Мифологический Словарь СЛАВЯНСКАЯ И РУССКАЯ МИФОЛОГИЯХОРС, др.-рус. Xърсъ
древнерусское божество т. н. Владимирова пантеона.
Согласно наиболее ранней версии (в «Повести временных лет» под 980) X. почитался в Киеве наряду с другими богами; идол Xорса стоял на холме, здесь же совершались жертвоприношения.
Есть мнение, что имя X. в этом списке было введено позже редактором летописного свода игуменом Никоном (умер в 1088 или 1089), который узнал об этом божестве во время своего пребывания в Тьмутаракани (стоящее по соседству имя Дажьбога в этом случае могло бы пониматься как пояснение имени X.).
Xорс упоминается в апокрифе «Хождение богородицы по мукам» («...Трояна, X о р с а, Веле-са, Перуна на богы обратиша»), в «Слове о полку Игореве» (в отрывке о князе Всеславе, который «...самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, в е-л и кому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше»), в различных сочинениях церковной литературы, направленных против языческих пережитков (ср.: «и вЬроують въ Пероуна и въ X ъ р с а...», «Слово некоего христо-любца»; «гЬмъ же богомъ требоу кла-доуть... Пероуноу, Хърсу ...», «Слово о том, како погани суще языци кланялися идоломъ»; «мняще богы многы, Перуна и X о р с а ...», «Слово и откровение св. апостол»; «два ангела тройная есть: елленский старецъ Перунъи X о р с ъ жидовинъ», «Беседа трех святителей» идр.),атакжев ещё более поздних источниках. Показательны трансформации имени X. в текстах Куликовского цикла, где X. относят к богам, почитаемым «безбожным» Мамаем (Гурсъ, Гуркь, Гусъ).
В большинстве списков Xорс соседствует с Перуном (небесные боги, соотносимые соответственно с солнцем и громом/ молнией); X. выступает также в сочетании с Дажьбогом, что также обычно интерпретируют как их принадлежность к солярным божествам. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой X. связан не с солнцем, а с месяцем, в доказательство чего приводят мотив оборотничества Всеслава (связь волка с месяцем подтверждается многими примерами, ср. волкодлаки). За пределами Руси у других славян он неизвестен (существует ст.-сербское собственное имя Хрьсь). Несомненно восточное происхождение этого божества, попавшего на Русь через сарматские (и/ или тюркские) влияния.
Об иранском источнике X. можно судить по персидскому обозначению обожествлённого сияющего солнца — Xurset, в конечном счёте восходящему к авест. hvara xSaetem (см. Фарн; в связи с этим обозначением солнца упоминается его путь, что соответствует образу пути Хорса в «Слове о полку Игореве»).
Этот же иранский мифологизированный образ вошёл в пантеон ряда других народов; ср. обско-угорское божество солярного круга Корс-Торума и его сына Мир-суснэ-хума или Шорни пос, «золотой луч»; показательно, что обычное в списках богов сочетание Перун — Хорс также могло бы быть соотнесено с парным теофорным именем у обских угров Нуми-Кворес
|