«Великие пророки о России» Глава 4 БЛИЖЕ К НАШИМ ВРЕМЕНАМ
«...Пока бережется память, хотя бы одним человеком, остается и надежда... Идите и думайте о будущем, о вашей жизни. Надо пережить ночь и не разбиться в потемках, вытащить крест, а помощь придет... пусть вас ведет надежда...» Михаил Щукин. Морок РОССИЙСКИЙ ПРОРОК НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ ГРИГОРИЙ РАСПУТИН
Григорий Распутин — монах, целитель, предсказатель — родился в 1869 году. На сцене русской истории появился в следующем столетий. Это противоречивая и легендарная личность. Он исцелил юного царевича Алексея от ужасного заболевания—гемофилии, лечил и царицу Александру. Он обладал большими гипнотическими способностями, с помощью которых соблазнил многих княгинь, не исключается возможность, тая саму царицу, О его мощном влиянии на царскую семью и особенно на царицу много писали и говорили его современники и наши историки и писатели.
Появление Распутина в России предсказано самим Нострадамусом в одной из его центурий: «Из-за притворной ярости обожествлённого волнения жена великого человека подвергнется насилию. Судьи пожелают осудить такое ученье. Жертва принесена невежеству людей».
Его влияние на царицу, ореол мистики, установившийся во дворце в последние годы правления Николая Второго, не устраивал многих государственных мужей предреволюционной России, поэтому Распутин стал жертвой заговора. Но дар Григория послужила его сверхъестественными способностям. Он не скончался, выпив отравленный напиток, он был жив и после того, как его били дубинками, стреляли в него. Связав его закованного в кандалы его бросили в зимнюю Неву отыскав в ней полынью.
Пророчества Распутина содержатся в его книге «Благочестивые размышления», вышедшей в 1911 году. Некоторые из них мы приводим.
«...Опять я его (царевича Алексея) спас, я не знаю, сколько раз еще спасу я его для хищников. Всякий раз, как я обнимаю царя и матушку, и девочек, и царевича, я содрогаюсь от ужаса, будто я обнимаю мертвецов... И тогда я молюсь за этих людей, ибо они на Руси более всех нуждаются. И я молю за все семейство Романовых, потому что на них падет тень долга и затмения».
«...Люди идут к катастрофе. Самые неумелые будут править повозкой и в России, и во Франции, и в Италии, и в иных местах... Человечество будет раздавлено поступью безумцев и негодяев. Мудрость закуют в цепи. Невежественный и властный будет диктовать законы мудрому и даже смиренному. А потом большая часть людей поверит во власть имущих, но разуверится в Боге... Кара Божья не скора, но ужасна. А случится это до конца нашего века. Затем, наконец, мудрость будет освобождена от целей, и человек вновь полностью доверится Богу, как доверяется матери. И по этому пути человек придет в рай земной. ..*
«Родятся чудовища, которые будут ни людьми, ни животными. А многие люди, которые не будут иметь отметины на теле, будут иметь отметины в душе. А потом наступит время, когда вы найдете в колыбели чудовище из чудовищ — человека без души...»
«...Каждый человек имеет в себе великое лекарство, но... предпочитает лечиться ядами...»
«...С созреванием времени человек станет богат языком, но не сердцем...»
«... В это время землетрясения участятся, земли и воды раскроются и поглотят людей и скарб. Вы будете ежедневно видеть насилие на пороге своего дома, поскольку человек вновь станет зверем и, как все звери, будет нападать или подвергаться нападению. Этот человек не будет отличать доброе от зла, и лишь плоды, собранные предыдущим поколением, не будут содержать смерти.!. В эти времена горе соединится с человеком, а от их союза родится отчаяние, такое отчаяние, какого еще никогда не было на земле...»
«...Горы трупов сложат на площади, и миллионы людей застанет безликая смерть. Города с миллионами жителей не найдут достаточно рук, чтобы хоронить умерших, многие деревни будут перечеркнуты крестом. Никакое лекарство не сможет остановить чуму ибо она будет преддверием очищению».
«Когда времена приблизятся к бездне, любовь к человеку превратится в сухое растение. В пустыне тех времен будут расти лишь два растения — растение выгоды и растение себялюбия. Но цветы этих растений можно будет принять за цветы любви. Все человечество будет поглощено равнодушием... Мало людей и мало вещей сохранится, но то, что сохранится, должно будет подвергнуться новому очищению, прежде чем войти в новый рай земной».
