История кладоискательства на Руси
"Правда в песне той поется, П. П. Ершов Истоки Российского кладоискательства
Cокрытие или находка кладов в нашей неспокойной стране не является чем то экстраординарным. С древности и до наших дней клад был и остается подчас самым надежным способом сохранения ценностей.
В основе страсти к кладоискательству лежит извечное человеческое стремление к легкому обогащению. Помните Иванушку - дурачка, который, выловив из проруби одну-единственную щуку, обеспечил себе и материальное благополучие, и счастливую личную жизнь? Так и тут - в земле покопался, а богатства на всю оставшуюся жизнь нарыл.
Удивительно, что кладоискательство было весьма распространенным занятием в крестьянской среде. Иногда Чзолотая лихорадкаЧ охватывала целые деревни и даже несколько селений. Вместо того, чтобы пахать и сеять, мужики сбивались в артели до трехсот человек и толпой уходили на поиски удачи. Около 1890 года крестьяне села Ильинского Макарьевского уезда и ближайших деревень решили во что бы то ни стало отыскать клад. Целую весну пробродили по лесу, копали по ночам. Но ничего не нашли. Неудачу объясняли тем, что не было согласия в артели - каждый думал только о своей наживе в ущерб другим, а в такой ситуации сокровище, как известно, Чне даетсяЧ. А в воронежских местах в конце прошлого века прославился кладоискатель-фанатик, который исходил весь край вдоль и поперек, разыскивая клады Кудеяра-атамана, один из которых, по его убеждению, состоял из Ч60 парных воловьих подвод серебра, 10 пудов золота и целого лотка драгоценных камнейЧ. Вокруг этого кладоискателя кормилась целая толпа ловких людей, втридорога сплавлявших ему всевозможные Чкладовые записиЧ, чертежи, заговоры, Чразрыв-травуЧ и т.д., а также талисманы типа Чглины, добытой в полночь с могилы удавленникаЧ, которая якобы помогает взять клад.
Кладоискательская страсть была настолько заразительной, что часто завлекала высокопоставленных чиновников и даже царствующих особ. В московских архивах хранятся сыскные дела о кладах. В ХVII в. поиски кладов для провинциальных воевод представляли случаи выдвинуться и зарекомендовать себя сверхдолжным усердием. Прослышав о кладе, воевода лично принимался за розыски, а иногда и просил для работы "государевых людей, с кем тое казну вынять на великого государя". Порою так достоверно и убежденно сообщали бывалые люди о зарытых драгоценностях, так подробно описывали приметы, по которым их можно было найти, что даже степенные старики с седыми чубами, бывало, чесали затылки, подумывая заняться кладоискательством. Чаще, правда, эта страсть одолевала бедняков-неудачников, которых лихая доля преследовала по пятам. Им казалось, что самый реальный выход из нужды - это найти клад. Слишком соблазнительной была надежда разбогатеть враз, одним ударом разрубить клубок жизненных неурядиц. Мечта о счастье в виде клада не давала покоя. Случалось, селянин бросал хозяйство, все шло прахом, а бедолага продолжал искать сокровища. В старинных сыскных делах сообщалось о том, что крестьяне, нашедшие клад, но утаившие его, были "у пытки и у огня". Кладоискатели, прошедшие огонь и воду лесов, болот и старых кладбищ, стойко хранили секреты подземных сокровищ.
"Громкие" клады
Особенно часто легенды о кладе связаны с древним курганом, городищем или приютом разбойников. В костромском селе Унорожье, например, ходит много легенд о кладах кургана ЧЖуравецЧ. В кургане, что на ЧМышьем врагеЧ у реки Костромы, по рассказам, также имеется клад. Указывают и на озеро близ Парфентьева посада, на месте бывшего монастыря. В этом озере, говорят, находится бочка с золотом, опущенная монахами при нападении на обитель разбойников. В другом озере, у деревни Ледино, под Кологривом, лежат бочки с золотом и драгоценностями. Их бросил живший на горе над озером помещик, когда на него напали разбойники. В Пеузском озере близ города Макарьева также есть клад - бочка с деньгами на якоре. Таких рассказов - о бочках и сундуках с золотом и серебром и другими драгоценностями, которые иной раз в ясный день видно на дне, - существует великое множество. Едва ли не в каждой деревне на Руси существует свое предание.
