Из Энциклопедии Кирилла и Мефодия Финикия
древняя страна на восточном побережье Средиземного м. Города-государства Финикия (Библ, Тир, Сидон и др.) вели активную морскую и сухопутную торговлю, основали ряд колоний в Средиземноморье, в т. ч. Карфаген. В 6 в. до н. э. Финикия завоевана персами, в 332 до н. э. — Александром Македонским.
Древнее государство, располагавшееся в северной и центральной части восточного побережья Средиземного моря – полосе между Средиземным морем и горами шириной до нескольких десятков километров, климат которой благоприятен для полевого земледелия и садоводства. Жители Финикии на протяжении 1 тысячелетия до н. э. в Средиземноморье славились как искусные мореплаватели, энергичные купцы и колонизаторы.
Древние города На территории Финикии уже в первой половине 3 тысячелетия до н. э. существовал город-государство Бубла (Библ) — наиболее ранний центр цивилизации в Восточном Средиземноморье. Библ, расположенный поблизости от кедровых лесов Ливана, был центром торговли лесом с Египтом. Помимо древесины, отсюда в Египет с 3 тысячелетия до н. э. вывозились также вино и оливковое масло. К концу 3 — началу 2 тысячелетия до н. э. города-государства возникают по всей территории Восточного Средиземноморья. Приморские поселения на территории Финикии — Акка, Тир, Сидон, Берута, Арвад и другие — во 2 тысячелетии до н.э. превращаются в небольшие, но процветающие города, чему способствовало раннее развитие торговли в Финикии. В основном эти города были выстроены на побережье (Библ, Сидон и др.), а Тир и Арвад обосновались на прибрежных островах для защиты от внешних врагов. (Тир впервые был занят лишь в 4 в. до н. э., когда войсками Александра Македонского был сооружен насыпной вал от берега до острова.) В городах процветали ремесла: по всему Средиземноморью славилось финикийское стекло, только здесь владели секретом окраски тканей в пурпурный цвет. Мореплаватели Большая роль купцов в жизни городских общин замедляла развитие в Финикии монархического строя. Финикийские города никогда не были объединены в единое централизованное государство, какими были в ту эпоху, например, Египет и Вавилония. Почти в каждом городе были свои цари, но в целом управление в них носило олигархический характер. Развитие морской торговли привело в Финикии к расцвету искусства мореплавания. Финикийцы бороздили Эгейское море, плавали вдоль побережья Северной Африки и даже, по сообщению Геродота, на судах египетского фараона XXVI династии Нехо отправились из Красного моря к югу и, плывя все время вдоль африканских берегов, через три года, миновав Гибралтар («столпы Мелькарта»), вернулись в Египет. О правдивости этого сообщения Геродота свидетельствует следующая деталь его рассказа: «они (финикияне) также говорили, и пусть в это верит, кто хочет, я этому не верю — что плывя вдоль берегов Ливии (т.е. Африки) имели солнце с правой стороны». Действительно, в начале плавания солнце было у финикийцев с левого (восточного) борта, пока они плыли с севера на юг; когда же они обогнули южную оконечность Африки и поплыли на север, то солнце должно было оказаться у них с правой (восточной) стороны. Колонии. Начало эллинистического периода Финикийцами было основано много колоний на Средиземном море. Самой значительной из них был Карфаген на северном побережье Африки. От периода между 12 и 9 вв. до н. э. до нас не дошло почти никаких сведений о Финикии. Вероятно, именно в это время гегемония на финикийской территории перешла к Сидону, который был вынужден вести борьбу за первенство с другим крупнейшим финикийским центром — Тиром. В этот период финикийцы (хананеи) часто упоминаются в Библии. Хирам, царь Тира, помогает Соломону строить Храм, а столетие спустя дочь Этбаала из Тира, Иезавель, становится женой Ахава, царя Израиля, а их дочь, в свою очередь, женой царя Иудеи. Библия с негодованием повествует о том, что в это время в Израиле и Иудее воздвигаются храмы и жертвенники финикийским богам. О религии финикийцев мы знаем мало, хотя сохранились развалины многих храмов. Главным богом был, по-видимому, Эл, важную роль играл культ Астарты. Ваал или Баал, часто упоминаемый в Библии, означал имя бога вообще. Финикийцы практиковали человеческие жертвоприношения. В 332 до н. э. Финикия была завоевана Александром Македонским, Тир был разрушен, и с этого момента финикийская культура стала быстро эллинизироваться. Финикийские города контролировались династией Птолемеев (3 в. до н. э.) и затем Селевкидов (2-1 вв. до н. э.). В период правления Селевкидов финикийские города пользовались широкой автономией. Армянский царь Тигран Великий захватил почти всю Финикию (83 г. до н. э.). Затем последовал двадцатилетний период борьбы за власть и полной анархии, пока этому не положили конец римские легионы. Финикийские города вошли в провинцию Сирия. В этот период финикийский язык практически вышел из употребления и был вытеснен арамейским и латынью, позднее греческим. Наиболее важным из культурных достижений финикийцев является создание совершенно нового вида письменности, который впоследствии лег в основу практически всех древних и современных алфавитных письменностей: в Финикии во второй половине 2 тысячелетия до н. э. был создан сокращенный тип слогового письма, число знаков которого было первоначально около 30, а к 13 в. до н. э. сократилось до 22. Само финикийское письмо, близкое алфавитному, еще не передавало адекватно все фонемы языка: как и в большинстве семитских языков, в финикийской письменности отсутствовали знаки для гласных. Гласные первыми стали регулярно обозначать в 8 в. до н. э. заимствовавшие финикийскую систему письма греки и фригийцы.
|