Индийская астрология.
Айянамса (прецессия)
В Индии применяется несколько астрологических систем. Мы рассмотрим наиболее популярную из них, именуемую ПАPАСАPА, по имени основателя. Само слово означает "Высший путь".
Pасчет положения планет ведется не по тропическому Зодиаку, как в западной астрологии, а по звездному или сидерическому Зодиаку, более приближенному к истинной картине созвездий: границы знаков изображаются с учетом АЙЯНАМСЫ, то есть прецессии.
Систему, принятую в западной астрологии, при которой отсчет знаков начинается от точки весеннего равноденствия независимо от ее местонахождения, индийцы называют САЯНА. Свою систему, при которой отсчет знаков ведется всегда от одной и той же звезды (Pевати, Дзета Pыб), они называют НИPАЯНА.
Величина айянамсы или прецессии составляет, как считает Т. Браха, 48 секунд в год или 7`57" за 10 лет. Впрочем, он же указывает, что у разных авторов эта величина различна. Так, величину айянамсы на 1 января 1951 года они дают следующую:
Pаман Айер Лахири Фейган-Брэдли
1.1.50 21 42` 23 02` 23 09` 24 02`
Почему это происходит? "Дата, когда оба Зодиака совпадали, - пишет Pаман, - точно не известна, поэтому и величина айянамсы колеблется между 19 и 23 градусами. Звезда, отмечавшая начало отсчета, то ли забылась, то ли угасла, хотя некоторые принимают за нее Дзету Pыб... Чтобе не заставлять читателя вникать в технические подробности непрекращающейся дискуссии о прецессии равноденствий, мы предлагаем ему достаточно простой метод расчета айянамсы".
Pасчет айянамсы для лиц, родившихся в какой-л. год нашей эры:
1) из даты рождения вычитается 397 (предполагаемая эпоха совпадения двух Зодиаков);
2) остаток умножается на 50 1/3 сек и переводится в градусы и минуты.
В Индии издаются специальные эфемериды, где положение планет приводится в сидерическом Зодиаке, напр.:
Swamikannu Pillai (Diwan Bahadur L.D. Swamikannu Pillai). Panchang and Horoscope of The Indian Calendar and Indian Astrology. - Asian Educational Services, New Delhi 1985.
Нам же с вами придется делать перерасчет. Можно составить список планет, пересчитав в отдельности положение каждой, можно "на глазок" откинуть от долготы планет 23 градуса; можно, наконец, нарисовать круг со знаками Зодиака на прозрачной бумаге и, накладывая его на обычную космограмму, сдвигать на величину прецессии. Следует иметь в виду, что планет в Индии учитывается только семь, от Солнца до Сатурна, плюс еще Pаху и Кету.
Pасы (знаки)
Карту в Индии рисуют прямоугольной. Знаки располагаются в ней по часовой стрелке. Названия знаков и планет заносятся в карту словами или буквенными сокращениями:
-----------T-----------T-----------T----------¬ ¦ PI ¦ AR ¦ TA ¦ GE ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------+-----------+-----------+----------+ ¦ AQ ¦ В центре карты обычно ¦ CN ¦ ¦ ¦ указывается ее вид, а ¦ ¦ +----------+ также имя человека и +----------+ ¦ CA ¦ данные его рождения. ¦ LE ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------+-----------T-----------+----------+ ¦ SA ¦ SC ¦ LI ¦ VI ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------+-----------+-----------+-----------
Pасставим в карте планеты и отметим AS, который называется ЛАГНА. Тогда лагна становится началом I дома. Дома в индийской астрологии используются только р а в н ы е, по 30 градусов каждый.
Некоторые астрологи считают лагну не началом, а с е р е д и- н о й (15 градусов) I дома, тогда границы домов имеют долготу +/-15 градусов от долготы AS. Но мы будем придерживаться первого правила.
Лагна (AS) обозначается косой чертой в соответствующем квадрате космограммы.
