Вся библиотека >>>

Содержание раздела >>>

 

Экономика

 

Рынок ценных бумаг Бизнес. Инвестиции. Ценные бумаги. Право


 

Рынок ценных бумаг

 

 

Глава 1. Исторические этапы развития рынка ценных бумаг.

 

         Рассматривая в историческом аспекте рынок ценных бумаг в нашей стране, следует отметить, что он существовал  в дореволюционный период  (до 1917г.), затем в период  НЭПа в конце 20-х гг., а  также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде. Все эти этапы существенно  различаются определенной спецификой, дифференциацией и глубиной рассматриваемой категории.

        Развитие капитализма в России в конце 19 века было ускорено отменой  крепостного права в 1861г., которая подтолкнула к созданию  качественно новых  товарно-денежных отношений, а также к расширению внутреннего рынка на базе капиталистических отношений. Однако и до этого периода, можно сказать, существовал рынок ценных бумаг - в виде капитализма, особенно создание акционерных обществ  на его поздней стадии развития в России, привело к широкому  выпуску акций, т.е. к расширению рынка ценных бумаг за счет  движения как акций, так и государственных облигаций. Все это заставило создать соответ-ствующие организационные механизмы функционирования рынка ценных бумаг. При этом был широко  заимствован зарубежный опыт, т.к.  в экономике дореволюционной  России иностранный капитал  занимал довольно заметное место.

        Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялась в основном через фондовые биржи и Центральный ( государственный) банк России. Оборот акций в основном происходил через три фондовые биржи - Санкт-Петербурга, Москвы  и Гесингфорса. Продажа и реализация государственных облигаций произво-дилась главным образом через Государственный банк, но при довольно активном посредничестве коммерческих банков и  других кредитных институтов. Покупателями акций были в основном российские частные предприятия, компании, кредитно-финансовые институты (банки, страховые компании), состоятельные слои населения, иностранные юридические и физические лица.  То же самое можно  сказать и о покупках государственных облигаций.

        До конца 19 века в России не было ни одной фондовой биржи. Сделки с ценными бумагами  осуществлялись на товарных биржах в соответствии с правилами биржевой торговли товарами. В России существовало 21 товарная биржа, а фондовые операции осуществлялись на семи: Петербургской, Московской, Варшавской, Киевской, Одесской, Харьковской и Рижской. Ведущей была Петербургская биржа. На ней осуществлялись сделки с  наибольшим числом бумаг, а их курсы принимались другими биржами  как определяющие.

         На  некоторых биржах проводилась самостоятельная котировка ценных бумаг лишь местных акционерных компаний. Официально на таких биржах осуществлялись лишь две основные операции с частными ценными бумагам: подписка на новые выписки этих бумаг и покупка и продажа их за наличные. С возникновением коммерческих 6анков ссудные операции под залог ценных бумаг перешли к ним. Торговля же акциями и паями на срок могла вестись лишь нелегально, либо вне официальной биржи, либо на ней, но в замаскированном виде. Сделки на срок не охранялись законом, что делало их рискованными. Биржи же лишались одной из важнейших операций, в результате чего, в частности, страдала котировка частных бумаг.

       В марте 1883 г. были утверждены первые “Правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций” на бирже. Однако имелись в виду исключительно сделки за наличные. Сделки с частными ценными бумагами были разрешены лишь законом  8 июня 1893 г. Покупка акций не за наличные деньги и поставка их на срок и по определенной цене перестали рассматриваться как противозаконные. Этим законом были приняты меры по упорядочению биржевой торговли, в частности, торговли ценными бумагами; введены некоторые ограничения в праве производить операции на бирже без посредничества маклеров, книги маклеров были подчинены ревизии Министерства финансов, а сам министр имел право увольнять маклеров с должности в случае обнаружения злоупотреблений.

        Представление частных ценных бумаг на биржу и порядок их биржевой котировки употреблялись исключительно правилами каждой биржи.

