Экономика |
|
Бизнес, инвестиции, право |
|
Формирование современной системы ипотечных банков в России
|
5. Развитие ипотечных банков в России (период с 50 – х гг. XIII в. до наших дней).
История банковского дела в России неразрывно связана с развитием ипотечного кредитования населения. Первые банки, выдававшие долгосрочные кредиты под залог недвижимости, появились в России в 50 – х гг. XIII в. Это были государственные дворянские банки, которые функционировали следующим образом. Помещик, нуждавшийся в деньга, обращался в банк с просьбой предоставить ему кредит под залог имения. Стоимость недвижимости вместе с крепостными душами оценивалась специальными комиссиями, и банк выдавал ссуды на 15, 28 или 33 года. Чаще всего кредит составлял 60 – 70% стоимости имущества. Первый такой банк был учрежден в 1754 году с отделениями в Петербурге и Москве (капитал 750 тыс. руб.). Банк выдавал ссуды в размере от 500 до 1000 руб. сроком до трех лет (с1761г. – 8 лет) из 6% годовых под залог помещичьих имений и каменных строений. К началу 60 – х гг. XIII в. средства банка оказались замороженными, так как помещики не погашали в срок ссуды и отказывались от уплаты процентов. С 1762 по 1768 гг. в дополнение к первоначальному капиталу банк получил от правительства ассигнования в сумме около 6 млн. руб. В 1768 году Банк для дворянства был реорганизован в Государственный заемный банк, который принимал вклады и выдавал долгосрочные ссуды под залог помещичьих земель и горнозаводских имений, фабричных строений и каменных домов в Петербурге. В 1802 году к нему был присоединен Вспомогательный для дворянства банк (создан в 1797 г.). Часть средств банка направлялась на финансирование правительства. Роль дворянских банков играли также сохранные казны, созданные в 1772 году при опекунских советах в Петербурге и Москве, и Приказы общественного призрения. В 1859 году система казенных кредитных учреждений, а вместе с ней и дореформенные государственные дворянские банки были ликвидированы. После реформы 1861 года были созданы новые дворянские банки, выдававшие долгосрочные кредиты под залог помещичьих имений исходя из цены земельного участка. К таким банкам относился Государственный Дворянский земельный банк (основан в 1885 году), который выдавал дворянам ипотечные ссуды, на льготных условиях в размере 60% стоимости их имений сроком до 66 лет из низкого процента (5.75%, а с 1897г. – 3.5%) и предоставлял отсрочки платежей без взимания процентво. Кроме государственных в Росии действовали и местные дворянские банки. Система дворянских банков просуществовала до середины XIX в., когда Александр II запретил выдачу государственных кредитов и ликвидировал разорившиеся дворянские банки. Однако ипотечный кредит в России продолжал развиваться. Вскоре появились новые кредитные учреждения – городские кредитные общества и земельные банки. Они выдавали кредиты под залог недвижимости не деньгами, а ценными бумагами, обеспеченными закладываемой недвижимостью. Собственники недвижимости объединялись в товарищества, внося в виде пая собственные доходные дома. Затем выпускались ценные бумаги общества, подтвержденные имеющейся недвижимостью. По ним гарантировался фиксированный доход (около 5%). Кредитные товарищества добились права конвертировать свои ценные бумаги в государственные обязательства (облигации). В начале XX в. Россия имела широкую сеть ипотечных банков. Сформировался прогрессивный вторичный рынок ценных бумаг, обеспеченных закладными на недвижимое имущество. Многое из опыта российских ипотечных банков позднее было использовано в других странах. Развитие системы ипотечного кредитования под залог недвижимого имущества, и, прежде всего земли, приостановлено в октябре 1917г. Советская власть, ликвидировав частную собственность, в том числе и на землю, практически устранила основу для ипотечного кредитования. В настоящее время, спустя 70 с лишним лет, с развитием частных форм собственности началось возрождение ипотеки. В Москве и других крупных городах России (Санкт - Петербурге, Новосибирске) созданы первые ипотечные банки. Процесс их становления сложен и противоречив. Это связано с той экономической ситуацией, которая сложилась в стране, - дефицит кредитных ресурсов долгосрочного характера, высокие темпы инфляции и процентные ставки, делающие долгосрочные кредиты практически недоступными для подавляющей части населения. Отсутствие законодательства по ипотеке, несовершенство системы регистрации закладных и изъятия недвижимости у недобросовестных плательщиков также сдерживают развитие операций по предоставлению и по развитию ипотечных кредитов в России. Российские ипотечные банки, тщательно изучая дореволюционный опыт, практику других государств, стараются разработать банковские продукты, способные реально действовать в сложной экономической обстановке. Однако очень немногие вновь созданные ипотечные банки, в большинстве своем представляющие собой обычные