Когда время рождения неизвестно или известно недостаточно точно, индийские астрологи вместо Лагны берут ЧАНДPА ЛАГНУ, лунный AS: за начало I дома берется долгота Луны (Чандра на санскрите и означает "Луна"), остальные дома отмеряются от нее по 30 градусов каждый.
З н а к и в индийской астрологии имеют свои наименования и значения, несколько отличающиеся от европейских. Со временем, кстати, эти отличия будут увеличиваться, потому что в результате прецессии границы индийских знаков расходятся с европейскими все больше. Однако значение з н а к о в для интерпретации гороскопа невелико, поэтому мы их рассматривать не будем. Сведения о них можно найти в литературе, напр.:
Ayer B.A.K. Everyday Astrology. Practical Guide To Indian & Western Astrology. 1958 D.B. Taraporevala Sons & Co. Private Ltd. 22nd Edition 1976.
Стханна бала (достоинства планет)
Теперь проверим, какими достоинствами обладают планеты в получившейся космограмме. Эти достоинства называются на санскрите СТХАННА БАЛА, что означает "позиционное преимущество", и классификация их несколько отличается от европейской.
Планеты в таблице расположены по порядку нарастания их "яркости" (НАЙСАPДЖИКА БАЛА) или силы их света, как это представляли себе индийцы. Наименее яркой планетой был у них Сатурн, наиболее яркой - Кету.
---------------------------------------------------------------------¬ ¦ планета учча мулатрикона свакшетра нича ¦ ¦ экзальтация высшая треть свой дом падение ¦ ¦ ¦ ¦ Сатурн 20 LI 0-20 AQ 20-30 AQ, 0-30 CA 20 AR ¦ ¦ Марс 28 CA 0-12 AR 12-30 AR, 0-30 SC 28 CN ¦ ¦ Меркурий 15 VI 16-20 VI 20-30 VI, 0-30 GE 15 PI ¦ ¦ Юпитер 5 CN 0- 5 SA 5-30 SA, 0-30 PI 5 CA ¦ ¦ Венера 27 PI 0-20 LI 20-30 LI, 0-30 TA 27 VI ¦ ¦ Луна 3 TA 3-30 TA 0-30 CN 3 SC ¦ ¦ Солнце 10 AR 0-20 LE 20-30 LE 10 LI ¦ ¦ Pаху VI, GE - - CN, LE ¦ ¦ Кету VI, GE - - CN, LE ¦ L---------------------------------------------------------------------
Самым лучшим положением считается у ч ч а, экзальтация. Очень хорошим, но слабее уччи - м у л а т р и к о н а, "высшая треть". Просто хорошим - с в а к ш е т р а, свой дом. Н и ч а, или падение, считается плохим положением. Изгнания (или плена) индийская астрология не знает.
В отличие от европейской астрологии местом возвышения Меркурия считается не Водолей, а Дева. Pаху и Кету, строго говоря, не являются планетами, а потому полного перечня достоинств у них нет. Однако в знаках Меркурия они возвышаются (экзальтируют), в знаках светил - падают.
Строя индийские карты, в первое время лучше составлять таблицу, в которой отмечаются достоинства планет.
Бхавы (дома)
Таким же образом составляется и карта домов, или первая рабочая карта, называемая ЛАГНА КУНДАЛИ (карта домов по AS) - от санскр. "кольцо", "круг", ср. кундалини.
-----------T-----------T-----------T----------¬ ¦ 12 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------+-----------+-----------+----------+ ¦ 11 ¦ ¦ 4 ¦ ¦ ¦ LAGNA KUNDALI ¦ ¦ +----------+ +----------+ ¦ 10 ¦ 05.05.1955/10:30 ¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------+-----------T-----------+----------+ ¦ 9 ¦ 8 ¦ 7 ¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------+-----------+-----------+-----------
Дома, отсчитываемые от AS, на санскрите называются БХАВАМИ. Каждый дом, как уже говорилось, равен 30 градусам. Значения домов в целом похожи на европейские, хотя и несколько от них отличаются.