«Проскочит искра, которая принесет новое слово и новый закон. И новый закон научит человека новой жизни, ибо в новый дом нельзя будет войти со старыми привычками. А когда солнце закатится, то откроется, что новый закон есть древний закон и человек был создан по этому закону.
Семь плодов будут плодами счастья. Первый плод — это спокойствие духа... потом будут плоды радости жизни, умственного равновесия, телесного здравия, единения с природой, искреннего смирения и жизненной простоты. Все люди могут откушать этих плодов, но кто не почувствует необходимость откушать этих плодов, будет сброшен и не найдет места на повозке искреннего счастья. В это время человек будет жив не хлебом, а духом. И богатства человека будут более не на земле, а на небе».
«Под знаком Тельца будет Западная Европа. А под знаком Орла будет Святая Русь...»
Несмотря на то, что величайший пророк Нострадамус в своей последней строчке предсказания о Распутине говорит о невежестве людей, которые убили российского провидца, некоторые писатели давая портрет российского пророка, выводили самого Распутина невежественным человеком, олицетворением кликушества, хитрости, дьявольщины, шантажистом и распутником. Но в природе вообще, как и в природе человека, в частности, много противоречий. Так, видимо, и в Распутине. Выходец из деревни, он вполне мог быть и невежественным, и необразованным, но гипнотические способности и прозорливость также были в его натуре.
Личности Распутина посвящает достаточно места в своей книге «Нечистая сила» В. Пикуль, который изучил много материалов о жизни легендарного провидца и создал свой образ прозорливого старца. Сам он проводил аналогию с событиями предреволюционного периода и брежневской эпохой, в которую творил. «Разве голубчик Чурбанов, — писал он в предисловии к роману, — не похож на Гришку Распутина? Похож! Еще как похож, только бороды не имея!..»
Он имел .глубокие = познания в истории, и большая часть его книг написана на историческую тему. Гришка Распутин ему явно не по душе. Но лучшего изображения пророка предреволюционных лет в художественной литературе явка еще нет.
Явление пророка
«В конце 1902 года, — читаем про Распутина в романе В. Пикуля «Нечистая сила», — в ноябре или декабре месяце, когда я обучаясь в С.-Петербургской Духовной академии, деятельно готовился к принятию ангельского образа — монашества, среди студентов пошли слухи о том, что где-то в Сибири в Томской или Тобольской губернии, объявился великий пророк, прозорливый муж, чудотворец и подвижник по имени Григорий...» Так вспоминал позже о Распутине иероманах Илиодор, который жил в Нью-Йорке и работал швейцаром.
Тот же иеромонах Илиодор так описывает внешность новоявленного пророка, когда он впервые появился в северной столице:
«Григорий был одет в простой, дешевый, серого цвета пиджак, засаленные и оттянувшиеся полы которого висели спереди, как две старые кожаные рукавицы. Карманы были вздуты, как у нищего, кидающего туда всякое съедобное подаяние. Брюки такого же достоинства, как и пиджак, поражали своей широкой отвислостью над грубыми халявами мужицких сапог, усердно смазанных дегтем. Особенно безобразно, как старый истрепанный гамак, мотался зад брюк! Волосы на голове старца были причесаны в скобку. Борода мало походила на бороду, а казалась клочком свалявшейся овчины, приклеенным к его лицу, чтобы дополнить его безобразие. Руки старца были корявы и нечисты. Под длинными и загнутыми внутрь ногтями полно грязи. От всей фигуры несло неопределенным, но очень нехорошим духом...»
Пикуль дает своим современникам следующий портрет российского колдуна:
«На высоком его лбу краснела шишка — застарелый след от удара, полученного в кабацкой сваре, а шишку он закрывал длинными прядями волос. Покрытый оспинами нос выступал далеко вперед, похожий на иззубренное лезвие топора. Кожа была морщинистой и загорелой, а правый глаз Гришки обезображивало желтое пятно. Смотрел на всех муторно и беспокойно — противно эдак-то поглядывал».
