«Великие пророки о России» Глава 8 ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ НАЦИИ
«...Пока бережется память, хотя бы одним человеком, остается и надежда... Идите и думайте о будущем, о вашей жизни. Надо пережить ночь и не разбиться в потемках, вытащить крест, а помощь придет... пусть вас ведет надежда...» Михаил Щукин. Морок
ИДЕЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Мы уже рассказывали о национальной идее уважаемого и почитаемого у нас в стране Валентина Распутина — воспитание патриотизма в молодежи, возрождение его в каждом человеке. Эту же идею выдвигают и журналисты Юрий Бегунов и Владимир Марченков. Об этом они говорят в статье «Александр Невский и современность», напечатанной в журнале «Россияне» в 1992 году, призывая всех истинных патриотов объединиться под знаменем идеи Александра Невского, консолидировать все силы перед надвигающейся опасностью разрушения целостности нашего государства, расчленение которого поставили целью наши враги на Западе, скрывающиеся под маской международного терроризма.
«...Современники по праву оценили храбрость и державную мудрость новгородского князя Александра, разгромившего шведских крестоносцев 15 июля 1240 года в ожесточенной битве на берегу Невы. Людская молва нарекла князя-воина «Невским». В душе народа, поставленного монголо-татарским нашествием на Востоке и крестоносной агрессией на Западе перед национальной катастрофой, воспрянул пламень многотрудной борьбы, давшей силы и мужество победить германских захватчиков в Ледовом побоище 1242 года, а затем и Мамаевы .полчища в Куликовской битве 1380 года.
Великое множество военных и социальных бурь пронеслось с тех пор над родимой землей. Величественна и трагична история государства Российского; Но во все времена героические предки наши крепко держали в натруженных руках меч и крест, громя супостатов. Пахали, засевали и жали свои нивы, кормясь своим трудом и не зарясь на чужие пределы. Суров россиянин к врагам, добросердечен к тем, кто идет к нему с миром. И беспощаден к отступникам-перевертышам, предающим отчий дом, веру, землю и волю народную за лживые посулы иноземных «благодетелей». Не сразу, не вдруг возгорается пламень народного гнева, но уж, вспыхнув, выжигает скверну начисто.
Так было и так будет. В самые тяжелые времена выходили из народа подвижники, воины и вожди, которые помнили уроки истории и сами круто поворачивали ее ход, обретая в трудах и бедах закалку булата...» Смутно и трудно в нашей стране жить. Мы превращаемся в страну третьего сорта. Армия ослаблена, не имеет доверия у молодежи. Многие стараются уклониться от службы в ее рядах. Длительный период существования без войн ослабил наше чувство бдительности, мы основательно подразмякли, забыли, что враги — поджигатели войны — существовали всегда и существуют, и войны ведутся, и ничего нельзя исключать в этой жизни на Земле. Мы уже много говорили о том, что все повторяется, что существует цикличность в развитии общества, пророки говорят об, этом. Мы, может быть, не судим уж так сурово, для нас понятие «отступники-перевертыши» абстрактно. Мы говорки лишь об идее патриотизма, любви к Родине, готовности ее защищать.
Но если молодежи все равно, чей кусок есть, заморский или свой, отечественный, лишь бы есть, то это страшно. Есть даже люди у нас в стране, которые говорят, что это было бы и не так плохо, если бы нас завоевала в сороковые годы Германия. Вот это и есть потеря любви к своей Родине, своей нации, и какой уж тут патриотизм. Но опасность порабощение существует, ежь планы по переделу мира, нас могут подчинить себе более сильные страны. Об этом предупреждают публицисты:
«...Не к нам ли, сегодняшним, обращены строки «Повесть о стоянии на реке Угре» из Софийской второй летописи славного 1480 года, когда, наконец, через сто лет после Куликовской битвы Русь окончательно пресекла натиск восточных захватчиков:
«О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь защитить свое Отечество, русскую землю, не жалейте своих жизней, пусть никогда не увидят глаза ваши разорения святых церквей и домов ваших, и погибели детей ваших, и поругания жен и дочерей ваших!
Пострадали великие и славные земли. И все оттого, что не встали мужественно на свою защиту! И сами погибли, и Отечество, и землю, и государство свое погубили!»
Русский народ ждет спасителя, заступника, сильного и решительного, могущего объединить все патриотические силы в стране. Такого, каким был Александр Невский, живший в ХШ веке, защитник русской земли, совершивший подвиг во имя свободы и независимости Родины, спасший страну от порабощения татарами и монголами:
«...Про таких людей христиане обычно говорят — «подвижник Божий...» Простые люди называют его «заступником» и «защитником», с чьим именем была связана идея возрождения государственности и бессмертия народа.
