На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

РОЖДЕНИЕ

 

мифологизированный акт жизненного цикла.

 

Чудесное Рождение (и зачатие) свойственно большинству мифологических персонажей. Р. характерный мотив многих категорий мифов, в т. ч. космогонических мифов и теогонических мифов. Наиболее актуальными для разных мифологий являются мифы о чудесном Р. культурных героев, основателей религиозных традиций и т. п.: ср. миф о Зерване, родившем Ормазда и Ахримана, Р. Ромула и Рема, первой человеческой пары Мартйа и Мартйанаг, христианские представления о Рождестве Христовом; традиционный мотив подобных мифов — брачная связь божества или духа с земной женщиной (вероятная трансформация брака неба и земли, ср. микронез. Эиулап).

 

Многочисленные варианты чудесного Рождения — Р. младенца отцом (Афину рождает Зевс, Тешуба — Кумарби, Батрадза — Хамыц), камнем (Мауи, Сослан), горой (Улликумме), из семени, извергнутого божеством (Агастья, Васишхта, Афродита Урания и др.). Характерно представление о кругообороте рождение (жизнь) — смерть — Р., когда вступление в группу взрослых членов племени — инициация — инсценировало смерть и второе Рождение неофита (Радужным змеем и т. п.); смерть воспринималась в тотемических мифах как возвращение души в тотемический центр с последующим возрождением внутри тотемической группы.

 

К подобным мифам, возможно, восходят представления о реинкарнации, к т. ч. индуистской сансаре — цепи перерождений, с одной стороны, и представления об умирающем и воскресающем (возрождающемся) мифологическом персонаже (звере, боге) — с другой.

 

Многочисленны мифологические персонажи, связанные с «семейными» обрядами, приуроченными к Рождению (греч. Илифия, рим. Кармента), относящиеся часто к низшей мифологии (слав. Род и рожаницы и т. п.), и вредоносные существа (ср. мамов у нек-рых народов Кавказа, албасты у тюрков и др.).

 

 

На главную

Оглавление