        На ведущей (Петербургской) бирже в 1888 и 1892 гг. котировались акции соответственно 24 и 32 акционерных обществ и облигации 5 компаний. Котировка частных ценных бумаг осуществлялась по инициативе правления компании, просто группы акционеров или банка. Для этого они должны были обратиться к биржевому комитету с заявлением, при котором прилагали устав общества, образец бумаги и отчет за последний год. Однако в 1890-х гг. допускались к котировке и бумаги только образовавшихся компаний. В этом случае требовалось еще подтверждение сбора всей суммы капитала. Не допускались к котировке бумаги тех акционерных компаний, капитал которых был менее 500 тыс. руб.. Ограничение суммы акционерного капитала объяснялось как мера против захвата компании путем скупки большинства ее акций на бирже в ущерб интересов прежних владельцев. Считалось, что капитал в 250-300 тыс. руб. легко может попасть в одни руки.

         Из 100 членов биржи лишь 8 представляли операции с ценными бумагами. Потому назревала необходимость выделения фондовой торговли и создания Фондового отдела. Благодаря этому ограничивался круг лиц, которые могли заниматься биржевыми операции. Члены Фондового отдела делились на членов –посетителей и действительных членов. И те и другие должны были иметь промысловые  свидетельства первого разряда и уплачивать сбор за право посещения биржевых собраний. Но  участвовать в биржевой торговле  и заключать биржевые сделки могли лишь последние. Только сделки между действительными членами ( или через их посредство), притом заключенные в самом биржевом собрании, признавались “биржевыми сделками” с рядом вытекающих отсюда важных последствий, в том числе фиксированием их в котировочном  бюллетене. При этом упорядочивалась положение  на бирже акционерных коммерческих банков  и банковских домов, и также улучшался состав маклеров. Теперь они являются действительными членами Фондового отдела. Их деятельность обеспечивалась денежными залогами. Сохранялось введением в 1893г. подчинение маклеров административной власти министерства финансов. Сделка за собственный счет им запрещались. Но они получали право выполнения приказов на продажу и покупку ценных бумаг, исходящих и не от членов биржевого общества. 10 января 1901г. были утверждены подробные “Правила для Фондового отдела Петербургской биржи”,а также “Инструкция котировальной комиссии” и “Правила о допущении бумаг к котировке в Фондовом отделе Петербургской биржи”. Правилами был установлен порядок, при котором для введения акций в котировку требовалось ходатайство правления данной компании, основывающееся на постановлении общего собрания акционеров.

         В ноябре 1907г. биржевое законодательство было дополнено новыми “Правилами для сделок по покупке” продаже иностранной валюты, фондов и акций на Петербургской бирже”, касающиеся только техники операций с акциями.

          В начале 20 века Петербургская биржа ограничивала котировку многих российских компаний. Всего в 1911г. из 1617 акционерных компаний, существовавших  в России, на Петербургской бирже котировались акции лишь 275. В 1912 г. сделки совершались с акциями 13 железных дорой, 9 петербургских, 2 московских и 3 провинциальных коммерческих банков, 10 земельных банков, 12 нефтяных предприятий, 6 цементных предприятий, 22 металлургических и механических предприятий , 3 стекольных, 5 ломбардных, 13-14  страховых и транспортных, 8 пароход и 18 прочих предприятий. Таким образом в 1912 г. в биржевой оборот входили лишь акции 173 предприятий, между тем  как в официальном бюллетене насчитывалось 295 предприятий. Определить действительную сумму биржевых оборотов представлялось невозможным, т.к. на Санкт-Петербургской бирже не регистрировались количество и сумма сделок.

          В июле 1914г. крупные российские биржи (Петербургская и ряд других) прекратили операции, что сделало невозможным нормальное  в капиталистических условиях образования цен на процентные и дивидендные бумаги. Операции с ними оказались дезорганизованными.

