Всемирная История. Том 1 Разложение первобытнообщинного строя и древнейшие рабовладельческие государства в долине Нила и в Двуречье Египет Древнего царства. Религия и культура Египта Древнего царства Изобразительное искусство
Изобразительное искусство Древнего царства служило в основном религиозным целям. Это не могло не сказаться на характере искусства.
При III и IV династиях в изваяниях стремились к точному воспроизведению подлинника: костлявые лица первых властителей Древнего царства, горбоносый, тучный царевич IV династии, лица других современников этой династии запечатлены были с поразительной правдивостью. Но уже тогда, и особенно позже, при V и VI династиях, изготовляли и более условные подобия, хотя и тут лучшие образцы умело сочетали условное благообразие с жизненной правдоподобностью. Раскраска в принятые цвета — красноватый для обожжённых солнцем мужчин и желтоватый для женщин — обычно не забывалась. Глаза, вырезанные из цветных камней или фаянса, иногда вставлялись в изваяния, и так искусно, что выглядели совсем живыми.
Изображения царей должны были выражать их божественность. Перед пирамидой Хефрена лежал большой сфинкс — естественная скала высотой в 20 м, обработанная в виде льва с головой этого царя; в преддверьи к пирамиде блестели в полумраке изображения восседающего в торжественном величии Хефрена.
Плоских изображений дошло до нас от Древнего царства очень много — преимущественно гробничных, меньше — храмовых. К началу IV династии изображения были различны по технике исполнения. В пору «великих» пирамид и увлечения величавой простотой отпадала надобность в украшении гробничных стен. При V династии художники окончательно остановились на изображениях, выполненных низким рельефом и затем расписанных. Лишь кое-где такие изображения чередовались с рельефом внутри врезанного контура. Настенные изображения в гробницах не были простыми украшениями — они служили религиозным целям. Глядя на изображённые заупокойные обряды, богатые трапезы, производство и доставку приношений и развлечения, умерший, как считали древние египтяне, действительно должен был переживать изображённое. С воцарением V династии пёстрыми резными изображениями покрылись и стены царских поминальных храмов. Некоторые изображения в них были такими же, как в гробницах вельмож, но другие, сообразно сану заказчика, прославляли его как государя и как родича и любимца богов.
Плоские изображения Древнего царства обыкновенно выполнены мастерски: чётко, складно и просто. Поразительно, с какой силой тогдашнее искусство способно было передавать людское горе. В проходе к пирамиде царя Униса (конец V династии) были изображены голодающие кочевники: измождённые женщины из последних сил поддерживают обессилевших мужчин. В столичной гробнице времени VI династии показана печаль осиротевших домочадцев — от самого бурного приступа горя до мрачно унылого настроения.
Даже в Верхнем Египте, где мастерство иногда опускалось ниже посредственного, в гробнице областного правителя начала VI династии на изображении взятия палестинской крепости переданы и тревога, и отчаяние осаждённых, и материнская нежность полонянки. Если на большинстве изображений Древнего царства телодвижения несколько угловаты, то на некоторых рельефах они замечательно гибки. В некоторых случаях, как кажется, можно установить авторов изображений.
|
при копировании материалов ссылка на библиотеку обязательна