На главную

Оглавление

 


«Великие пророки о России»


Глава 5     ПРАВДА НАШИХ ДНЕЙ

 

«...Пока бережется память, хотя бы одним человеком, остается и надежда... Идите и думайте о будущем, о вашей жизни. Надо пережить ночь и не разбиться в потемках, вытащить крест, а помощь придет...

пусть вас ведет надежда...»

Михаил Щукин. Морок

 

ПРОРОКИ — СВИДЕТЕЛИ РЕАЛИЙ РОССИЙСКИХ

 

« — Любовь моя, Россия, где твои пророки?.. Один в изгнании, другой в могиле. И трубят ангелы: первый, второй, третий — все до седьмого. Все одновременно...» — этими словами начинает свою статью в первом номере журнала «Октябрь» за 1990 год под названием «С тревогой и надеждой» писатель Лев Тимофеев. Еще впереди указ об упразднении Советского Союза, роспуск коммунистического сообщества, расстрел российского парламента и еще многое другое, что стало болью российского общества наших дней.

 

Но уже тогда, как бы предчувствуя будущие события, Лёв Тимофеев знал, что народ в период самых смутных дней, последних дней уходящего века, обратится к пророчествам, с тревожным любопытством будет изучать наследство не признаваемых в нашем мире провидцев прошлых столетий и обязательно назовет имена пророков-современников, будет читать и перечитывать их провидческие и предупреждающие статьи и искать их, и спрашивать, где же были наши глаза и уши, почему мы не прислушивались к тем, кто был среди нас и видел больше, и дальше, чем все.

 

Писатель называет нам имена наших пророков. Среди них академик А. Сахаров. Пророк ушел, но все мы отдаем дань его стремлению обратить внимание всех нас на животрепещущие проблемы времени. Только писатель с большой буквы может так сказать о великих людях нашего времени, что хочется вновь и вновь перечитывать его строки:

 

«...Судьба современных пророков ничем не отличается от судьбы пророков всех времен. Солженицын, Сахаров, с ними другие... Андрея Дмитриевича Сахарова называли пророком еще при жизни, но многие ли у нас в стране знают его пророчества, его публицистику? — задаёт автор справедливый вопрос. — В чем пафос его знаменитых (знаменитых не у нас — за границей) «размышлений о прогрессивном, мирном сосуществовании интеллектуальной свободе»? Как написаны, составлены его многочисленные, постоянные, упорные обращения к правительствам разных стран, к мировому общественному мнению? Что именно говорил он в своем письме о вторжении в Афганистан?

Многие ли могут сказать, что знали, читали, слышали его пророческое слово?»

 

Увы, немногие читали его самого, а только то, что писали о нем идеологи тех времен. И не подозревали о том, что прорек не на себе, а на земле нашей грешной, ходит среди нас» предупреждает, взывает к нашей совести:

 

«И все-таки мы знали силу этого слова, его значение для страны. Мы верили ему, не читая и не слыша, лишь угадывая, улавливая смысл!"-часто в пересказах знакомых, случайно поймавших обрывки текстов по радио, даже не уточняя подробностей, да сквозь радиоглушилки они могли и не расслышать подробности. Важно было то, что он говорит.

 

Говорит за всех молчащих, за всех, кто хотел бы, но боится или не умеет сказать вслух, - как бы от их имени, как бы сквозь их страх и скованность, — принимая на себя вею ответственность, все последствия.

Сахаров был пророком, принявшим на себя благословение Божие. И тяжелую мирскую ответственность, ему верили, не читая. Верили не, на слово, а как бы помимо слова — верили в него, верили его жизни, его судьбе, его личности...»

 

 Пророк — все равно что Бог. Его откровения обращены к нациям, малым и большим народам, ко всему человечеству, и если мы пропагандируем в этой книге пророчества Христа и других провидцев из прошлого, мы возлагаем также на себя и обязанность привести те слова, которые слетали с уст пророка вашего времени Андрея Сахарова. Они еще более для нас важны, потому что речь идет не о событиях, отгремевших в жизни наших далеких пращуров, а о проблемах, касающихся непосредственно каждого из нас. Свидетелями всего происходившего и происходящего стали мы и наши пророки. Об этом и говорит Л.Тимофеев:

«...С надеждой и тревогой задаемся мы вопросами о нашей нынешней жизни. С надеждой и тревогой обращаемся к пророчествам.

 

Наши пророки не в будущем видят апокалиптические, картины, но в настоящем и в ближайшем прошлом, которое все остается нынешней, неушедшей реальностью. Солженицын, Сахаров, с ними другие.... Нет, не пророки — свидетели!

 

Диалектика -- один из величайших соблазнов человеческой истории. Миф о необходимости жертвовать настоящим ради светлого будущего дорого обошелся России... Но сопротивление соблазну никогда не угасало у нас в стране. От Достоевского и авторов «Вех» усвоили мы понимание: из столкновения вчерашних грехов с нынешними не построится безгрешное будущее. Какое рукотворное завтра стоит уже пролитой крови и той, что еще прольется? Какое поколение советских людей будет жить при коммунизме?