универсальные коммерческие банки, могут констатировать действительной проведение операций по ипотечному кредитованию граждан. Следующим шагом развития ипотеки на российском рынке стало создание в 1993 году Ассоциации ипотечных банков, учредителями которой выступили 16 фирм, 9 из них – ипотечные банки. Цель Ассоциации – лоббирование, поддержка законов об ипотеке, преференции банков, которые занимаются ипотечным кредитованием. Ипотечные банки являются важной структурой в области решения жилищной проблемы. Дальней шее развитие ипотечного бизнеса в нашей стране во многом зависит от отношения Центробанка и Правительства России к данной проблеме. Поэтому задача Ассоциации – помочь на государственном уровне сформировать “поле”, на котором могли бы работать ипотечные банки, развивая ипотечное долгосрочное кредитование. Возрождение ипотеки в России вызвало ряд новых проблем, в частности, одну из основополагающих в ипотеке – оценку недвижимости. Постепенно ипотечный кредит завоевывает российский рынок и становится одним из видов банковской деятельности. Теоретическая возможность ипотечного кредитования в России стала обсуждаться сразу после принятия закона СССР “О собственности”. Вступивший в силу весной 1992 года закон “О залоге” сделал подобное кредитование чуть более реальным. 28 февраля 1996 года вышел Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования”. 9 июля 1998 года Советом Федерации одобрен Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)”. По оценкам специалистов, объем ипотечных кредитов, выданных всеми банками России, не превышает 100 млн. долл., что составляет доли процента от общей стоимости недвижимости России. В настоящее время ипотечное кредитование, например жилья в России, осуществляют несколько ипотечных и коммерческих банков, а также некоторые муниципальные органы. В 1994 году целый ряд банков приступил к практическому кредитованию приобретения жилья населением. Только в Москве несколько десятков банков предлагают услуги по кредитованию покупки жилья. Фонд имущества города Москвы совместно с Центром ипотечного бизнеса (г. Москва) разработал и осуществляет ряд схем ипотечного кредитования, выкупа недвижимого имущетсва приватизированными предприятиями. В частности, сюда включаются разработка и реализация инвестиционных проектов, представляющих собой программы реконструкции города. Инвестиционные проекты направлены в основном на рациональное использование недвижимого имущества. Это позволит многим предприятиям столицы повысить свою эффективность и не только вернуть кредит, но и в итоге выкупить недвижимость у государства. В целях реализации схем ипотечного кредитования в столице решением Правительства города Москвы N 356 создается залоговый фонд недвижимости. Располагая частью данного фонда, Фонд имущества города Москвы выступает гарантом (поручителем) и в других схемах ипотечного кредитования выкупа предприятиями арендованного имущества, а также при вторичных сделках с этим имуществом. В развитии ипотечного кредита в России, т.е. чтобы физические лица могли приобрести в кредит дома и квартиры, а предприятия – произвести обновление основных фондов, большое значение имеют источники кредитных ресурсов ипотечных банков и других кредитно – финансовых учреждений. Такими источниками, по существу, могут быть сбережения населения, свободные денежные средства юридических лиц, а также вторичный рынок ценных бумаг. В настоящее время в России создано Федеральное агентство по ипотечному кредитованию (по образцу Федеральной национальной ассоциации по ипотечному кредитованию США), которая занимается организацией вторичного рынка закладных в России, а также выкупом у банков ипотечных кредитов, соответствующих установленным стандартам, выпускает ценные бумаги, обеспеченные этими кредитами и имеющие соответствущие правительственные гарантии. Формирование рынка ипотек и механизма ипотечного кредитования, связанного с землей, недвижимостью, жильем, потребует достаточно длительного периода в несколько лет. Таким образом, перед банками России стоит задача создания вторичного рынка ипотек путем образования региональных рынков и постепенной их интеграции. Наиболее подготовленными регионами к развитию всего механизма ипотечного кредита в России являются Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород и Иркутск. Сегодня абсолютно ликвидными на рынке недвижимости являются только квартиры. Время продажи квартиры составляет четыре – шесть недель. Практически не пользуются спросом промышленные здания и сооружения. Это объясняется нежеланием предпринимателей рисковать своим капиталом и общей неудовлетворительной ситуацией с инвестициями в производстве. Для многих банков возникает острая проблема невозврата кредита, когда в качестве залога они проняли промышленное предприятие. Если кредит не возвращен в срок, то банк сталкивается с целым рядом трудностей при отчуждении предмета залога. Сегодня идет активный поиск обходных