При любом случае Гришка сквернословил, бесстрашно дрался. Внешне мрачный и нелюдимый, обожал веселье, особенно любил плясать под гармонь. «Имел тонкий нюх на выпивку». Если его не угощали, мог отомстить. «Один Гришку не позвал к угощению. Когда молодые на тройках ехали из церкви, кони вдруг уперлись перед домом — не шли в ворота. Все в бешеном мыле, рассыпая с грив праздничные цветы и ленты, под градом ожесточенных побоев, кони не везли молодых к счастью. «И не повезут», — сказал Гришка, стоя неподалёку... Молодухе же, отказавшей ему в любезности, Гришка кошачий концерт устроил. Со всего села сбегались коты по ночам к дому, и начинался такой содом, что хоть из дома выселяйся...»
Таким он был, Когда жил в сибирской деревне Покровекое.
Жил он, рассказывают, с лошадиного воровства. От коновалов познал «врачевательные тайны, что тянулись в XX век от ветхозаветной Руси, от народного разума, от знахарских книг, писанных в лихие времена славянской вязью,- закапанных воском древности. .. Многое запомнил. Сберег. Пригодится!»
Деревенские мужики признавали превосходство Григория, его знахарское искусство. Как и все пророки, он имел дар исцеления людских болезней. «Однажды мальчонку резанули косой по ноге, кровью исходил малый на сенокосе, а Гришка дошептал что-то, приложил травки — и кровь замерла... Чудеса творил Гришка и перед конскими ярмарками...»
Нашли Распутина и вызвали сначала в Москву, затем привезли в Петербург «духовенство, черная сотня, секретная полиция». По замыслу черносотенцев, мужики из захолустья, от сохи<от земли, обладающие даром речи, умеющие завладеть вниманием толпы, должны были прослушать особый курс лекций; затем вернуться в народ и пропагандировать программу «Союза русского народа». Одним из тех, на кого пал выбор, стал Григорий Распутин.
Скоро о нем заговорили в петербургских салонах. Великий русский психиатр Бехтерев, который изучал феномен личности Распутина, писал, что «его сила заключалась... во властном характере его натуры... Кроме обыкновенного гипнотизма, есть еще и половой гипнотизм, каким, очевидно, обладал в высшей степени старец Распутин...»
«Николай Второй колебался, — пишет Пикуль, — боясь допускать до своей особы простого мужика, и даже спрашивал у Феофана — правда ли все то дурное, что говорят о Распутине.
— Говорят, что он фамилию обрел от распутства?
— Истинно так! — не стал выкручиваться Феофан. — Григорий и не таил от меня грехов, кои бесчисленны и богомерзки. Но в нем царит такая могучая сила покаяния, что я почте ручаюсь за его вечное спасение. Христос давно глядит на него... Конечно — заключил Феофан, — Григорий Ефимович человек простой «j поев, тарелку от соуса облизывает, аки пес. Но вам, государь, и высоконравственной супруге вашей невредно его послушать...
— Странно, — хмыкнул император. — И вы, и дядя Николаша, и графиня Игнатьева, и черногорки... всюду слышу о Распутине.
— Да, государь! Большую пользу он принесет вам, ибо из уст его слышится глас потрясенной земли российской».
Вот какие видения представали перед взором российского колдуна по имени Гришка. «...Анютка им рассказывала:
— Это так страшно, что слов нет. Недавно еду я с Григорием в санях по французской набережной. Денек такой яркий, кони бегут хорошо, все искрится от мороза, а Григорий вдруг закрыл глаза. Сам весь трясется. Так страшно... и вдруг стал выкрикивать, что он видит. Он видел на льду Невы горы сваленных трупов, средь которых лежали мертвые великие князья и масса всяких графов, а вода в полыньях текла от красной крови.
«Так будет, — сказал мне Григорий, — но будет тогда, когда меня при царях уже не будет!»
Императрица представила эту картину при ярчайшем сиянии солнечной русской зимы. Мужу она сказала твердо:
— Ники, надо что-то сделать с нашим другом. До сих пор мы еще ничем не отблагодарили его за молитвы...»
Все исследователи феномена российского пророка пишут о его необычайно великом влиянии на императрицу Российского государства.
«— Ники, надо сделать так, чтобы Григорий имея официальное право для посещения наших резиденций...» — ходатайствовала перед царем супруга.