 

Льва Тимофеева самого можно назвать провидцем. Ученые, признававшие ранее только господство материальных теорий, в последнее десятилетие сделали важное открытие: помимо материального, есть и мир Ирреальный, мир тонких материй. Сама история человечества творится также и в нематериальных мирах. Там и наше будущее. И об этом говорит Лев Тимофеев в своей статье, посвященной памяти Сахарова:

 

«Но, кажется, слава Богу, наша эпоха дала жесткий опыт познания метафорических истин. Кажется, начало нам брезжить: не имеет смысла затевать спор о том, будет ли завтра лучше или хуже, — сегодняшний бы день правильно понять во всей его трагичности во всех её проявлениях.. Да что там во всех! Хотя бы то, что дано понять, не упустить из-за высокомерия и гордыни.

 

История — таинство, а не романтическая дорога в светлое завтра.

 

Само взаимопроникновение прошлого, настоящего и будущего— таинство, требующее уважения. Кровь, пролитая сегодня, не только протечет в завтрашний день, но таинственным образом окрашивает и прошлое».

Пророчества всегда связаны с апокалипсисом. У Тимофеева в статье затронута и эта тема:

 

«Апокалипсис — наша сегодняшняя реальность: только что была уже в истории и саранча в броне и с человечьими лицами, и треть человечества умирает уже от огня, дыма и серы, и научились называть горе множественными именами: одно горе прошло, вот идут за ним еще два горя... два ли только?

 

По времени и пророки. Солженицын, Сахаров, с ними другие. Не предсказывают они скорый конец света, но свидетельствуют: вот и первый ангел протрубил, и второй... И не в исторической последовательности раздаются эти трубные звуки, но все одновременно — и седьмой ангел трубит среди них — тот, что возвещает: царство мира сделалось Царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков

 

Жизнь человеческая — таинство. Человек — творение Бога, и все, что в нас есть, от Бога. Об этом также говорит писатель в статье о Сахарове:

 

«Таинственно взаимопроникновение прошлого, настоящего, будущего. Любви не убывает в мире — праведники уходят, оставляя миру свою Любовь, растворяя ее в мире. И Царство Божие, и свобода — в каждом из нас есть». Свобода, совесть и любовь — все это было в пророке наших дней А. Сахарове.

Лев Тимофеев пишет: «И вот теперь последнее, что открывается нам в его жизни, в его деятельности, — это его слово, публицистика. То есть как раз то, с чего и началась его прямая и открытая борьба.

 

...Нам открывается СОДЕРЖАНИЕ его пророчеств. Какую именно Благую весть почерпнем мы из них?..»

В декабре 1975 года А. Сахаров, обращаясь к членам Нобелевского комитета, прочитал им лекцию, в которой дал анализ состояния мирового общества, затронул вопрос развития научно-технического прогресса, высказал свое мнение о дальнейших путях развития. Он подчеркнул, что человечество вступило на тропу очень важного, переломного момента в мировой истории.

 

«.. .Имеется' много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.

 

Создано ракетно-термоядерное оружие, способное, в принципе, уничтожить все человечество, — это самая большая опасность современности. Благодаря экономическим, промышленным и научным достижениям несравненно более опасными стали также так называемые «обычные» виды вооружения, не говоря уже о химическом и бактериологическом оружии...»

 

Подчеркнув достижения человечества в области создания нового вооружения, предупредив о последствиях его злонамеренного использования, он обратил внимание и на опасность, которая исходит от изуродованной варварским обращением природы:

 

 «Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней, но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество таким образом столкнулось с грозной экологической опасностью», — которая, продолжим его мысль, привела к тяжелым последствиям в области деторождения — все большему количеству детей с врожденными уродствами, заболеваниями, связанными с загрязнением окружающей среды:

 

«Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающихся странах третьего мира. Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и, психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьезными опасностями в будущем. Во многих странах, в особенности в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором жизни сотен миллионов людей, обреченных с момента рождения на нищенское, полуголодное существование. При этом прогнозы на будущее, несмотря на несомненные успехи «зеленой революция», являются тревожными, а по мнению многих специалистов — трагическими».

 

Следует добавить, что, обращая внимание на полуголодное существование стран так называемого третьего мира, Сахаров при всея«го прозорливости, наверное, все-таки не подозревал, что его Родина сама через два десятилетия скатится практически на уровень перечисленных им стран и что многие его сородичи будут голодать. А может быть, именно поэтому и затронул этот вопрос. В западных еженедельниках публикуются аналитические обзоры. Так вот, правдой наших дней является то, что в них практически ничего не говорится о России, К ней потеряли интерес, она оказалась на задворках-истории. И через два десятилетия для России стали характерны те же явления, которые перечислял А. Сахаров, давая анализ реалиям современного Запада. Разгул преступности, наркомания, терроризм — характерные приметы нашего образа жизни:

 

«Но и в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них — тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная, изнуряющая гонка моды, сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные и уродливые явления — рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т. п.