Недосягаемы клады, спрятанные золотоордынским ханом при взятии Казани Иваном Грозным. Согласно летописям, на дне озера Кабан, которое находится практически в центре города, покоится около полутора сотен сундуков с ханскими сокровищами. Однажды, в 1940 году один из таких сундуков даже удалось приподнять над поверхностью озера. Но никто так и не смог достать драгоценности. Говорят, что происходит это потому, что казна хана была заговорена придворными магами и столь сильно было заклинание, что аура его до сих пор стоит над озером.
Клады и народные поверия
Огромное количество примет поверий и сказаний связано на Руси с кладами и кладоискательством. По преданиям клад, спрятанный в землю перестает быть просто монетами или драгоценностями. Как только клад зарыт над ним, по поверью, образуются незримые охранные силы, и он становится самостоятельным существом. Обычно клад кладется под зарок, т. е. его владелец перед тем как спрятать сокровища произносит некую фразу, которая должна предопределить дальнейшую судьбу драгоценностей. Обычно зарок содержит информацию о том кто, когда и при каких условиях сможет овладеть этим кладом. Бывает, что клады кладут "на счастливого" или "на первого встречного", но могут они быть заговорены и на человеческую голову или даже на несколько голов, т.е. чтобы заполучить сокровища нужно погубить человека. Часто ценности прятались на какое-то определенное время. Подобно банковским вкладам, клады бывали срочные. Это означало, что богатство должно пролежать в земле определенный срок, и кто бы ни подступался к нему раньше положенного времени - ничего ему не удавалось. Зато первый, оказавшийся на месте вовремя, без труда наследовал имущество.
Среди кладоискателей бытует множество рассказов о кладах, которые выходят на поверхность в виде дымных шлейфов, огней, красных петухов, являются путникам блуждающими светлячками. Если это происходит на болоте, то считается, что клады, объятые пламенем, выходят из грунтовых вод для просушки. Не все здесь выдумка и плод возбужденной погоней за сокровищами фантазии. Нет дыма без огня, нет и огня без дыма. Сквозь его пелену удается разглядеть кое-что и реальное.
Клады, которые прятали в свое время лихие ватаги казаков, гайдамаков, диких степняков и прочих рыцарей больших и малых дорог, зарывались в землю с особыми уловками. Спрятать так, чтобы никто не знал, не видел, было трудно и некогда. Поэтому копали ямы будто бы для убитых лошадей. А на низ незаметно укладывалась добыча, которую нельзя было унести с собой. Сверху бросали трупы лошадей, а случалось, и погибших людей. Такая яма наскоро присыпалась, втыкался и простенький крест. Эта практика продолжалась и до наших дней. Прятать ценности в могилах приходилось и во время Гражданской и Великой Отечественной войн. Кому придет в голову разрывать могилу? А авторы клада не всегда имели возможность возвратиться за своими трофеями. Проходило время. Трупы подвергались гниению. И вот тогда появлялись огни. Существует простое объяснение подобным огненным "явлениям кладов народу". Огоньки на болотах, могилах, кладбищах, местах захоронения животных иногда действительно пугают окрестный люд и поздних прохожих. Однако ничего магического в них нет. Это выходит на поверхность и самовоспламеняется фосфористый водород, который образовался при гниении отмерших организмов. В темноте газ светится бледно-голубыми, мерцающими огоньками. Кого-то они пугали, а кого-то, наоборот, приманивали.