Царь принял решение, и Распутин подучил придворный титул возжигателя царских лампад. «...Палеолог второпях записывал: «С тех пор как Штюрмер стоит у власти, влияние Распутина очень возросло. Кучка еврейских финансистов и грязных спекулянтов, Рубинштейн, Манус и др., заключили с ним союз и щедро его вознаграждают за содействие им... Если дело особенно важно, то он непосредственно действует на царицу, и она сейчас же отдает* распоряжение, не подозревая, что работает на Рубинштейна и Мануса, которые в свою очередь стараются для Германии... Императрица переживает очень тяжелую полосу. Усиленные молитвы, посты, аскетические подвиги, волнения, бессонница. Она все больше утверждается в восторженной мысли, что ей суждено спасти святую православную Русь и что покровительство Распутина необходимо ей для успеха...»
Читая роман Пикуля непосредственно в наши дни, обращаешь внимание на те предзнаменования, которые были характерны для предреволюционной ситуации 1917 года, и дивишься сходству происходящего в те годы, с событиями сегодняшнего дня. Та же, например, истерия с кометой, падение которой ожидалось этим летом. «...В 1911 году печать возвестила народам мира, что на небе появилась комета Галлея, которая пройдет от земли столь близко, что хвост ее — не исключено! — врежется в нашу планету. Русские журналы запестрели наглядными схемами движения кометы, намекая читателям, что неплохо бы им, грешным, покаяться. 1911 год — год укрепления Распутина при дворе; члены фамилии Романовых испрашивали у царской четы разрешения прийти к чаю, а мужик просто проходил к царям, когда ему было удобно...»
Распутин уверил императорскую чету в том, что ему открыта вся правда, что он все наперед знает, «...По столице стали блуждать слухи, что Распутин уже загипнотизировал царскую семью, теперь он вертит самодержцем, как хочет. Эта нелепая сплетня особенно, подействовала на главаря черносотенцев — доктора Дубровина, который спешно собрал съезд «союзников», где на высот ком научном уровне обсуждался вопрос о разгипнотизировании загипнотизированных им императорских величеств! Был даже создан особый комитет, который ничем другим, кроме гипноза, не занимался. В качестве научного консультанта к работе привлекли ординатора психиатрической клиники приват-доцента В. Карпинского...» Психиатр потерпел неудачу.
Столыпин пытался протестовать против того влияния, которое оказывал старец на царя и его супругу, докладывал о безобразиях, которые тот учинял, требовал удаления «варнака в необъятные сибирские дали... Ответ царя был неожиданным:
— Петр Аркадьевич, я ведь все знаю! Но я знаю и то, что даже в условиях бани Распутин проповедует Священное Писание, — Столыпинский доклад был им отвергнут...»
Царь посоветовал реформатору поближе познакомиться с пророком. Сохранился рассказ самого Столыпина об этом свидании:
«Распутин бегал по мне своими белесоватыми глазами, произносил загадочные и бессвязные изречения из Священного Писания, как-то необычно разводил руками, и я чувствовал, что во мне пробуждается неодолимое отвращение к этой гадине... Но я понимал, что в этом человеке большая сила гипноза и что он производит на меня какое-то довольно сильное, правда, отталкивающее, но все же моральное впечатление. Преодолев себя, я прикрикнул на него. Я сказал ему прямо, что на основании документальных данных он у меня в руках и я могу раздавить его в прах, предав суду по всей строгости закона, ввиду чего резко приказал ему НЕМЕДЛЕННО, БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО И ПРИ ТОМ ДОБРОВОЛЬНО ПОКИНУТЬ ПЕТЕРБУРГ» вернуться в свое село и больше здесь никогда не появляться».-.»
Распутин, игнорируя приказ премьера, остался в Петербурге..
Заклятым врагом Распутина был Родзянко — председатель Государственной Думы. Он попросил аудиенции у царя, чтобы поговорить с ним о Распутине.- «Царь тот сдался: «Ну чтож. Послушаю».
— Никакая революционная пропаганда не может сделать того, что делает присутствие Распутина в царской семье... Влияние, которое Распутин оказывает на церковные и государственные дела, внушает ужас всем честным людям. А на защиту проходимца поставлен весь государственный аппарат, начиная от верхов Синода и кончая массою филеров... Явление небывалое!...
