На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

ОХОТНИК (охота)

 

в мифах культурный герой.

 

В архаичных мифах охотничьих племен — австралийцев,   бушменов — большая часть персонажей занята охотой и собирательством: культурный герой обучает людей искусству  охоты   (Хайнэ  у  бушменов;   ср. в  поздних  традициях  кит.   Фуси  и  т.  п.). К   тотемическим   мифам   восходят   сюжеты об Охотнике  (или девушке), вступившем с животным в брак, от которого произошло племя (см.   Мюйюздюу   эне   у   киргизов,   Мяндаш у саами и др.):  тотемическое родство обеспечивает удачу на охоте. Многочислен класс лесных  духов  (богов) — хозяев  зверей,  от которых   зависит   удача   Охотника:   ср.   русского лешего,   пасущего   стада   диких животных, якутского   Бай Байная,   эскимосскую   Сед-ну,   Синпзн   у   эвенков,   Вочаби   у ингушей и  т.   п.  

 

Охотничьи  ритуалы,   в  частности, связанные с мифом об умирающем и воскресающем    звере,     регулируют    отношения «обмена» между миром людей и животным царством («домом» и «лесом» в мифологической модели мира): ср. обычаи захоронения убитого   на   охоте   медведя   как   сородича в   сакральном   центре   общины   у   народов Сибири  (ср.   Найгусь у кетов,   Ионсыг-ойпа у манси,  Торганэй у эвенков) и погребение Охотником убитого зверем, в лесу (убитый на охоте Риангомбе у банту почитается как культурный  герой  и  основатель   тайного   союза).

 

Распространен также астральный миф о небесной охоте — преследовании Охотником (см. Ман-ги) космического оленя или лося (ср. финского   Хийси),  превращающегося  в  созвездие.  С мотивом охоты связаны деяния героев, убивающих чудовищ (ср.  Иори,    подвиги  Геракла, лучников  И и монгольского Эрхий-Мергена, сбивающих лишние солнца, и т. п.).  Вероятно к охотничьему периоду и   тотемическим мифам восходит   функция богини-матери как охотницы и покровительницы   диких   зверей:   ср.   богинь   Анат   и Астар,  дравидийскую  Ноттравей, грузинскую  Дали; др.   вариант  этого  образа — дева-охотница,   греческая   Артемида,   сама сохраняющая   реликты   зооморфного   (медвежьего) облика (ср. Аталанта).

 

Характерны   мотивы   наказания  провинившегося   Охотника богиней (см.  Апхит, Актеон,  Калидонская охота  и  т.   п.)   и,   напротив,   ниспослания удачи в охоте возлюбленному  богини  (см. Дали). В ветхозаветной традиции «сильный зверолов»    Нимврод — противник    приверженцев   Яхве,   представитель   чуждого   ям хозяйственно-культурного типа.  В буддийской   традиции охота — преследование  живых    существ — считается    греховным    занятием (ср.  Цаган-Эбуген); ср.  европейские представления о Дикой охоте как о проносящихся в буре душах грешников.

 

 

На главную

Оглавление