        Фондовые отдел Петербургской биржи был официально открыт 24 января  1917г. Однако нестабильная политическая обстановка в стране привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц. Первые дни Февральской революции были последними днями Петроградской Фондовой биржи. 24 февраля отметилось падение курсов некоторых ценных бумаг, 27 февраля было принято решение не производить биржевые сделки, а 3 марта биржа была закрыта официально и окончательно.

         Уровень развития рынка ценных бумаг в России по  своим масштабам и глубине операций значительно отставал от западных стран, прежде всего от Германии, Франции, Англии, США. Более того, на российском рынке ценных бумаг было мало выпусков облигаций предприятий и компаний. Своего апогея рынок ценных бумаг России достиг в 1914г. После революции, гражданской войны и проведенной всеобщей национализации средств производства рынок ценных бумаг как таковой прекращает свое существование.

          В период НЭПа начинается некоторое оживление  рынка за счет выпуска государственных облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора. Это объясняется тем, что экономика принимает рыночный характер, начинает функционировать относительно разветвленная кредитная система, которая, кроме государственного банка, была представлена акционерными, кооперативными, коммунальными, сельскохозяйственными региональными банками, кредитной кооперацией, обществами взаимного кредита и сберегательными банками. Кроме того, в экономике, в тот период сравнительно широко использовался иностранный капитал.

         Однако рынок ценных бумаг в период НЭПа носил весьма ограниченный характер в отличие от дореволюционного. В основном это было  связано скорее с распределительным, чем с покупательным и мобилизационным аспектами ценных бумаг, так как не было фондовых бирж или самого рынка, где бы свободно покупались и продавались ценные бумаги. В основном акции распределялись как   между различными организациями, так и между  владельцами того или иного  предприятия  и банков. Таким образом  произошло как бы сужение размеров и функций  рынка ценных бумаг. В результате этого экономика лишилась дополнительного мобилизационного инструмента в получении денежных средств.

         Период так называемой индустриализации и коллективизации привел к ликвидации коммерческого кредита, реформированию многих кредитных институтов, к широкой централизации банковских ресурсов в руках Госбанка и  отраслевых банков и к ограниченному механизму рынка ценных бумаг в виде выпуска государственных займов. Причем обращение государственных займов носило добровольно-принудительный характер и таким образом они размещались в основном среди населения. До Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы до конца 50-х гг. это были выигрышные займы с последующим периодическим погашением облигаций. Главная цель их состояла в дополнительной    мобилизации денежных средств населения в народное хозяйство СССР для восстановления его после войны и в последующем для реализации различных крупных инвестиционных промышленно-технических проектов.

         Однако в конце 50-х гг. стало очевидным, что государству весьма сложно одновременно выпускать займы и оплачивать их населению. Поэтому был  прекращен выпуск таких займов, а выплаты по ним заморожены на довольно длительный период. Единственным  видом ценных бумаг остался так называемый Государственный 3%-ый выигрышный заем, который продавался и покупался свободно населением через систему сберегательных касс. Таким образом произошло еще большее сужение рынка. Правда, по замороженным займам в течении 70-80-х гг. эпизодически происходило погашение так    называемых займов военных лет, займов восстановления и развития народного хозяйства. Однако задолженность государства населению по ним продолжает сохраняться и в настоящее время.

         Таким образом, ликвидация подлинного рынка ценных бумаг в советский период была обусловлена в основном развитием  командно-административной системы управления, заменившей рыночные отношения. Это нанесло определенный ущерб экономике, лишив ее дополнительного канала денежных  ресурсов только на госзаймы был довольно ограниченным инструментом и реализовался исключительно под воздействием командно-административной  системы без должной эффективности и гибкости. Это обусловило объективное отставание нашей экономики во многих областях и прежде всего в научно-технической области по сравнению со странами Запада.

    

 «Бизнес, финансы, рынок, право»             Следующая страница >>>