Мифологический Словарь ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫЖИВОТНЫЙ МИР
В различных мифопоэтических традициях животные, птицы, рыбы, насекомые (как реальные, так и фантастические, а также гибридной природы, в т. ч. зооантропоморфные,— жар-птица, симург, феникс, супарна, сад лин, Иулулу, Оаннес и др.) фигурируют иногда в качестве божеств (особенно, в мифологиях египетской, ацтекской, индуистской, китайской и др.), демиургов (см., например, в ст. Улъгень, Йулъ-отыр, Цагн, сэли, дябдар), культурных героев (см. Тинирау, Цель, Бунджиль, Нденгеи, Фуси, Нюйва и др.), трикстеров (см. Ворон), тотемных предков (например, Хомпороуун хотой, Байаме, Мюйюздюу эне), духов-Покровителей природных угодий (например, Седна, Торнгарсоак и др.), помощников мифологических персонажей (особенно в шаманских мифах), их атрибутов, либо символов (например, у Зевса, Артемиды, Афины, Пирвы, Нингирсу и др.), ипостасей антропоморфных персонажей либо их временных, случайных форм (см., например, в ст. Аватара, Дионис, Посейдон, Ликаон, Волх ср. метаморфозы) и т. п., наконец, как объект ритуала жертвоприношения (ср, ашвамедха).
Используются в различных классификациях, являющихся способом объяснения человеком самого себя и всего мироздания (ср., например, 12-летний календарный цикл у народов Центральной и Юго-Восточной Азии); ср. также умирающий и воскресающий вверь.
В соответствии с традиционной трехчленной моделью мира и соответственно мирового древа по вертикали располагаются и животные. С вершиной древа соотносятся птицы (служащие также для связи космических зон), особенно часто орел или фантастическая птица (ср. Анзуд, Див), иногда две птицы, как бы дублирующие солнце и месяц, пчела (ср. Бубилас, Анигал), с серединой соотносятся копытные, иногда пчелы. С низом дерева (его корнями) связаны лягушки, мыши, рыбы (с последними особенно ассоциируется мотив смерти — воскрешения, ср. Иона, Гунь), бобры, выдры, медведи, змеи или другие хтонические животные, насекомые (часто созданные злыми божествами, в наказание людям, ср. в ст. Вельзевул, Храфстра, Ича, Хоседзм, Калбесэли др.).
В рамках т. н. основного индоевропейского мифа громовержец (чей атрибут — животное, часто — птица, особенно орел) поражает своего противника (чаще всего змея, фантастическое чудовище) в нижнем мире и освобождает, возвращая на землю, похищенный скот (ср. Индра и Вритра, Вала). Ср. аналогичный мотив в египетской, западно-семитской мифологиях (Ра и Anon, Этана). Иногда животные выступают как образ какой-либо космической зоны (например, корова-небо Нут, локапалы). Распространены представления о душе в виде животных, бабочки, мотылька (см. в ст. Психея), птицы (ба). В позднейшей традиции чудесные животные — символы божественных качеств (ср. Единорог).
|