Правда, повстречаться с кладом можно было и запросто, в дневное время. Серебро являлось в виде свиньи или жеребенка, золото - в образе петушка. Выглядели эти представители мира фауны настолько непривычно, что с первого взгляда было ясно: клад! Едва счастливчик ударял эту зверюшку или птичку - перед ним оказывалась россыпь денег. Иные клады предпочитали бродить по земле под видом старичков-странников. Этот старец обращался к встречным с просьбой развязать кушак или помочь в чем-нибудь другом, таком же не сложном. Не всякий поймет, что за личиной пожилого скитальца кроются богатства, не всякий окажет милость просящему. Но если находился желающий сделать добро, в награду на его глазах странник рассыпался сокровищами. В данном случае можно говорить о кладе как вознаграждении за милосердие.
Однако найдя клад вынуть его было непросто. Отдельный вопрос - охрана спрятанных сокровищ. В некоторых кладах находили замки различных конструкций. Предполагали, что их клали туда для того, чтобы никто не мог добраться до сокровищ. И все же даже железные хитроумные замки не могли гарантировать сохранности спрятанного, если клад не находился под чьим-нибудь присмотром. Часто в качестве сторожей выступали "заложные" души зверей и людей. В некоторых легендах о кладах сообщается о том, что вместе с сокровищами закапывали и человека, который обязан был стеречь драгоценности, до тех пор, пока кто-нибудь не сменит его. Среди кладоискателей бытовали рассказы о жеребцах, что ржали в могилах, волках, которые нападали на землекопов, чабанах с сопелками, сопливых старичках, веселых казаках, восседающих на бочонках с деньгами, - каждому встречному служивый предлагал водку или деньги, кто выбирал монеты, тот вместо него оставался сторожить сокровища.
По преданиям клад, спрятанный в землю перестает быть просто монетами или драгоценностями. Как только клад зарыт над ним, по поверью, образуются незримые охранные силы, и он становится самостоятельным существом. Обычно клад кладется под зарок, т. е. его владелец перед тем как спрятать сокровища произносит некую фразу, которая должна предопределить дальнейшую судьбу драгоценностей. Обычно зарок содержит информацию о том кто, когда и при каких условиях сможет овладеть этим кладом. Бывает, что клады кладут "на счастливого" или "на первого встречного", но могут они быть заговорены и на человеческую голову или даже на несколько голов, т.е. чтобы заполучить сокровища нужно погубить человека. Часто ценности прятались на какое-то определенное время. Подобно банковским вкладам, клады бывали срочные. Это означало, что богатство должно пролежать в земле определенный срок, и кто бы ни подступался к нему раньше положенного времени - ничего ему не удавалось. Зато первый, оказавшийся на месте вовремя, без труда наследовал имущество.
Нечистая сила и клады
Издавна на Руси верили, что у всякого клада свой срок. Существовало даже поверье, что заклятые (нечистые) клады трижды в год переходили с места на место или "переочищались". Это происходило на Новый год, на Пасху и Ивана Купалу. Новогодняя ночь могла стать самой счастливой в жизни кладоискателя. Бывалые люди утверждали, что только под Новый год могли вспыхнуть разом все ценности, спрятанные в земле. Полыхали они, как правило, ярким синим пламенем. Кто замечал этот огонь, должен был тотчас снять с себя что-нибудь и бросить в пламя. Горящие деньги нужно копать только тому, кто заметил их, иначе никому другому они в руки не дадутся. Некоторые клады под Новый год обретали голос - чистые клады, например, скорбели и тихо постанывали, а нечистые кричали, ругались, хохотали, требуя взять их немедленно. Опытные люди советовали искать чистые клады перед рассветом, а нечистые - с вечера.
У пасхальной ночи были свои сюрпризы. В субботу с наступлением темноты нужно было отправится за околицу искать клады, пытаясь по огонькам определить их местонахождение. Кладоискатели брали с собой крест, херувимский ладан, страстную свечку и, что бы добраться до сокровищ, читали воскресную молитву (ни в коем случае нельзя было при этом ругаться). Если не удавалось набрести на клад в пасхальную ночь, то на его поиски отправлялись в мае в день святого Симона Зилота. В народе его называли Золотом, считая, что апостол должен помогать кладоискателям в их поисках.
