Вся библиотека

Оглавление

 


«Борьба за моря. Эпоха великих географических открытий»


Янош Эрдёди

   

ЗАВОЕВАТЕЛИ И БАНДИТЫ ПО СЛЕДАМ ГЕНИЯ

 

Обострилась борьба между двумя великими соперниками, двумя морскими державами Южной Европы: Испанией и Португалией. Новые успехи испанцев заставляли Португальское королевство опасаться за свои колониальные владения и морские торговые сделки. А испанцы не желали упускать своего, они стремились урвать все, что можно, в этой новой ситуации. Нужно было найти решение, как поделить добычу. После коротких, но бурных споров стороны договорились пригласить римского папу арбитром по вопросу раздела Земли.

 

Последовали новые споры, подкупы, угрозы и шантаж, и спустя каких-нибудь два месяца после возвращения Христофора Колумба из первого путешествия, в мае 1493 года, папа Александр VI (Борджиа) огласил в торжественной булле свою волю. На карте была проведена линия в ста милях к западу от Азорских островов: все уже открытые и открываемые впредь земли по одну сторону линии принадлежали Испании, по другую — Португалии. Годом позже стороны в так называемом Тордесильясском договоре изменили границу владений и тем самым, казалось, окончательно урегулировали спор.

 

Разумеется, ни в папской булле, ни в межгосударственных соглашениях не было и речи о правах туземцев. Этим людям римская булла уделила всего лишь несколько строк: «Людей, желающих верить в Бога Единого, в творца неба и земли, нужно кротко обратить в христианство, но варварские племена, упорно настаивающие на своих заблуждения, необходимо унизить!»

 

Эта фраза означала призыв к крестовому походу. Туземцы (в то время испанцы называли их индейцами, ибо долгое время были уверены в том, что Америка — это Индия) либо должны безоговорочно покориться завоевателям, либо будут истреблены огнем и мечом. А какая судьба ждет покорившихся насилию, под угрозой принявших христианство индейцев — об этом в папской булле не говорилось.

 

Поскольку речь шла о людях, живущих в абсолютно других условиях, говорящих на совершенно неизвестном языке и не понимающих ни слова испанских миссионеров, вооруженные европейские завоеватели, наводнившие родину туземцев, получили не ограниченные полномочия, права на любое насилие, в том числе и на убийство местных жителей. Правда, они и без папской буллы делали все, что им вздумается, но теперь они могли с гордостью утверждать, что их разбойничьи завоевания служат богоугодной цели.

 

Одновременно с набегами авантюристов, стремившихся набить собственный карман, начался и организованный государственный грабеж новых территорий. Создавались испанские колонии с губернаторами, наместниками, администрацией. Разница состояла лишь в том, что частные лица охотились только за золотом и другими ценностями, которые можно было вывезти, колониальные же власти отнимали у индейцев и землю, дарили переселенцам огромные владения, создавали плантации. Они хотели превратить Америку в испанскую территорию, местных жителей — в рабов испанцев, причем не в переносном, фигуральном смысле слова, а в рабов подлинных, жизнь и смерть которых находилась бы в полной зависимости от владельцев. Но даже рабами могли стать только те, кто принял христианство. Остальные подлежали уничтожению.

 

Первая крупная испанская колония была основана на острове Эспаньола, где наместником некоторое время был Диэго, сын адмирала Колумба. Королевским наместником всего найденного континента стал испанский гранд-сеньор Дон Николас де Овандо, глава рыцарского ордена Алканта-ра. На острове, к несчастью для его коренных жителей, нашли серебро и открыли рудники по его добыче.

 

Сегодня уже трудно сказать, к кому судьба была беспощаднее: к тем ли индейцам, которых загнали в рудники, или к тем, которых в качестве рабов получили милостью наместника вместе с землей предприимчивые колонизаторы, пожелавшие переселиться из Испании в Новый Свет.

Рассказы очевидцев передают многочисленные подробности о почти невероятной жестокости завоевателей. Падающих под непосильной ношей людей они плетьми и пинками пытались заставить встать и продолжать работу, выбивали им зубы оружейными прикладами, натравляли на них лютых, специально натренированных собак; для этой цели из-за океана испанцы привозили андалузских догов, выведенных для охоты и кровавой расправы. В записях сохранилось даже имя одной особенно сильной и кровожадной собаки Бесерильо поймал или растерзал более трехсот индейцев и за эти свои заслуги получил в награду приставку «дон» к имени, означавшую дворянский титул.

 

Непокорных или пытавшихся бежать рабов заковывали в кандалы, и до самой смерти они работали с тяжелой цепью на ногах. В наказание лицо и грудь индейцев клеймили раскаленным железом, раны заливали горячей смолой. Отсечение уха или носа даже не считалось особенно тяжким наказанием.

 

Есть достоверные сведения и о таких случаях, когда население целых индейских деревень, доведенное жестокостями белых до отчаяния, выбирало добровольную смерть: взявшись за руки, люди разом прыгали в пропасть с высоких скал или бросались в морскую пучину.

Индейцы влачили свое тяжкое существование, страдали и гибли. А с моря на их берега высаживались все новые и новые толпы белых пришельцев.

 

 

Вся библиотека

Оглавление