Мифологический Словарь ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫЧУДОВИЩА
тератологические существа, тератоморфные существа, в мифологии — воплощения хаоса и преисподней.
Чудовища как первозданные существа — шумеро-аккадская Тиамат, кит. Паньгу, библейский Левиафан, ацтекский Сипактли и др.— воплощают нерасчлененный, недифференцированный мир: из их расчлененного тела создается космос. Поэтому в образах Ч., как правило, совмещены черты существ, относящихся к разным космическим зонам: ср. грифонов — крылатых львов с птичьими клювами, драконов — крылатых змеев (ср. Змей Горьтыч) и т. п. Если Ч. антропоморфны, то наделены сверхъестественной силой и размерами, многоголовостью (ср. Равану) или многорукостью (ср. Сторукие), одним глазом (киклопы) и т. п.
Сотворение космоса связано с мотивом уничтожения Чудовищ или вытеснения, заключения их в преисподнюю, Тартар, внешнее хаотическое пространство: мировой змей Ермунганд кольцом обвивает мир в скандинавской мифологии, великанша Хель — правительница преисподней, племя великанов обитает в Утгарде — внешнем пространстве (ср. монг. мангусов и т. п.).
Чудовища угрожают вторжением в мир богов и людей (ср. гигантов в греческой мифологии, Кингу в аккадской, Улликумме у хеттов и т. п.), с ними сражаются боги (Зевс, Тор и др.) и эпические герои (Геракл, Рама, Гесер и др.). Характерны также мотивы порождения Ч. им подобных — ср. Химеру и Сфинкса, порождения Эхидны и Тифона — появления их на свет от сверхъестественной или противоестественной связи: так Гера рождает Тифона, Минотавр рожден царевной Пасифаей от быка; Лопи, превратившись в кобылу, породил восьминогого Слейпнира и т. п. (ср. характерные для низшей мифологии представления о рождении человеческих уродцев от связи с нечистой силой, подмене детей богинками и т. п.).
Мотив смерти (временной смерти) как поглощения Чудовищем связан с мифами об инициации (пожирание неофитов Радужным змеем у австралийцев, ср. Иону и Вяйнямёйнена в чреве чудовищной рыбы) и представлениями о преисподней (ср. поглощение Мауи хозяйкой преисподней, египетскую Амт, пожирающую грешников, образ поглощающей геенны и т. п.). Противостояние богов (людей) и Ч. завершается в эсхатологических мифах последней битвой, в к-рой гибнет и обновляется мир (см. Рагнарёк), архангел Гавриил убивает Левиафана (и бегемота) для пира праведных.
Тератоморфными чертами могут наделяться также существа двойной зоо- и антропоморфной природы (см. Тотемические мифы), первопредки (в т. ч. в китайской мифологии — ср. Нюйва и Фу си), полубожества в античной традиции — сатиры (фавны), инд. киннары, фантастические племена, обитающие на краю ойкумены (люди дивия в русских книжных легендах). См. также хтонические существа.
|