Вся библиотека >>>

Оглавление книги >>>

 


Коллекция рефератов

Информатика


 

ВИДЕОКАРТЫ

 

Типы видеоадаптеров

 

MDA — адаптермонохромного дисплея

MDA (Monochrome Display Adapter) - простейший видеоадаптер, применявшийся в IBM PC. Его официальное имя - Monochrome Display.

Слово монохромный отражает самую важную характеристику MDA. Он был создан для работы с одноцветным дисплеем. Первоначально он работал с экранами зеленого цвета, которыми обеспечивались почти все системы IBM того времени.

Слова «адаптер дисплея» являются функциональным описанием. Это устройство преобразует сигналы, распространяющиеся по шине PC, к форме, воспринимаемой видеосистемой. Возможность подключения принтера к этому адаптеру является его достоинством, потому что поЕЕоляет подключить принтер без использования еще одного разъема расширения,

MDA является символьной системой, нг обеспечивающей никакой другой графики, за исключением расширенною множества символов IBM. Это был первый адаптер IBM и л» недавнего времени он был лучшим адаптером для обработки текстов, обеспечивающим самое четкое изображение символов, по сравнению с любыми дисплейными системами, выпущенными до PS/2.

Текстовый режим был целью разработки адаптера. Тогда IBM не могла вообразить, что кому-либо : iжадобит.ся рисовать схемы на дисплее.

Чтобы обеспечить подключение терминалов, используемых в больших компьютерных системах, IBM для изображения символа в MDA использовала площадь экрана в 9x14 пикселей, а сам символ был 7x9. Дополнительное г;: остранство использовалось для разделения каждого символа, что увеличивало читаемость.

Для реализации тогдашних стандартов видеотерминалов, обрабатывающих символы по 80 столбцам и К? рядам, требовалось 740 горизонтальных пикселей и 350 вертикальных точек на экран.

При работе с таким количеством точек !!ЗМ пошла пя компромисс. При отображении информации с большой частотой потребовался бы более широкополосныit монитор, чем тот, который был доступен (во всяком случае за небольшие деньги) во время разработки PC. IBM слегка уменьшила используемую частоту, доведя ее до 50 Гц, и компенсировала возможность появления мерцания экрана использованием люминофора с большим остаточным свечением. Таким образом появился стандарт IBM на монохромный дисплей.

Геркулес HGC (Hercules Graphics Card — граф!ческая Kapia Hercules) — расширение MDA с графическим режимом 720x348, разработанное фирмой Hercules.

CGA — цветной графический адаптер

Первым растровым дисплейным адаптером, разработанным IBM для PC, был цветной графический адаптер — CGA (Color Graphic Adapter). Представленная альтернатива MDA ослепила компьютерный мир, привыкший к зеленому. Новый адаптер обеспечивал 16 ярких чистых цветов. Помимо этого, он обладал способностью работать в несколькш: графических' режимах с различной разрешающей способностью.

Как об этом говорит наименование адаптера, он предназначался для формирования графического изображения на цветном экране. Однако он обеспечивал работу и с монохромными дисплеями, созданными не IBM для платы MDA. Он мог работать в паре и с монохромными, и с композитными мониторами, и даже с модулятором телевизионных приемников. (Тем не менее вы не можете подключить CGA к телевизору, если у последнего нет композитного видеовхода.) Обеспечивает также работу светового пера.

CGA — это многорежимный дисплейный адаптер. Он может применяться и для символьных, и для побитных технологий. Для каждой из них он реализует несколько режимов. Он содержит 16 Кб памяти, прямо доступных центральному микропроцессору.

Символьный режим функционирования CGA устанавливается по умолчанию. В этом режиме функционирование CGA напоминает MDA. Главным отличием этих двух адаптеров является то, что второй был создан для работы с нестандартными вертикальными и горизонтальными частотами, обеспечивая более четкое изображение. CGA же работает на стандартных частотах — тех, что используются композиционными дисплеями. Это дает возможность быть совместимым с большим семейством мониторов, но в то же время уменьшает качество изображения.

CGA разделил дисплей на матрицу в 640 горизонталь-пых пикселей и 200 вертикальных. Для того чтобы расположить 2000 символов на экране размером 80x25 символов в формате MDA, используются ячейки 8x8 пикселей.

В системах CGA каждый символ располагается в матрице 7x7. Одна точка зарезервирована для подстрочного элемента и еще одна — для разделения. Очевидно, что подстрочный элемент имеет протяженность на все изображение, что позволяет избежать дополнительных линий для разделения строк текста. Использование меньшего количества точек при изображении символа означает, что его изображение будет иметь более грубую и менее приятную форму по сравнению с MDA.

В любом текстовом режиме IBM, управляя атрибутами, можно работать с 16-цветовой палитрой. Любой символ текст а может быть изображен любым из 16 цветов.

Фом символа — точки, входящие в матрицу символа 8x8 и не учас гвующие в формировании символа, — может также иметь один из 16 цветов, но с одним ограничением. В режиме, устанавливаемом по умолчанию, для фона можно использовать 8 цветов, потому что бит в байте параметров, устанавливающий яркость или интенсивность фонового цвета, предназначается для другой цели. Он применяется для задания режима мерцания символа.

Специальный регистр CGA изменяет назначение этого бита. Загружая определенные значения в этот регистр, пользователь или программа могут выбирать между мерцанием или изображением цвета фона с повышенной интенсивностью. Однако этот регистр управляет всем текстом экрана, поэтому невозможно одновременно использовать и мерцающие символы, и повышенную интенсивность цвето-пого фона.

