На главную

Оглавление

 


Всемирная История. Том 1

Разложение первобытнообщинного строя и древнейшие рабовладельческие государства в долине Нила и в Двуречье


Древнейший Египет. Культура и религия Раннего царства


Искусство

 

От гражданских сооружений Раннего царства ничего или почти ничего значительного не сохранилось. Если о раннеегипетских храмах судить по знакам-изображениям в письменности, это были, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Единственная отрасль раннеегипетского зодчества, о которой мы осведомлены сколько-нибудь подробно,— это гробницы царей и особенно знати. Гробницы вельмож Раннего царства во многом предвосхищали надгробные сооружения последующего Древнего царства. Прямоугольные надземные постройки в виде завалинок (По их внешнему виду их обычно называют арабским словом «мастаба» — завалинка, скамейка.)охранялись в гробничном строительстве знати долгие века после I династии.

 

Первоначально они воздвигались не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые из раннеегипетских гробниц были в отличие от обычных впоследствии расчленены по боковым поверхностям отвесными выступами и нишами, в подражание, вероятно, современным им дворцам. Так называемая ступенчатая пирамида, которую мы видим в качестве царской гробницы в начале Древнего царства, в зародыше была известна уже при I династий. Одна из гробниц вельмож начала строиться как ряд поставленных друг на друга всё уменьшающихся прямоугольных надстроек, хотя позднее была перестроена.

 

От Раннего царства дошло значительное количество мелких и очень немного крупных круглых скульптур. Ещё в период до I династии или в начале её правления отдельным мастерам замечательно удавались изображения людей и животных. Таково, например, поразительно жизненное изображение дряхлого паря в верхнеегипетской короне. Но ещё при II династии даже крупные каменные изваяния людей иногда отличались несоразмерностью отдельных частей тела.

 

Поскольку статуи имели культовое назначение, их облик — положение, раскраска и т. п.— был обусловлен определенными правилами, которые были обязательны для ваятеля и которые хотя и были частично выработаны в додинастическом искусстве, но закрепились только в искусстве Раннего царства.

 

 Изображения на плоскости не столько смотрелись, сколько читались. Плоские изображения и письмена составляли при первых династиях неразрывное единство. Создание этих изображений также было постепенно закреплено определёнными правилами. Художник изображал предмет на плоскости не таким, каким он мог его видеть в том или ином случайном положении, под тем или иным случайным углом зрения, а старался изобразить предмет так, чтобы все его характерные признаки были видны одновременно.

 

Предметы изображались, как если бы на них одновременно смотрели прямо и сбоку. Этим объясняется странное на наш взгляд построение человеческого изображения: голова, локти и низ тела повёрнуты вбок, плечи же и глаз нарисованы прямо. В изображениях животных, для которых обыкновенно более существенным является вид сбоку, египетская передача менее отлична от нашей.

 

Египетский способ изображения на плоскости намечался в живописи и резьбе задолго до I династии, но последовательно не проводился. Только накануне I династии он отлился в чёткое правило, сохранявшее силу на протяжении всего дальнейшего развития древнеегипетского искусства. Возможно, тут сказалось консервативное влияние религии: приём был закреплён в качестве традиционного для религиозных изображений.

 

Во времена I династии быстро росло мастерство исполнения. Некоторая неуверенность, наблюдавшаяся в изображениях на плоскости в период начала 1 династии, сменилась затем уверенностью, стройностью композиции и, где надо, подвижностью в изображении фигур.

 


при копировании материалов ссылка на библиотеку обязательна


На главную

Оглавление