Мифологический Словарь ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫСВЯЩЕННЫЙ БРАК
иерогамия, мифологический мотив, как правило, передающий космогонический акт — брак неба и земли (в ритуале — брак царя и жрицы, воплощающей богиню-мать).
Небо и эемля (Уран и Гея, Ранги и Папа в полинезийской мифологии и т. п.) изначально пребывали в брачных объятиях, пока не были разъединены божеством, создавшим пространство для жизни богов и людей — Кроноеом, египетским Шу, полинезийским богом леса Тане. Мировое древо одновременно разделяет и соединяет небо и землю — отсюда традиционная фаллическая символика мировой оси и ее алломорф типа линги и т. п.: ср. японский миф о божественной паре Йдзанаки и Идзанами, совершившей брачный обряд — обход мирового столпа и т. п. С представлениями о Священном Браке связана символика дождя, небесных вод, оплодотворяющих землю или земную богиню, женщину (ср. миф о Зевсе и Данае), участницу ритуала (см. Додола), молнии, освящающей союз неба и земли (см. Юа-ся Лао-жеиь) и др.; ср. также представления о Матери Сырой земле, пахоте и севе как ее оплодотворении и т. п.
Вариант мифа о Священном браке земли и неба — брак небесного бога {громовержца) и хтони-ческой богини, ее измена (похищение змеем) и низвержение на землю (в преисподнюю): ср. Перпунас и Жемина, Перун и Мокошъ, Есь и Хоседэм и т. п.
Многочисленны мифы о небесной свадьбе луны и солнца (ср. лунарные мифы, солярные мифы), демиург-андрогин Маву-Лиза у фон первоначально представлял собой божества луны и солнца: затмение — их брак (ср. Тувале и т. п.). С. б.— характерный мотив мифов и ритуалов, связанных с умирающими и воскресающими богами природы (ср. Анат и Балу, Исида и Осирис и т. п.).
Как правило, сакральный (особый) характер С. б. подчеркивается кровнородственной связью супружеской пары (см. Инцест). Контакт со сверхъестественным миром представляли как брачную связь с божеством жреца, шамана, в средневековых представлениях — ведьмы и сатаны (ср. инкубы, Лимит и т. п.).
В мифах о культурных героях брак — средство достижения культурных благ (см. в ст. Ворон, Мёд поэзии), в волшебных сказках (в т. ч. о волшебном супруге — ср. Финист Ясный Сокол),-напротив, брак — цель, достигаемая при помощи волшебного средства.
|