Мифологический Словарь ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫДОБРО И ЗЛО
в мифологической модели мира одно из основных противопоставлений, соотносимых со светом и тьмой, небом и преисподней (ср. Верх и нив), жизнью и смертью, правдой и ложью (кривдой), богами и злыми духами и т. д.
В архаических традициях этическое противопоставление было ограничено преимущественно представлениями о пользе или вредоносности для коллектива тех или иных явлений: ср. мифы о близнецах-демиургах, дуалистические мифы о боге и его противнике, портящем творение, приносящем в мир болезни и смерть и т. п. (ср. Ульгеня и Эрлика. Нуми-Торума и Куль-отыра и т. п.). В разных традициях Добро и Зло воплощались богами — устроителями космоса и демонами, чудовищами, великанами и т. п. воплощениями хаоса: ср. Гайавату и Атотархо у ирокезов, Яйян камуп у айнов, западных и восточных тенгри у бурят, дева и асуроо в ведийской, дэвов и ахуров в иранской традиции и т. д.
Воплощением добра во многих традициях являлось мужское небесное божество, зло олицетворяла хтоничеекая хозяйка нижнего мира, земли, преисподней (ср. Одина и Хелъ в скандинавской, Вся и Хоседэм в кетской, Ичу и Кызы в самодийской мифологиях и т. п.). В теистических и развитых дуалистических мифологиях противопоставление Д. и 3. связано с выбором, к-рый должен сделать человек (см. Заратуштра, «Грехопадение»), усилив созидательные или разрушительные силы.
Противостояние сил Добра и Зла должно закончиться решительной битвой в конце света (ср. Эсхатологические мифы), когда силы добра возглавит спаситель — мессия. В дуалистических религиях, абсолютизирующих противопоставление Д. и 3., особенно в учении Мани и восходящих к нему богомильских и др. учениях (ср. Малаки-тауз), воплощением зла считался весь тварный материальный мир, с добром ассоциировалось лишь царство духа.
|