 

Надвигающееся истощение ресурсов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные международными политическими и социальными проблемами, начинают сильнее давить на жизнь также и в развитых странах, лишая (или угрожая лишить) многих людей ставшего уже привычными изобилия, удобства, комфорта...» Еще раз убеждаешься, что пророчества действительны для всего человечества, потому что все, что происходит на одной территории земного шара, переходит рано или поздно в другие регионы мира. Россия стала соучастницей общемирового кризиса, обусловленного космологической теорией происхождения Вселенной.

 

Однако академик подчеркивает, что все означенные проблемы ни в коей мере не означают отказа от дальнейшего прогресса:

 

«Обсуждая весь этот комплекс неотложных проблем и противоречий, следует прежде всего сказать, что, по моему убеждению, любые попытки замедлить темп научно-технического прогресса, повернуть вспять урбанизацию, призывы к изоляционизму, патриархальности, к возрождению на основе обращения к здоровым национальным традициям прошлых столетий — нереалистичны. Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации.

 

Еще не так давно люди не знали минеральных удобрений, машинной обработки земли, ядохимикатов, интенсивных методов земледелия. Есть голоса, призывающие вернуться к более традиционным и, возможно, более безопасным формам земледелия. Но возможно ли осуществить это в мире, где и сейчас сотни миллионов людей страдают от голода? Несомненно, наоборот — необходима дальнейшая интенсификация и распространение ее на весь мир, на все развивающиеся страны.

 

Академик перечисляет те области наук, которые должны развиваться и расширяться в будущем. Это актуально и сейчас. Именно о них, об их развитии в ближайшие годы начала третьего тысячелетия говорят российские ученые, давая прогноз научно-технического развития в XXI веке:

 

«Нельзя отказаться от все более широкого применения медицины и от расширения исследований во всех ее отраслях, в том числе и таких, как бактериология и вирусология, нейрофизиология, генетика человека и генохирургия, несмотря на потенциальные опасности злоупотребления и нежелательные социальные последствия некоторых из этих исследований. То же относится к исследованиям в области создания имитации интеллекта, к исследованиям в области управления массовым поведением людей, к созданию общемировых систем связи, систем сбора и хранения информации и т.' п. Совершенно очевидно, что в руках безответственных бюрократических, действующих под покровом секретности учреждений все эти исследования могут оказаться необыкновенно опасными, но в то же время они могут стать крайне важными и необходимыми для человечества, если их осуществлять под контролем гласности, обсуждения, научного социального анализа. Нельзя отказаться от возрастающей автоматизации и укрупнения промышленного производства, несмотря на связанные с этим социальные проблемы.

 

Нельзя отказаться от строительства все более мощных тепловых и атомных электростанций, от исследований в области управляемой термоядерной реакции, поскольку энергетика — одна из основ цивилизации...

...Нельзя отказаться от расширения работ по освоению околоземного космосу и по исследованию дальнего космоса, в том числе от попыток приема сигналов от внеземных цивилизаций — шансы на успех таких попыток, вероятно, малы, но зато последствия успеха могут быть грандиозными.

 

«Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума...»

 

А вот его видение решения проблемы ликвидации международных и локальных конфликтов:

 

«...Я считаю особенно важным более широкое использование войск ООН для купирования международных и межнациональных вооруженных конфликтов. Я очень высоко оцениваю возможную необходимую роль ООН, считая ее одной из главных надежд человечества на лучшее будущее... я все же верю, что рано или поздно ООН сумеет играть в жизни человечества достойную роль, в соответствии с целями Устава..,»

 

Будущее зависит и от соблюдения законов в стране. Сегодня проблема прав человека, за что он. боролся до последних дней своей жизни, звучит особенно своевременно:

 

«.Сегодня мы должны бороться за каждого человека в отдельности, против каждого случая несправедливости, нарушения прав человека — от этого зависит слишком многое в нашем будущем...»

Сахаров поддерживал космологическую теорию, утверждающую единство и гармонию Вселенной, повторяемость и цикличность событий в ее бесконечности, в которой мы> люди, всего лишь «вспышки» во мраке, что нисколько не снимает с нас ответственности за те дела, которые мы, «вспыхивая» пусть на мгновение, творим

 

«...Тысячелетия назад человеческие племена проходили суровый отбор на выживаемость; и в этой борьбе важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению традиций, способность к альтруистической взаимопомощи членов племени. Сегодня все человечество в целом держит подобный экзамен. В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более «удачные», чем наша. Я защищаю так же космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более «удачные», должны существовать бесконечное число раз> на «предыдущих» и -«последующих» к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышки во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно  угадываемой нами Цели»

 

Давайте же послушаемся пророка и выдержим экзамен, которого хочет от нас требовательный создатель — вечный разум.

 

 

 

На главную

Оглавление