На главную

 

Загадка туринской плащаницы

 

 

Ни одна из христианских святынь не вызывает столько споров, как

знаменитая Туринская Плащаница. Не осталась в стороне и

мировая пресса. Тем не менее до большинства из нас дошли, как ни

странно, не окончательные выводы, сделанные исследователями с

мировыми именами, а лишь отголоски  их разногласий, переданные

в разных изданиях. Не потому ли вопрос о подлинности святыни

так и остался открытым?

 

У каждого явления, даже самого необычного, всегда есть своя предыстория.

Существует она и у Плащаницы. Потому что эта реликвия - не первое нерукотворное

изображение Иисуса Христа, известное истории. Первое было прижизненным, и

верующим людям этот исторически подтвержденный факт хорошо известен. Вот каким

образом и при каких обстоятельствах появилось изображение.

С 8-го по 45 год нашей эры на юго-востоке от Палестины существовало маленькое

государство Озроэна. В момент проповедования Христа правил им царь Авгарь V

Черный - прозвали его так потому, что он страдал неизлечимой формой "черной"

проказы. Через торговцев, часто бывавших в Иерусалиме, царь узнал об Иисусе как о

необыкновенном человеке, творящем самые невероятные чудеса, и послал одного из

своих придворных найти его и пригласить ко двору: Авгарь хотел, чтобы чудотворец

жил рядом с ним.

 

Придворный, прибыв на место, обнаружил, что не так-то просто даже подойти к Иисусу

- столь огромная толпа народа окружала его круглые сутки. В тот момент, когда

посланец окончательно отчаялся пробраться к Христу, Иисус сам связался с ним через

апостола Фому, услышав одному ему ведомым образом мольбу о помощи.

Отправиться в гости к Авгарю Черному Христос, правда, отказался, но сделал

следующее. Умывшись, попросил дать ему чистый платок и приложил его к лицу.

Непостижимым образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски, и на платке

появилось изображение лика Спасителя. Так было положено начало истории самой

древней христианской иконы - "Спас Нерукотворный". Что касается царя Авгаря,

которому и был отправлен платок, он действительно исцелился от прикосновения к

нему, став в дальнейшем одним из самых преданных последователей Христа и приведя к

христианству своих подданных.

Не будем сейчас пересказывать всю историю подлинного "Спаса Нерукотворного" (в

настоящее время существуют лишь его копии).  

Скажем лишь, что вплоть до начала XIII века он был главной святыней Константинополя

и находился над центральными городскими воротами до разгрома города

крестоносцами. Со "Спасом Нерукотворным" связано множество подлинных чудес,

засвидетельствованных людьми, вершившими мировую историю, имена которых вошли

в нее и известны даже школьникам. 

 

Вот почему Туринская Плащаница - отнюдь не первая в истории христианства святыня с

загадочно проявившимся изображением Иисуса  

Христа. И в умах людей верующих ее появление несомненно было подготовлено

священной историей "Спаса Нерукотворного".

Первые упоминания о Плащанице встречаются уже в евангельских описаниях

погребения Иисуса Христа. Когда весть о его воскресении распространилась, да еще

подтвержденная свидетельствами ярых врагов Иисуса, категорически не веривших в

подобную возможность, ко Гробу Господню поспешили его ученики. Вот какой текст

встречается в одной из самых ранних христианских литургий: "Петр и Иоанн поспешили

вместе ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и

воскрес". О самом факте того, что тело Иисуса при погребении было обернуто

плащаницею, мы читаем в евангельском описании погребения.

Тело Иисуса у властей попросил некий очень богатый человек по имени Иосиф

Аримафейский. Позволение было дано, и Иосиф собственноручно снял тело Иисуса с

креста. "Он (Иосиф), купив плащаницу и сняв Его (Иисуса), обвил плащаницею и,

положив Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба"

(Мк 15, 46).

 

Что же представляет собой Плащаница? Это - большое полотно светло-желтого цвета

длиной четыре с лишним метра и шириной 1 метр 10 сантиметров, на котором

запечатлена в полный рост обнаженная фигура человека: спереди - на одной половине

полотна, со спины - на той, что была подложена под его спину. Полотно - льняное, с

небольшим содержанием хлопка, тканое зигзагом. Такая ткань называлась "дамаск",

производилась вручную, и последние образцы ее исчезают к концу I века н.э., так как

секрет производства был утерян. "Дамаск" всегда являлся одной из самых дорогих

тканей и был доступен исключительно состоятельным людям, - Иосиф Аримафейский

именно к таковым и относился. Ему Плащаница несомненно была "по карману",

причем едва ли не единственному в близком окружении Иисуса Христа.

Поскольку одной из основных "претензий" к Плащанице было обвинение в том, что она

является подделкой, созданной в XIII-XIV веках, перед нами первый из фактов,

опровергающих это мнение. Вторым можно считать результат анализа современными

средствами остатков спор и пыльцы растений. Анализ показал, что подавляющая их

часть - это палестинские формы, в том числе практически исчезнувшие к сегодняшнему

дню. И лишь очень незначительная - европейские, произраставшие в тех местах, по

которым "путешествовала" Плащаница. 

 

Что же заставило ученых выдвинуть обвинение в подделке, да еще с точным указанием

времени, когда Плащаница якобы была изготовлена?  

