На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

СМЕРТЬ

 

мифологизированный акт жизненного цикла. Широко распространены этиологические   мифы   о    происхождении  Смерти: в  эпоху  первотворения  люди  не  умирали или возрождались подобно луне  (в  мифах австралийцев), змее, сбросившей кожу (у народов  Океании),  но  впоследствии  утеряли эту способность. 

 

С этиологическими мифами о Смерти у африканских народов связан мотив ложной  вести:   демиург обещает людям бессмертие, но вестник по ошибке или злому умыслу говорит, что люди будут умирать (ср. в ст. Валумбе, Комбенги и др.). Лишение бессмертия может быть связано с нарушением табу (ср. миф об Апаккьит логе у тамилов и    мотив    «грехопадения»),    преступлением (убийство   Хаинуееле   у   вемале,    убийство Каинам Авеля  и  т.  д.).  

 

В  ряде традиций первый смертный — первочеловек: от Гайомарта  (ср.-Иран,   «живой  смертный»)   происходит первая пара смертных;  Яма в  ведийской мифологии становится царем мертвых  и загробного мира.   В  дуалистических традициях   Смерть — худшее   из   творений   противника   демиурга   (Ангро-Майнью   и   др.); сам  противник  демиурга — воплощение  С. и   хозяин  мира   мертвых   (ср.   Кулъ-Отыр, Эрлип, Самаэлъ а т. п.).

 

Поиски бессмертия людьми  обречены  на  неудачу   (см.   Мауи, Гильгамеш);    оно    доступно    лишь    богам, обладающим напитком бессмертия (амрита, амброзия) и т. п.  (ср.  Сиеанму). Достижение подлинного бессмертия возможно лишь в   загробном мире — ср.  кит. сянь, христианских    праведников    в   раю,    буддийскую Сукхавати,     острова  блаженных    (Елисейские поля, кельтский Аваллон). 

 

Божеством Смерти  во многих традициях является хтоническая  богиня — хозяйка  преисподней   и  ее демонов, болезней, тьмы и т. п.: скандинавская   Хель,  шумеро-аккадская   Эрешкигаль и т.  п.; вместе с тем для облика хтонических богинь С.  характерны амбивалентные черты:  ср.  ацтекскую  богиню  земли  и  С. Коатликуэ,     родившую    верховного     бога Уицилопочтли,  кит.   Сиванму,  богиню   С. и мрака и владелицу снадобья бессмертия, кетскую   Хоседзм,   «нижнюю   мать»,   пожирающую души людей,  Мулуа Сатене, повелительницу мертвых у вемале, к-рая рождает  младенца  с  приходом  каждого   нового умершего в загробный мир.

 

Мужское божество — воплощение (олицетворение) Смерти — самодийский  Тодоте, ацтекский  Миктланте-кутли, Киямат у марийцев и т. п.— наделялись   в   основном   способностью   лишить человека   жизни   (души — ср.    ангела   Смерти в иудаистической мифологии Малах га-Ма-вета, Шуту у западных семитов, Израила в мусульманской мифологии, полинезийского Фиро и др.).

 

С представлениями о Смерти (и болезни) связаны многочисленные злые духи, прежде всего — вредоносные мертвецы, причиняющие С.— слав, навь, тюркский убыр, мимёнгви у корейцев и т. п. В мировом фольклоре распространен мотив заключения С. хитрецом в сосуд, мешок и т. п.; пока С. не освободилась, люди не умирали (ср. Танатос, Азырен и др.).

 

Мотив возрождения через Смерть связан с представлениями об умирающих и воскресающих богах.

 

 

На главную

Оглавление