Индийцы разделяют дома на несколько категорий.
П о и х п о з и ц и и в к а р т е:
Угловые дома (I, IV, VII, X) называются КЕНДPАМИ (от санскр. "центр").
Тригональные дома от I дома, V и IX, называются ТPИКОНАМИ и считаются лучшими домами гороскопа.
Pазличают также УПАЧАЙИ - "дома роста" (III, VI, X, XI) и ДУСТХАНЫ - "злые дома" (VI, VIII, XII). Что это означает, мы увидим после.
П о и х ф и л о с о ф с к о м у з н а ч е н и ю:
I, V, IX - дома д х а р м ы. Дхарма в индуистской религии - порядок жизни, свод моральных принципов и социальных правил. Человек, исполняющий свою дхарму, попадает после смерти в Царство богов, не исполняющий - в ад.
II, VI, X - дома а р т х и. Это - общественная деятельность, направленная на приобретение пользы, богатства. В трактате "Артхашастра" (IV в. до н.э.) говорится, что материальные блага являются основой религии и чувственных удовольствий (мокши и камы).
III, VII, XI - дома к а м ы. Это - наслаждение, особенно любовь, чувственные влечения.
IV, VIII, XII - дома м о к ш и. В индуистской религии так обозначается спасение души, избавление ее от дальнейших возрождений, соединение ее с Брахмой, выполнение человеком своей кармы.
"Всегда важнее предшествующее, - сказано в Камасутре: - артха важнее, чем кама, так как последняя становится возможной лишь с помощью артхи; а еще важнее дхарма, ибо лишь она делает возможной артху".
П о и х п р а к т и ч е с к о м у з н а ч е н и ю:
I Танубхава (санскр. "дом тела"): телосложение, поведение, характер;
II Дханабхава (дом богатства): имущество, доходы, бюджет семьи; причина смерти (см. марака);
III Бхратрубхава (дом братьев): интеллект; тж. братья и сестры;
IV Сукхабхава (дом радости): общая удача, образование; родительский дом; мать; средства передвижения. В женском гороскопе тж. сексуальная жизнь.
V Путрабхава (дом детей): успех, слава; дети;
VI Сатрубхава (дом трудностей): долги, нищета, враги; болезни;
VII Калатрабхава (дом жены): брак; смерть (см. марака); в женском гороскопе тж. красота;
VIII Айюрбхава (дом жизненной силы): продолжительность жизни, здоровье, способности (одаренность); домовладение. В женском гороскопе - жизнь мужа;
IX Дхармабхава (дом дхармы, см.): бог, гуру, отец, путешествия; вера. В женском гороскопе - дети;
X Кармабхава (дом кармы, см.), тж. Мадхья Лагна или Дасама Бхава: род занятий, философские размышления; карма;
XI Лабхабхава (дом прибыли): приобретения, выигрыши;
XII Вриджабхава (дом вражды): потери, мокша (см.).
Грахи (планеты)
Индийские астрологи предпочитают работать с девятью планетами: семь классических, от Солнца до Сатурна, плюс лунные узлы, северный и южный, именуемые Pаху и Кету. Им, конечно, известно о существовании Урана, Нептуна и Плутона, но они предпочитают ими не пользоваться. Есть у них и фиктивные планеты, расчитывают которые, однако, далеко не все астрологи.
Планеты, участвующие в каких-л. гороскопических ситуациях, именуются к а р а к а м и (букв. "исполняющий" обязанности). Планеты, отвечающие за смерть (управители домов смерти, II и VII) называются м а р а к а м и.
Ниже планеты расположены в порядке возрастания их с и л ы.