...Современная идеологическая функция «идеи Александра Невского» ясна: объединить все здоровые силы нации ради возрождения России.
Сегодня нужны Александры Невские мечом и в броне, то есть такие, каким был самый святой князь — заступник от врагов народа, от бездуховности, от государственного и нравственного нигилизма. ...Нужны единение людей, объединение всех здоровых сил во имя возвращения исторической памяти, которая в числе многого другого даст нам силы переломить нынешнее лихолетье».
Что же включает а, себя понятие «патриотизм»? Каков смысл самой идеи? Высокая нравственность, историческая память:
«Кто этим должен заниматься? Мы с вами, стар и млад. Кто обязан координировать это всенародное движение к возрождению родной земли, ее добра, света? Те люди, которым мы доверили быть во главе города и региона? Кому будут нужны обновленные здания, роскошные магазины с людьми, глазеющими в их витрины пустым холодным взглядом алчных потребителей? Заморским туристам, новоявленным отечественным буржуа, бездушным «отцам города»? Возродится город на Неве, а вместе с ним и Москва, и Новгород, и Владимир, и Суздаль, и Нижний, и другие наши города только вместе с Россией, питаясь животворными соками патриотизма, высокой нравственности и культуры, вобравшей великое достояние ВСЕХ поколений россиян, живших, сражавшихся и созидавших на этой земле.
От древних русичей, петровских зодчих-строителей до российских мастеров, «людей дела», до тех, кто пришел им на смену, великими трудами и большой кровью укрепив и защитив достояние предков. Сегодня идея исторической памяти и ее возрождения немыслима без Александра Невского, святого благоверного князя, защитника и спасителя; Руси. Нам нужны сегодня люди, подобные Александру Невскому, как живая вода умирающему телу России. Нет, не погибнут страна и народ, если есть в нас хотя бы частица Александра Невского, его вечной животворящей памяти...»
В 1992 году, перед падением империи, журналисты взывали к имени князя Александра:
«Сегодня, когда силы зла веют над Россией, предвещая развал страны, падение центральной власти и будущее рабство россиян от межнациональных транскорпораций, мы полным духом вспоминаем тебя, святой заступник, Александр Невский. Восстань из фоба своего в Лавре, сотряси сон! Посмотри вокруг своими светлыми очами! Воззри на лас, русичей, ждущих от тебя твоих Слова и Дела! Спаси Россию, пока еще не поздно! Поведи нас на защиту родного государства, нашей национальной гордости и вечного богатства! То, что выпестовал народ в течение полутора тысяч лет, нельзя легко отдать на поругание врагу сегодня — врагу, которому безразлична Россия, ее великая культура, ее духовная красота! 317
То не империя, а великая Россия, уничтожить которую никому не дано! Мы все пойдем за тобой, святой Александр Невский, и сегодня готовы вместе с тобой сложить головы за духовное возрождение России и ее прадедней славы!»
Не помогло тогда взывание к памяти великого защитника. Империя распалась. А сейчас нам еще более нужен Александр Невский, чтобы не совершилось развала России. «Ибо что иное, кроме памяти, обрядов, отчих заветов родимой старины, — писал Д. Балашов, — способно совокупить и удержать народ в быстробегущем потоке времени?» И он же: «...сколько скрытых сил, сколько надежд хранит в себе эта земля и этот язык!
Ибо не может даже и самый великий спасти народ, уставший верить и жить, и тщетны были бы все усилия сильных мира сего, и не состоялась бы земля русичей, и угасла бы, как угасла вскоре Византия, ежели бы не явились в народе силы великие, и дерзость, и вера, наполнившие смыслом деяния князей и епископов и увенчавшие ратным успехом подвиги воевод». О прошлом писал Д. Балашов, о нашей истории, но как созвучны эти мысли сегодняшним устремлениям патриотов России! На этой волне и хочется завершить главу, подведя итог стихотворением В. Кузнецова «Пророк».
Высок и крут к прозрению пролог С порога начинается тревога Как редко в мир является пророк?.. Не потому ли ждем его, Как Бога? Подсаживаем ложь, на пьедестал И молимся очередному брюху. Ниспровергаем, ежели уста Глаголят то, Что непривычно уху. И снова ждем... И в этом наш порок. Мы слепо ждем, мы попусту радеем. Шумим, галдим: — Вот явится пророк.. А он уже состарился меж делом.
|