В ответ на это «его величество потребовал от своего презуеа, чтобы печать империи больше не смела трепать имя Распутина».
Интересно отношение Витте к Распутину, В1914 году он, когда уже швбгоВорохом, говорил одному из чиновников:
— Сейчас... в России только один человек способен распутать сложную политическую обстановку. — Кто же этот человек-гений?
— Распутин, — у&эденжмишечал Витте. Бедного человека даже зашатало, и он, горячась, стал доказывать графу, что это чепуха: если даже политики мира бессильны, то как может предотвратить войну безграмотный мужик, едва умеющий читать по вкладам вадде ответил ему так:
— Вы не знаете его большого ума. Он лучше нас с вами постиг Россию, ее дух и исторические стремления, Распутин знает все каким-то чутьем, но; к сожалению, он сейчас ранен, и его нет в Царском Селе...»
Эти слова Витте насторожили наших историков. Они стали сверять и проверять. С некоторыми оговорками историки все же признали за истину, что, будь Распутин тогда в Петербурге, и войны могло бы не быть! Академик М.Н. Покровский писал: «Старец лучше понимал возможное роковое значение начинавшегося!»
Заговор против старца
В. Пикуль, основываясь на бесстрастных строчках российской летописи о влиятельном старце, занявшем значительное место при дворе, которого отравило придворное окружение своим писательским воображением такую картину:
«— Подготовьте мне схему ликвидации Распутина... Белецкий, затягивая время, накидал ему на стол сразу несколько вариантов убийства — один другого романтичнее.
— Но мы же не в карты играем — давайте яд! Вы же знаете, что я хочу спасти Россию от этого грязного мужика...Надо делать это скорее, пока сидим на чердаке, а пожар бушует в подвалах!
Тут надо остановиться, читатель. Не Россию хотел он спасать от Распутина, а в первую очередь спасал сам себя от распутинщины. Хвостов сознавал: пока Гришка стоит у кормила власти, он, Хвостов, будет напрасно цепляться за штурвал управления страной — штурвал выбьют из его рук... Белецкий*, утомленный, сказал:
— Вы не верите мне? Хорошо, я вам докажу... У меня в Саратове есть знакомый провизор. Через него я достану сильный яд. Гришку мы отравим, насыпав яду в бутылки с его любимой мадерой.
— Но почему в Саратове, черт побери? Неужели мы, всемогущие чиновники, эм-вэ-дэ, не можем достать циана в столице?
— Нельзя здесь! Вызовет подозрения...
Вскоре он доложил, что яд прибыл. Хвостов спросил:
— А как вы мыслите забабахать его в бутылки?
— Распутин получает мадеру от евреев, с которыми снюхался. Я решил отравить мадеру от Митьки Рубинштейна. Заодно уж испорчу биографию этому банкиру, когоропм! теряет* не могу!
— Я тоже. Работайте, — воодушевил его министр...»
Гибель мессии
«Я, — писала Вырубова уже в эмиграции, — ...слышала от него, что он собирается поздно вечером ехать к Феликсу Юсупову знакомиться с его женою. — Хотя я знала, что Распутин часто видался с Феликсом, однако мне показалось странным, что он едет к ним так поздно, но он ответил, что Феликс не хочет, чтобы об этом узнали его родители. Когда я уезжала, Григорий сказал мне странную фразу: «Что тебе еще нужно от меня? Ты все уже" получила...» Я рассказала государыне, что Распутин собираемся: к Юсуповым знакомиться с Ириной. «Должно быть, какая-то ошибка, — ответила государыня, так как Ирина в Крыму, а родителей Юсуповых нет в городе...»
Пикуль следует хронике последнего предсмертного дня в жизни русского пророка, стараясь не упустить малейшие детали, важные тем, кто интересуется жизнью выдающихся личностей, атом числе и мистиков. Давайте вместе проживем эти мгновения.
