые пути между этими странами проходили через Аравию, а один из наиболее сажных торговых узлов, находящихся па пересечении торговых дорог, был в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Здесь и обитало племя курейшит, которое извлекало из торговли огромную выгоду для себя. В IV в. в Аравии наметился упадок в караванной торговле, так как торговые пути переместились на восток в Сасанид-ский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, длившееся веками. Кочевники, потерявшие доход от торгового промысла, стали переходить к оседлому образу жизни, заниматься земледелием, что, естественно, вызвало столкновение между племенами из-за земли, пригодной для возделывания. Остро встал вопрос об объединении, возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха. Среди арабоз возникла сект;! халифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и разчзрнулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях требовалось почитать только Аллаха и быть покорным его воле. Мухаммед был уроженцем Мекки из оседлого племени курейш. Почти достоверно установлено, чте жил он приблизительно в 570—632 гг. и. э. По преданию, Мухаммед получил от Аллаха через архангела Джебраила ряд «откровений», записанных в священной книге Коран и передал их людям. Биография Мухаммеда, в отличие от етнгельской биографии Иисуса, лишена особых «неземных* д-эяний. Известно только, что при жизни Мухаммеда все государственные и общественные дела в мусульманской общине решались по его указанию. Мухаммед начал свою деятельность в Мекке. Проповеди Мухаммеда были встречены враждебно прежде всего предводителями его собственного племени. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. В 622 г. н. э. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мтжки; это бегство (хиджра) считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). Мухаммед отправился пророчествовать в Медину (Ятрий), где ему удалось собрать много приверженцев. Б земледельческом оазисе Медине пропаганда Мухаммеда нашла отклик: мединцы враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против гее. Мухаммеда поддержало несколько местных крупных племен, а уже в 630 г, мекканскио племена вынуждены были принять новую религию. Но мерс того как к новому учению при> икали все новые и новые племена, Мекка приобретала see больший вес и становилась национально-религиозным центром, а аристократия племени курейш даже возглавила мусульманское движение. Вскоре Мухаммед и его приверженцы объединили большую часть Аравии под знаменем новой религии. В момент смерти Мухаммеда (632 г.) новое вероучение было еще не оформлено, оно только приобретало свои очерта ния, но основные его положения, которые можно изялечь из Корана, были позже развиты мусульманскими богословами. |