На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

ЗЕМЛЯ

 

в мифологии одна из фундаментальных стихий мироздания.

 

В космогонических мифах появление 3емли описывается как расчленение хаоса (часто — яйца мирового), выделение верха и низа; священный брак неба (отца) и 3. (матери, ср. Гея и Уран, Папа и Ранги, Этуген или Умай и Тенгри, Армайти и Ахурамазда; исключение — египетский миф о матери-небе Нут и отце-3. Гебе; ср. инь и ян) служит началом жизни во вселенной. Нередко первозданный хаос, олицетворенный чудовищем, хтоническим или водным, либо сам порождает 3емлю и небо, либо последние создаются из него демиургом (ср. Намму, Гуйму, Атум). В некоторых мифологиях 3. создается благодаря расчленению (принесению в жертву) докосмического существа, первочеловека (см. Пуруша, Панъгу, Имир). Широко распространено представление о возникновении 3. из вод океана мирового, откуда ее вылавливает тот или иной мифологический персонаж (Мауи, Эрлик, Эхе-Бурхан и др.).

 

В отделении неба от 3. участвует бог воздуха, демиург или бог леса (ср. например, Шу, Энлилъ, Тане). Вещественными символами союза неба и 3. в архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также молния, удар метеорита. 3.— плодородная почва (рус. Мать Сыра земля), а также недра, часто соотносимые с преисподней (ср. монгольскую Этуген и уту-гун — преисподнюю у якутов; связь 3. с разнообразными хтоническими существами, ее близость к первозданному хаосу, ср. Гея, Апи; в рамках т. н. основного индоевропейского мифа противник громовержца часто — порождение 3., например, Тифон).

 

У охотничьих племен встречается представление о 3емле как о неприкосновенном природном существе, которое запрещается ранить каким-либо орудием (ср. Моу-нямы). У земледельческих народов, напротив, распространена эротическая символика 3.: посев отождествляется с оплодотворением (см., например, в ст. Деметра). Нередко функции 3. как богини плодородия сконцентрированы в образе богини-матери (ср. Нибела, Церера, Иштар). Порой фигурирует несколько божеств-ипостасей обожествленной 3. (ср. Нинхурсаг и Дамгалънуна, Церера и One, Теллус).

 

В вертикальной модели мира 3емля (средняя зона) рассматривается как место обитания людей; положение 3., окруженной мировым океаном, оказывается срединным и для горизонтальной проекции космоса. Воспринимаемая как центр космоса (ср. срединный столб 3емли в мифе об Шдзанаки и Идзанами), 3. характеризуется максимальной сакрализованностью и  чистотой.

 

 

На главную

Оглавление