«... Распутин завалился дрыхнуть и, очевидно, проснулся только около семи часов* отря с Варькой нафуфырились, собираясь идти в гости. Кажется, именно здесь он сказал дочерям, что ночью едет к Юсупову, попросил Муньке об этом не говорить («Отец мне разъяснил, что Головина может увязаться за ним, а Юсупов не хотел, чтобы она приезжала...»). Ближе к вечеру Юсупова навестила какая-то женщина, пробывшая у него до Ш часов. Протокол свидетельствует: «Приметы этой дамы - блондинка, лет 25, выше среднего poстa средней полноты. Одета в пальто «клеш» темно-коричневое, такого же цвета ботинки, на голове черная шляпа без вуали». Это была последняя женщина в жизни Распутина!» Запоминай и ты, читатель, женщин, которые общались с настоящим пророком, записанным в анналы российской истории.
«...Около полуночи в доме все затихло. Племянница Нюрка тоже завалилась в постель. В; нашем распоряжении остался только один свидетель. Это Катя Печеркина, вывезенная из Пофовского в помощь Нюрке на роль прислуги, — старая деревенская пассия Гришки, которую он развратил еще смолоду...Именно-то при ней Распутин и начал готовиться к визиту во дворец князей Юсуповых!»
Всегда, рассказывая о смерти наших близких тем, кому это интересно, мы останавливаемся на всех мелочах. А тут пророк!
«...Пуришкевич запомнил шелковую рубаху кремового цвета. Я больше верю Кате Печеркиной, которая сама его обряжала. «Распутин надел голубую рубаху, расшитую васильками, но, — показывала Печеркина в полиции, — не мог застегнуть все пуговицы на вороту и пришел ко мне на кухню, я ему пуговки застегнула». При этом Гришка повертел шеей в тугом воротнике: «Фу, тесно-то как! Зажирел я, будто боров какой...»Затем он натянул узкие хромовые сапоги, собрал их в гармошку для шика! Рубаху опоясал шелковым шнурком малинового цвета с золотыми кистями. Таков он был в эту ночь — последнюю ночь своей жизни»
Последний пророк, жизнь которого перетекла из XIX века в наш XX, ожидая своей, смерти» может быть, что-то чувствовал, может, что-то предвидел, но только не чае, который известен одному лишь творцу. Хоть и пророк, но человек, которому ничто человеческое не чуждо, как и страх смерти.
«...Одевшись, Гришка в сапогах завалился на кровать, велев Кате Печеркиной спать, но она засела на кухне бодрствуя. Часы, пробили полночь—Россия вступила в ночь на 17 декабря 1916 года, и эта ночь была в своем роде ночью исторической
Далее, читатель, следуем показаниям дворника Ф. А. Коршунова, который во втором часу ночи, дежуря возле ворот, видел автомобиль «защитного цвета с брезентовым верхом и окнами из небьющегося стекла, оэаЩ^щт прикреплена защитная шина». Автомобиль приехал со стороны Фонтанки и, ловко развернувшись, замер возле подъезда. Дворник запомнил, что шоферу лет около тридцати пяти, он был усат, в пальто с барашковым воротником, руки в длинных перчатках ярко-красного цвета (это он описал доктора Станислава Лазоверта). Из автомобиля вышел неизвестный для дворника господин — князь Феликс Юсупов. На вопрос дворника «к кому» Юсупов ответил: «К Распутину» — и добавил, что парадный вход открывать не надо, он пройдет; я» черной лестнице...»
Убийца все ближе к человеку, крови которого жаждет, невежественного, может быть, распутника, до в котором есть Святой дух, иначе бы он не был пророком.
«...Феликс еще раз чиркнул спичкой, осветив ободранную клеенку на дверях распутинской квартиры. Тихо, но внятно постучал.
— Кто там? — послышался голос.
— Это я,., откройте.
Громыхнули запоры, Дориан Грей крепко обнял Распутина и поцеловал его радостно. Гришка, вроде шутя, сказал ему:
— Мастак целоваться. Не иудин твой поцелуй?
С византийской коварностью Юсупов еще раз горячо облобызал жертву и сказал, что машина подана... Убийцы привезли Распутина к Юсуповым».
«Гришка с любопытством ребенка обошел помещение, разглядывая убранство, шкафчик с инкрустациями особенно заинтересовал его. Он, как дитя, забавлялся тем что выдвигал и задвигал многочисленные ящички». Юсупов далее пишет, что в этот момент он сделал последнюю попытку уговорить его покинуть столицу, но я не верю в это, — не ради отъезда Распутина был составлен заговор! Феликс придвинул пирожные, взялся за бутылку.