Таковы результаты радиоуглеродных тестов на возраст. Святыню подвергли им,

поскольку до последнего времени радиоуглеродный анализ, используемый учеными

для определения возраста того или иного объекта, считался самым точным. И лишь

совсем недавно наш российский ученый профессор А.Иванов доказал: анализ этот

точен лишь тогда, когда предмет исследования отвечает определенным условиям

(например, никогда не подвергался воздействию высоких температур), чего никак

нельзя сказать о Туринской Плащанице. За историю своего существования она

подверглась минимум трем воздействиям, нарушившим ее изотопную структуру:

кипячению в масле, когда пытались проверить на стойкость изображение на ней,

нахождению в наглухо закрытом металлическом ларце в эпицентре пожара и, наконец,

радиационному воздействию при неизвестных обстоятельствах, следы которого

обнаружены при исследовании Плащаницы.

 

Перейдем к самому изображению. Российский профессор Б.В.Сапунов, используя

свидетельства современников Иисуса Христа о его внешности - а их, полностью между

собой совпадающих, более двухсот, - составил письменный перечень характерных черт

Спасителя. Далее при помощи экспертов-криминалистов и компьютерной обработки

было получено его портретное изображение. Немногим раньше подобный эксперимент

проделали западные ученые с раннехристианскими изображениями Христа. Оба

результата полностью соответствуют изображению на Плащанице.

А вот каковы итоги тщательнейшего исследования пятен, составляющих это

изображение. Прежде всего отмечено, что в пятнах присутствуют следы таких

компонентов человеческой крови, как гемоглобин, билирубин и других. Появление

самого изображения, как сказано в заключении, вызвано "потемнением ворсинок ткани

в результате вызванной неизвестным фактором дегидратации (обезвоживания)

целлюлозы в ворсинках". Если перевести эти слова на доступный язык, они прозвучат

так: в момент появления изображения должен был произойти бурный всплеск

неизвестной современной науке энергии, изменившей частично структуру ткани на

уровне ядер атомов и оставившей на ней отпечаток - негатив тела Христа. Наши

российские физики добавляют к сказанному, что столь мощное излучение возможно

лишь в случае, если находившееся в Плащанице человеческое тело из обычного

состояния перешло в плазменное!

 

Теперь обратим внимание на заключение медиков. Не только каждый врач, но и каждая

медсестра знает, как трудно отделяется любая ткань, присохшая к ране. Если бы Христос

выбрался из Плащаницы обычным образом, развернув ее, следы носили бы совсем

иной характер, а отпечатки его ран не соответствовали бы с такой потрясающей 

точностью описанным в Библии. Чтобы они запечатлелись именно в этом виде, из

Плащаницы следовало "выйти", не разворачивая ее - то есть сквозь ткань, - что и

произошло в момент воскресения.

Еще раз вернусь к истории самой Плащаницы, поначалу, как свидетельствуют

церковные предания, хранившейся у апостола Петра. Легче всего ответить на вопрос тех

скептиков, которые интересуются, почему впервые она была обнародована так поздно.

Конечно же, обусловлено это преследованиями христиан, которые вовсе не

ограничиваются древними акциями в их адрес, а имеют продолжение и в более поздние

периоды - в частности, в период иконоборчества.

Историей Плащаницы следует считать и те факты, что неоднократно святыня

объявлялась поддельной, но всякий раз очень быстро обвинение в фальсификации

снималось за счет развития новых научных методов исследования.

Знаменательно, что все описанные ситуации приходятся на периоды общего оскудения

у людей веры в Бога, к которой  это полотно очень многих и возвращало своим

явлением. Ведь воскресение Христа - это основа основ христианства! Как писал еще

апостол Павел, "если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна. Тщетна и вера

наша" (1 Кор, 15, 14).

 

Будучи вещественным подтверждением факта воскресения, Плащаница призвана

возвращать людям веру. Особенно если речь идет об исторических периодах,

аналогичных нашему, временах, когда человек куда более склонен доверять науке и

материалистам, чем чуду, даже если исходит оно от самого Бога.

О том, что это действительно происходит, свидетельствует хотя бы такой факт.

Профессор сравнительной анатомии И.Деляже, входивший в число ученых,

исследовавших святыню, был на момент начала экспериментов убежденным атеистом.

Его задачей было выяснить не только анатомическое соответствие отпечатка

действительному строению человеческого тела, но и установить, можно ли

искусственным путем изобразить на разных сторонах полотна такие отпечатки. К концу

своего исследования профессор полностью изменил мировоззрение. Ныне это глубоко

верующий человек, настоящий апологет Плащаницы.

Еще один участник исследований - профессор из Сорбонны Овелаг, стоявший на

твердых материалистических позициях, после внимательного изучения Туринской

Плащаницы воскликнул в присутствии своего коллеги: "Друг мой, ОН действительно

воскрес!.."  

 

Ревностным католиком стал и знаменитый, дотоле совершенно не верующий, ученый

Вильсон. Наконец, наш российский профессор-историк Сапунов, можно сказать,

воинствующий атеист по воспитанию, убеждениям и по профессиональной

ориентации, по завершении своей части исследований окрестился и стал прихожанином

православного храма.

Этот список можно продолжить, но проще сказать, что все, кто имел хоть какое-то,

пусть самое касательное отношение к изучению святыни, изменили свое

материалистическое мировоззрение и образ жизни, изменились сами. Таковы

результаты последнего, пришедшегося на наше время исследования Туринской

Плащаницы, оставшиеся, к сожалению, "за кадром" для огромного большинства

людей...

 

Раиса МИХАЙЛОВА

 

 

 

 

 

 

На главную