Особое же рвение все, кто жаждал внезапно обогатиться, проявляли на Ивана Купалу. И ночью, и днем рыскали по окрестностям охотники за удачей, в поисках спрятанных сокровищ. Жители юга России и Украины были убеждены, что купальская ночь принесет счастье тому, кто ровно в полночь при луне взойдет на вершину кургана, глянет на свою тень и измерит ее - на этом расстоянии и зарыт клад. Некоторые, правда, уточняли, что нужно еще прибавить примерно две ступни, так как те, кто когда-то закапывал клад, были ростом повыше.
Среди сторожей подземных сокровищ особенное усердие проявляла нечистая сила. Ничего не стоило, например, духам - "кладовикам" сделать так, чтоб человек не только клад не нашел, но и домой не возвратился. В этом им помогал и "Блуд", который заставлял кладоискателей блудить по вроде бы знакомым местам, и "Мара", что насылала на бедолаг различные видения, и другая нечисть. Поговаривали, что закопавший клад скряга нередко продавал душу чертям-"скарбникам" и бесам-"кладовникам". Те надежно стояли на страже спрятанного богатства.
В Белоруссии считается, что над всеми кладами существует главный хозяин - "Дедка", к нему обращены все молитвы и заговоры на открытие кладов. Иногда ночью на горизонте можно увидеть странную вспышку огня, говорят, что это "Дедка горит", т.е. указывает, где спрятаны сокровища. Когда у клада кончается срок зарока, а он еще не нашел хозяина, клад становится бродячим и сам обнаруживает место своего пребывания. По поверьям, бродячий клад - это всегда носитель чьей-то неуспокоенной души, возможно, это душа его хозяина, но может быть и другая, приблудная. На месте, где спрятан такой клад, время от времени можно увидеть призрак человека с неким светящимся предметом в руке. При попытке прогнать его, призрак исчезает, а на месте, куда упал светящейся предмет обычно находят несколько золотых монет. На месте, где появилось видение и нужно искать сокровища, однако известно, что большинство людей, которым таким образом открывались бродячие клады, так и не сделались обладателями драгоценностей и в дальнейшем имели очень несчастливую судьбу. Вероятно, они не знали особых "отворных" молитв и правил, которые необходимы для овладения любым кладом. Клад, заложенный "на счастливого", также часто открывает сам себя. Обычно он является кому-либо в виде черной кошки, которая как бы приглашает идти за собой. Увидев такой знак, нужно следовать за кошкой, а там, где она остановится и замяучит ударить ее и крикнуть "Рассыпься!", а потом копать на этом месте.
Бывает, что клады, особенно в нашем столетии, кладут совсем без зарока. Такие сокровища также ищут себе хозяина сами и сами даются ему в руки, но и здесь следует быть очень осторожным. Если новый владелец чем-то "рассердит" клад, неприятностей ему также на миновать: его будут преследовать галлюцинации и видения, способные довести до безумия. Если вы предполагаете, что где-то неподалеку от вас спрятан клад, но никак не можете определить его точное местоположение, народная мудрость предлагает следующий способ. Нужно взять свечу в ореховом подсвечнике и зажечь ее не предполагаемом месте захоронения клада. Чем ближе будет клад, тем сильнее будет мерцать пламя, а там, где оно совсем потухнет и нужно копать, однако это нужно делать с благими намерениями, например, пообещав отдать часть найденного бедным, иначе клад уйдет так глубоко под землю, что откопать его станет невозможно. Это так называемые "вечные" клады - с зароком не даваться человеку во все века. На месте их захоронения вместо разрозненных мелких огоньков горела свеча. Помаячит такой клад, поглумится - да скроется. Трудно сказать, кем были владельцы вечных кладов и зачем они добровольно расставались с деньгами, зная, что никогда уже их не получат сами, и не осчастливят других.
|