— Хорошее крымское из моих имений, попробуй.
— Не, — сказал Распутин. — У меня еще опосля вчерашнего гудит все. Давеча уже опохмелял себя... Не буду пить!
«Но я твердо решил, — писал Юсупов, — что он ни при каких обстоятельствах живым отсюда не выйдет».
— Пирожные вот... угощайся.
— А ну их... Сладкие? Что я, маленький. Делать нечего, надо заводить беседу.
— Так зачем к тебе приезжал Протопопов?
— Все об этом... будто меня умертвить хотят. — Распутин вдруг треснул кулаком по столу, так что рюмки вздрогнули; поблескивая глазами, заговорил напористо: — Ничего со мной не случится* Нет таких мазуриков, которых бы я боялся. Уж скока раз хотели меня продырявить, но Господь всегда разрушал козни нечистого. Погибнет тот, кто руку на меня вздымет!»
Юсупов предлагает Распутину чаю, и тут, наверное, провидение оставляет старца, потому что тот соглашается, хотя как сказать...
«...Гришка согласился: «А! Налей». Хлопнула пробка, и этот звук был услышан наверху. («Пьют, — шепнул Дмитрий, — теперь ждать осталось недолго,-») Но Юсупов по причине, которая и самому была непонятной, наполнил вином те бокалы, в которых не было яда. Распутин с удовольствием выпил.
— А вон мадерца, — узрел он. — Плесни-ка мадерцы.
Юсупов, чтобы исправить свою ошибку, хотел налить мадеру в бокал с ядом, но Распутин неожиданно заартачился:
— Лей в эту, из которой я уже пил.
— Да ведь нельзя мешать крымское с мадерой.
— Лей, говорю. Ты ни хрена не понимаешь. Феликс доказал, что нервы у него, крепкие.
Одно неверное движение, и бокал, из которого пил Распутин, упал и разбился.
— Ну вот — заворчал Гришка, — ты хуже коровы...
Мадеру с цианистым калием он пил с особым удовольствием, причмокивая, похваливал. Потом сказал:
— Чего же это Иринка твоя не идет? Я, знаешь, брат, ждать не привык. Даже царица меня ждать не заставляет.
— Погоди. Придет.
Юсупов недоумевал, как великий провидец не мог заметить браунинг в его руке, зало^ женной за спину. Он сказал:
— Гости ушли. Ирина сейчас спустится к нам...
Обдумывал, куда целить — в висок или в сердце?
— А ты еще не смотрел хрустальное распятие?
— Какое?
— А вот это...— показал ему князь. Распутин охотно склонился над распятием. Выстрел!..»
Если бы только знал тогда Юсупов, что это был выстрел не только в Гришку, но и во всю российскую историю, потому что не прошло и двух лет, как начались те события, о, которых убитый им провидец предупреждал. Свершилась революция... А пока Юсупов стрелял:
«...Юсупов стрелял несколько сверху, и пуля, войдя в Распутина, прошла через легкое, едва не задев сердце, после чего застряла в печени! Гришка издал протяжный рев, но продолжал стоять на ногах. Феликс толкнул его — он упал на медвежьи шкуры. Заговорщики, услышав выстрел, почти кубарем ссыпались вниз по лестнице. При этом кто-то из них плечом задел штепсель — электричество погасло, впотьмах Лазоверт налетел на князя и громко вскрикнул. («Я не шевелился, — писал Юсупов, — боясь наступить на труп...»)
— Да зажгите же свет, черт вас побери! — велел он.
— Сейчас, сейчас, — отвечал ему голос Дмитрия.
Ярко вспыхнул свет, и они увидели Распутина, лежавшего поперек шкуры. По лицу его пробегала судорога, одной рукой он закрывал себе глаза, а пальцы другой были сведены в крепкий кулак. Крови не было! Над Гришкой, сжимая браунинг, стоял Юсупов, и заговорщики были восхищены его удивительным спокойствием.
