Мифологический Словарь ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫКОСМОС (от греч. Космос)
в мифологической модели мира — мироздание, противоположное хаосу. Описывается космогоническими мифами о возникновении (творении) Космоса из начального хаоса.
В пространственном отношении противостоит хаосу как внутреннее организованное пространство — внешнему: скандинавский Мидгард («срединная усадьба», мир людей и богов) — Утгарду, миру чудовищ и великанов «за оградой», «божий свет» — «кромешной тьме» и т. п. Структура К., воплощаемая мировым древом, включает по вертикали 3 основных зоны — небо, землю и преисподнюю, по горизонтали — 4 стороны света, воплощаемые часто мифологическими персонажами.
Представления об устройстве Космоса соответствовали формам человеческого общежития и культуры — от города и дома, также воплощавших мифологическую модель мира (мезокосм — ср. представления об Иерусалиме, Риме и т. п., как центре вселенной, о храме — жилище богов и т. д.), до человека (микрокосм — ср. значение греч. «космос» как «украшение»): представлениям о творении К. из тела человека (первочеловека — Пуруши и т. п.) соответствовали мифологические мотивы (в заговорах и т. п.), соотносящие тело человека с частями К. и божествами (ср. в шумеро-аккадском заклинании: «Энлиль — моя голова, лик мой — полдень» и т. д.).
В основе существования Космоса (и человечества) — мировой порядок, закон, правда, справедливость, воплощаемые иранской Аша Вахишта, ведийской puma, египетской Маат. Разрушительные силы хаоса в мифах о космических циклах (см. Юга) ослабляют действие мирового порядка, что приводит к гибели К. (описываемому эсхатологическими мифами) и новому творению.
|