Мифологический Словарь ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫОХОТНИК (охота)
в мифах культурный герой.
В архаичных мифах охотничьих племен — австралийцев, бушменов — большая часть персонажей занята охотой и собирательством: культурный герой обучает людей искусству охоты (Хайнэ у бушменов; ср. в поздних традициях кит. Фуси и т. п.). К тотемическим мифам восходят сюжеты об Охотнике (или девушке), вступившем с животным в брак, от которого произошло племя (см. Мюйюздюу эне у киргизов, Мяндаш у саами и др.): тотемическое родство обеспечивает удачу на охоте. Многочислен класс лесных духов (богов) — хозяев зверей, от которых зависит удача Охотника: ср. русского лешего, пасущего стада диких животных, якутского Бай Байная, эскимосскую Сед-ну, Синпзн у эвенков, Вочаби у ингушей и т. п.
Охотничьи ритуалы, в частности, связанные с мифом об умирающем и воскресающем звере, регулируют отношения «обмена» между миром людей и животным царством («домом» и «лесом» в мифологической модели мира): ср. обычаи захоронения убитого на охоте медведя как сородича в сакральном центре общины у народов Сибири (ср. Найгусь у кетов, Ионсыг-ойпа у манси, Торганэй у эвенков) и погребение Охотником убитого зверем, в лесу (убитый на охоте Риангомбе у банту почитается как культурный герой и основатель тайного союза).
Распространен также астральный миф о небесной охоте — преследовании Охотником (см. Ман-ги) космического оленя или лося (ср. финского Хийси), превращающегося в созвездие. С мотивом охоты связаны деяния героев, убивающих чудовищ (ср. Иори, подвиги Геракла, лучников И и монгольского Эрхий-Мергена, сбивающих лишние солнца, и т. п.). Вероятно к охотничьему периоду и тотемическим мифам восходит функция богини-матери как охотницы и покровительницы диких зверей: ср. богинь Анат и Астар, дравидийскую Ноттравей, грузинскую Дали; др. вариант этого образа — дева-охотница, греческая Артемида, сама сохраняющая реликты зооморфного (медвежьего) облика (ср. Аталанта).
Характерны мотивы наказания провинившегося Охотника богиней (см. Апхит, Актеон, Калидонская охота и т. п.) и, напротив, ниспослания удачи в охоте возлюбленному богини (см. Дали). В ветхозаветной традиции «сильный зверолов» Нимврод — противник приверженцев Яхве, представитель чуждого ям хозяйственно-культурного типа. В буддийской традиции охота — преследование живых существ — считается греховным занятием (ср. Цаган-Эбуген); ср. европейские представления о Дикой охоте как о проносящихся в буре душах грешников.
|