— Надо перетащить со шкуры, — сказал он, — чтобы на ней не оставалось никаких пятен...» Лазоверт произнес два роковых слова: «Он мертв» — и тогда заговорщики вышли из погреба, последний из них погасил за собою свет. Все собрались наверху, стали дружно чокаться бокалами...» Так убивали пророка. Нострадамус осудил это убийство на российской земле, сказав, что оно было напрасным. Как напрасна любая кровь. Потом убили царя, потом брат убивал брата, потом сосед доносил на соседа, потом люди одной нации пошли войной на другую, йотом одна система хотела пересилить конкурирующую, теперь одна нация хочет сделать рабами другую, а люди одной веры хотят обратить людей другой веры в свою, теперь богатые смеются над нищими, теперь вооруженные чинят расправу над безоружными, теперь... Не будем продолжать дальше, потому что все напрасно! Все возвращается на круги своя. Потому что зло обязательно наказывается. Потому что кровь преступников ложится на их детей, внуков, правнуков, их деяния творят страшную судьбу, злое будущее их собственным потомкам, А сами они будут преданы вечным мукам!
Пророчества Распутина с того света
Писатели знают, что ничто не исчезает просто так. Вот и Пикуль это подтверждает, описывая вещие сны последней императрицы России. Распутин вещал ей с того света:
«...Средь глубокой ночи дворец огласился дичайшим воплем, от которого даже бывалым солдатам стало не по себе.
— Он жив... Григорий опять со мною!
Николай II уговаривал жену успокоиться;
— Алике, не кричи так. Неудобно перед охраной...
Вся колотясь, она рассказывала ему:
— Сейчас он навестил меня. Боже, в каком виде! Борода и волосы обгорели, Григорий с трудом передвигался необожженных пятках... он не сгорел! Укрываясь за плотным дымом, святой мученик выбрался из гроба... И знаешь, что он сказал мне?
— Что, милая Алике?
— Нагнись, Ники ко мне. Я шепну его слова... - Бывший император склонился над бывшей императрицей.
— Он сказал, чтобы мы скорее бежали. Надо бросить здесь все, даже детей, и бежать, бежать! Англия, он сказал, не примет нас, а Керенский обманет. Бежать надо в Германию, у нас сейчас последняя надежда — на кузена-кайзера и на его могучую армию!» Пророков изгоняют, а они возвращаются.
Предсказания Распутина о революции сбылись, когда его уже не было в живых.
«Старая русская история заканчивалась — начиналась новая... Императорскую чету временно держали под арестом в Царском Селе; на митингах рабочих уже раздались призывы казнить «Ни-колашку Кровавого», а из Англик обещали прислать за Романовыми крейсер, и Керенский выразил желание лично проводить семью до Мурманска.
...Кто бы поверил, что совсем недавно они спорили:
— Монастырь над могилою незабвенного мученика мы так и назовем: Распутинским! — утверждала императрица.
— Дорогая Алике, — отвечал супруг почтительно, — такое название в народе истолкуют превратно, ибо фамилия звучит непристойно. Обитель лучше именовать Григорьевской.
Помирились на том, что монастырь станет называться Царскосельско-Распутинским,.. 21 марта 1917 года, именно в день рождения Распутина, они собирались закладывать монастырь. Но в феврале, опережая царские графики, грянула революция, и казалось, что сбылась давнишняя угроза Гришки царям: «Вот ужо! Меня не станет — и вас не будет». Это правда, что после убийства Распутина царь продержался на престоле всего 74 дня...»
Кстати, неизбежность революции 1917 года Николаю Второму предсказывал не один только Распутин. Как пишут исследователи, в октябре 1905 года император Николай II вызвал из-за границы великого мага и колдуна Папюса.
«Прямо с вокзала, — описывает его приезд В, Пикуль, — чародей в закрытой карете был доставлен в Царское Село, где ночью устроил церемонию колдовства...
— Ваше величество, сегодня флюидический динамизм вполне располагает меня к вызову духа вашего отца...Укрепитесь! — Во мраке комнат возникло легкое светлое облако, в котором резко пределились две красные точки... Это он! — возвестил Папюс. -Можете говорить с ним...»
Николай II спросил отца что ему ждать и на что надеяться. Гость из загробного мира принес предвестие революции:
«Революция возникнет еще более сильная, нежели эта. И чем суровее будешь ты сейчас в подавлении революции, тем сильнее она будет в недалеком будущем. Но выхода у тебя, сын мой, уже нет... не бойся... крови... прощай... поцелуй внука...»
|