EGA — улучшенный графический адаптер

К 1984 г. недостатки CGA стали очевидными. Это выявилось благодаря широкому его распространению. Тяжело читаемый текст и грубая графика портили зрение быстрее всякого другого приспособления

Как ответ на заслуженную критику появился улучшенный графический адаптер — EGA. Улучшение было многосторонним: возросшая разрешающая способность, возможность обеспечивать графический режим монохромных экранов, в том числе любимых IBM зеленых дисплеев.

, Самое существенное изменение хорошо заметно по формируемому изображению. Разрешающая способность была увеличена до 640x350 пикселей. Ячейки символов имеют размер 8x14. И хотя такая ячейка на одну точку уже, чем поддерживаемая MDA, символ формируется той же матрицей 7x9. Но более важным являлось то, что было выделено достаточно места для подстрочного и надстрочного пространства. Благодаря этому смежные ряды не сливались и цветное изображение текста воспринималось так же хорошо, как и монохромное.

Разрешающая способность 640x350 обеспечивалась в графическом режиме. Этот адаптер мог также поддерживать все графические режимы предыдущих адаптеров IBM. Это означает, что EGA способен обеспечить все режимы устаревшего CGA.

Возможности стандарта EGA по формированию цветовой гаммы существенно возросли. Посредством изменения интерфейса «адаптер — дисплей» реализуемая палитра EGA была расширена до 64 оттенков (считая черный и различные оттенки серого как отдельные цвета). Кроме того, благодаря наличию большого ресурса памяти стандарт EGA способен поддерживать более широкую палитру цветов с более высоким урознем разрешающей способности. В режиме с максимальной разрешающей способностью и полным использованием ресурса памяти EGA в состоянии одновременно формировать изображение в 16 цветовых оттенках, выбранных из 64 цветной палитры на экране в 640x350 пикселей.

MCGA — многоцветный графический адаптер

MCGA (Multicolor Graphics Adapter) введен фирмой IBM в ранних моделях PS/2. Количество воспроизводимых цветов увеличено до 262144 (по 64 уровня на каждый из основных цветов). Помимо палитры введено понятие таблицы цветов, через которую выполняется преобразование 64-цветного пространства цветов EGA в пространство цветов MCGA. Введен также видеорежим 320x200x256, в котором вместо битовых плоскостей используется представление экрана непрерывной областью памяти объемом 64000 байт, где каждый байт описывает цвет соответствующей ему точки экрана. Совместим с CGA по всем режимам и с EGA по текстовым, за исключением размера матрицы символа. Интерфейс с монитором — аналогово-цифровой: цифровые сигналы синхронизации, аналоговые, сигналы основных цветов, передаваемые монитору без дискретизации. Поддерживает подключение монохромного монитора и его автоматическое опознание, при этом в видео-BIOS включается режим суммирования цветов по так называемой шкале серого для получения полутонового черно-белого изображения. Сумми рование выполняется только при выводе через BIOS: при непосредственной записи в видеопамять на монитор попа дает только сигнал зеленого цвета (если он не имеет встро енного цветосмесителя).

VGA  - массив визуальной графики VGA (Video Graphics Array) - расширение MCGA, со вместимое с EGA, введен фирмой IBM в средних моделях PS/2

Точно так же, как и в предыдущих системах, VGA обеспечивает различные уровни разрешающей способности в различных режимах функционирования. Но VGA обеспечивает гораздо большее количество режимов. Их общее число равно 17. Однако в графическом и Текстовом режимах Достигаются отличающиеся уровни разрешающей способности.

В графических режимах при формировании растрового Цветного изображения достигается разрешающая способность 640x480 пикселей. При этом формируется 16 цветов, выбранных из палитры в 256. Такой же уровень разрешающей способности обеспечивается и для монохромного изображения.

Переход к стандарту 640x480 пикселей от стандарта EGA (640x350) позволил улучшить точность изображения. Стандарт VGA позволяет создать изображение более точное с использованием большей гаммы цветов. Отношение числа горизонтальных пикселей к числу вертикальных (4:3) является благоприятным фактором, потому что оно равно отношению сторон экрана большинства мониторов.

Новый стандарт способен поддерживать 256 оттенков экрана одновременно. Цвета выбираются из палитры 262144 оттенка. В этом режиме разрешающая способность ограничена уровнем 320x200 пикселей. Эта разрешающая способность CGA, работающего в режиме со средней разрешающей способностью, но последний может работать одновременно с четырьмя цветами, выбранными из палитры в 16 цветов.

Специализированные адаптеры IBM

IBM 8514/a — специализированный адаптер для работы с высокими разрешениями (640x480x256 и 1024x768x256) с элементами графического ускорителя. Не поддерживает видеорежимы VGA. Интерфейс с монитором аналогичен VGA/MCGA.

IBM XGA — следующий специализированный адаптер IBM. Расширено цветовое пространство (добавлен режим 640x480x65536), добавлен текстовый режим 132x25 (1056x400). Интерфейс с монитором аналогичен VGA/MCGA.

SVGA  - cynep-VGA

SVGA (Super VGA) — расширение VGA с добавлением более высоких разрешений и дополнительного сервиса. Видеорежимы добавляются из ряда 800x600, 1024x768, 1152x864, 1280x1024, 1600x1200 - все с соотношением 4:3. Цветовое пространство расширено до 65536 (High Color) или 16.7 млн (True Color). Также добавляются расширенные Текстовые режимы формата 132x25, 132x43, 132x50 SVGA является фактическим стандартом видеоадаптера примерно с 1992 г. и по настоящее время.

  

Следующая страница >>>