путей в сфере ипотеки. Многие ипотечные банки применяют такую форму обеспечения возвратности кредита, как продажа по минимальной цене кредитодателю дома с земельным участком, офиса, квартиры или иной недвижимости. При своевременном возврате ссуды по условиям договора кредитор обязуется продать обратно указанное имущество. Заемщик в этом случае практически лишен права на судебную защиту, так как обязательства кредитора не имеют правового характера. Снизить степень риска можно путем заключения договора купли – продажи под отлагательным (факт неуплаты) или отменительным (факт уплаты продавцом выданной ему денежной ссуды в установленный срок) условиями. То есть в договор купли – продажи должно включаться условие о том, что он вступает в силу и банк приобретает право собственности на продаваемое имущество лишь при невозврате в указанный срок заемщиком продавцом долга. Перечислим следующие проблемы становления института ипотеки в России: Главным условием создания возможностей для использования ипотечного кредита является законодательное обеспечение частной собственности на землю с введением регистрационного порядка ее оборота. Для того чтобы оборот земли не наносил ущерба интересам государства, необходимо сохранение категории земель с различным статусом собственности с установлением законодательно – разрешительного порядка изменения категорий. Следует создать правовой институт, регламентирующий права собственности на землю, недвижимое имущество и процедуру залога недвижимости. Он должен включать в себя целую систему норм как материальных, так и процессуальных. Необходимо создание нового аппарата регистрации оборота недвижимости или поручение этой регистрации одной из административных структур, действующей в России, например проектно – инвентаризационному бюро. Для выдачи ипотечных кредитов необходимо законодательство о поземельных книгах. В ипотечном кредитовании важную роль играет надежная и достоверная документация по земельным участкам, их точный обмер. В целях повышения эффективности ипотеки и сделок с недвижимостью Президент РФ издал 28 февраля 1996 г. Указ “О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования”. Согласно данному указу при предоставлении кредита на сооружение жилого дома в договоре об ипотеке может быть предусмотрено обеспечение обязательства квартирами, незавершенным строительством вместе с заготовленными для него материалами и оборудованием, принадлежащем залогодателю. Здания, в т.ч. жилые дома и иные строения, и сооружения, непосредственно связанные с землей, могут быть предметом ипотеки только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это предприятие, здание или сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект, либо залогом принадлежащего законодателю права аренды этого участка или его соответствующей части. Другими словами, если земля под недвижимостью арендуется, то владелец недвижимости по данному Указу не имеет права на получение ипотечного кредита. Поэтому Президентом РФ были приняты 14 февраля 1996 г. Указ N 198 “О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности” и 7 марта 1996 г. Указ N 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю”. Указ Президента РФ N 337 еще раз подтвердил, что владелец имеет право на земельную долю: 1. Сдать в аренду; 2. Внести в качестве уставной доли в любую сельскохозяйственную организацию; 3. Продать организации. Владелец земельной доли не имеет права изменить ее целевое назначение; земля должна использоваться для сельскохозяйственного производства. Земля может передаваться в аренду на срок не менее 3 – х лет. Все земельные наделы, фактически принадлежащие гражданам РФ до 1991 г., предаются в частную собственность их владельцам бесплатно. Указ Президента РФ от 23 февраля 1996 г. N 293 “О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования”, не решает проблему кредитора распоряжаться кредитным договором, т.е. он не способствует созданию вторичного рынка ипотечного кредитования, поэтому необходим закон об ипотеке. Предметом ипотеки не может быть часть недвижимого имущества, раздел которого в натуре не возможен без изменения его назначения (неделимая вещь), кроме квартир в многоквартирных жилых домах. Не допускается ипотека участков недр, особо охраняемых природных территорий, а также иного имущества, изъятого из оборота. Оценочная стоимость предмета ипотеки определяется по соглашения между залогодателем и залогодержателем. Она указывается в договоре об ипотеке в денежном выражении. При этом оценочная стоимость земельного участка не может быть ниже его нормативной цены. К договору об ипотеке земельного участка должна быть приложена копия чертежа границ этого участка, выданная соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения недвижимости в пределах района или города. Согласно данному Указу Президента РФ в настоящее время создается федеральная комиссия по недвижимому имуществу и оценке недвижимости. |