На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


СЛАВЯНСКАЯ   МИФОЛОГИЯ

 

ДАЖЬБОГ

 

(др.-русск. Дажьбогъ, варианты — Дажбогъ, Даждьбогь), в восточнославянской мифологии божество, входившее в состав т. н. Владимирова пантеона.

 

Первое упоминание Д.— в «Повести временных лет» под 980, из которого следует, что местом культа был холм, на холме находился кумир Д. и здесь Д., как и другим богам, приносились жертвы. Наиболее содержательным (хотя и менее достоверным) является фрагмент о Д. во вставке, включённой в перевод отрывка из «Хроники» Иоанна Малали, находящегося в Ипатьевской летописи под 1144 г.: «По умрьтвии же Феостовъ (др.-греч.   Гефест)   егож   и   Сварога наричить и царствова сынъ его име-немъ Солнце, егожь наричють Дажьбогъ. Солнце же царь сынъ Свароговъ еже есть Даждьбог».  Отсюда следует связь   Д.   с   солнцем   и   родственные отношения  с  Сварогом  (сын — отец), несомненно связанным с огнём.  Третий независимый источник, упоминающий Д.,— «Слово о полку Игореве», в котором дважды говорится о попавших   в   тяжёлое   положение   русских как о внуках Д.: «погыбашеть жизнь Дажьбожя    вънука»  и  «въстала обида    въ    силахъ     Дажьбожя вънука».

 

Эти контексты дают некоторое основание для понимания Д. как родоначальника или покровителя др.-русского этноса, который в свою очередь может трактоваться  как  наследие, богатство Д. Не исключено, что именно этим обстоятельством следует объяснять наличие имён собственных типа Дажбоговичь в украинской грамоте 14 в. или Dadzbog в польских документах 13—15 вв. В более поздних источниках   за   редким   исключением имя Д. выступает в сильно искажённом виде. В списке 980 имени Д. непосредственно предшествует имя Хор-са   (при  этом  только  эти  два  имени соединены без союза и), который, как и Д. в указанном отрывке, связывается с солнцем (ср. «Слово о полку Игореве»).

 

В том же списке 980 непосредственно   за   именем  Д.   следует   имя Стрибога.  Эти имена образуют пару и формально (сложное двучленное имя с общим вторым элементом — богъ и с   формой   глагола   в   повелительном наклонении в первом члене: даж/д/ь-, стри-, ср. простри) и содержательно: оба божества,  судя по  значению их имён и этимологии, имеют отношение к   подаче   богатства   (бог — богатый, ср.    иран.    Baga-,    др.-инд.    Bhaga-, имя божества, персонифицированного богатства, доли) и к его распределению — распространению  (простирать) и, следовательно, выполняют вероятную  социально-экономическую  функцию наделения и распределения  богатства,  имущества,   благ   (характерно,  что  предшествующая пара  богов в   списке — Перун   и   Хоре — может по  аналогии трактоваться  как «природная» — гром/молния    и     солнце). О широких функциях Д. свидетельствует украинская народная песня, где Д. изображается покровителем свадьбы,   встречающим   жениха-князя   на рассвете (связь с солнцем, восходом), «меж трёх дорог»; в другой песне, относящейся к сезонному циклу, Д. высылает соловушку замыкать зиму и отмыкать лето (ср. сходные мотивы в связи   с   вырием).   Ср.   мифологизированный  образ  земного  царя  в  сербской сказке — Дабог и следы этого персонажа в эпических песнях о кралевиче Марке.   Эти   факты   дают   основание для предположения о праславянских истоках имени и образа Д.

 

Данные древних индоевропейских текстов позволяют отнести истоки Д. ещё глубже. Ср. сочетание тех же (этимологически) элементов, что и в имени Д. («дать» и «бог») в таких ведийских примерах, как: daddhi bhagdm' дай долю/богатство, Ригведа II, 17, 7 [где daddhi — повелительное наклонение, точно соответствующее даж(д)ь] или dsi bhdgo asi datrdsya datasi ты — Бхага (богатство), ты — деятель даяния, Ригведа IX, 97, 55 и т. п. Тем самым в качестве отдалённого источника Д. определяется мифологизированная фигура подателя (распределителя) благ, к которому обращаются с соответствующей просьбой в ритуале, в молитве, в благопожеланиях (ср. рус. дай, Боже...).

 

Данные мифологии балтийских славян позволяют с ещё большей уверенностью говорить о праславянском характере этого божества и о некоторых его особенностях. Как сын Сва-рога Д. может быть назван Сварожичем. Именно это название упоминается зап.-европ. хронистами (см. Сва-рое). Возможны, однако, другие этимологические объяснения (имя Д. иногда выводят из индоевроп. *deg-l*dag — 'жечь', что признаётся маловероятным, а имя Стрибога толкуют этимологически как 'Отец Бог') и о том, что оба эти имени относятся к числу описательных определений, которые могли быть «поэтическим» обозначением других богов.

 

 

 

На главную

Оглавление