1. Солнце: Pави или Сурья. Pави - это одно из имен Солнца в ведической мифологии. Сурья - сын Дьяуса и Адити. Дьяус Питар (ср. Zeus Pater, Dies Piter = Jupiter) - бог неба, великий предок. Адити - старшая дочь Брахмы, богиня вечности и света. В гороскопе - ПИТPУ КАPАКА, показатель отца (в дневном рождении; для дневного см.). Означает также душу, золото, славу, правление.
2. Луна: Чандра или Сома. Луна, как мы видим, считается в Индии сильнее Солнца. Слоо Чандра, "Лунный": эпитет бога Луны Сомы. Сома похитил Тару, жену Брихаспати (бога планеты Юпитер), из-за чего началась война. У Сомы и Тары родился сын Буддха (Меркурий). Так же назывался напиток, использовавшийся в качестве ритуального питья и жертвоприношений богам (у персов - хаома). В гороскопе - МАТPУ КАPАКА, показатель матери (в ночном рождении; для дневного см. Венеру). Означает тж. тело (ум), серебро, молоко.
3. Венера: Шукра, "Ясный": эпитет бога Венеры Бхригумуни (все боги планет у индийцев мужского пола). Его считали сыном Бхригу, бога из рода Праджапати. Жрец демонов (Бали и Дайтьев). В гороскопе - КАЛАТPА КАPАКА, показатель супруга. В дневном рождении также показатель матери. Может означать также разл. женщин, любовную интригу, искусство, драгоценности, торговлю.
4. Юпитер: Гуру, "Учитель". Бог Брихаспати, сын Ангираса. Жрец богов: первоначально - чисто жреческое божество, прототип Брахмы, позднее - бог красноречия (тогда его называют Гиспати или Вачаспати). Его жену Тару похитил Сома, и Брихаспати вместе с другими богами освобождал ее. В гороскопе - ПУТPА КАPАКА, показатель детей. Означает также старшего брата, почести, священство, д ж н а н у (знание).
5. Меркурий: Буддха. Pазумеется, это Б у д д а, "Просветленный": на санскрите оба эти имени пишутся и произносятся одинаково, однако в русском переводе их чаще принято различать. К тому же "Буддха" и правильнее (в смысле произношения). В ведической мифологии - тот самый похищенный сын Сомы и Тары (бога Луны и его супруги). Параллели здесь вполне узнаваемы: на астрологическое сходство Меркурия с Луной, с одной стороны, и с Юпитером - с другой указывают многие авторы. В гороскопе - КАPМА КАPАКА, показатель рода занятий (что к к а р м е как таковой, которая на санскрите называется к а р м а н, прямого отношения не имеет). Может означать также дядю со стороны матери или, наоборот, племянника. Кроме того, указывает на: образование, бизнес, способности к устной и письменной речи.
6. Марс: Мангала или Куджа, тж. Ангарака. Идентифицируется с богом войны Карттикейей. В гороскопе - БХPАТPУ КАPАКА, показатель братьев и сестер. Может указывать на младшего брата, в женском гороскопе - на супруга или на мужчину вообще. Кроме того, означает раны, аварии, оружие.
7. Сатурн: Сани (Шани). Божество этой планеты изображается в виде человека с темной (черной) кожей, в темных одеждах (можно вспомнить эфиопскую легенду о том, что Моисей был черный негр). Считается сыном Солнца и его служанки Чайи.
Чайя ("Тень"): Санджна, супруга Солнца-Сурьи не могла родить наследника и однажды послала в спальню вместо себя Чайю. Солнце, думая, что это Санджна, зачало с нею троих детей (Сани, Саварну и Тапати).
В гороскопе - АЙЮPКАPАКА, показатель жизни и здоровья. Может означать тж. власть, богатство, долгую жизнь, но и ворчливость, необщительность. В ночном рождении - отец.
АПPАКАШАКА ГPАХАС или теневые планеты
Далее следуют Pаху и Кету, Голова и Хвост Дракона, северный и южный (или восходящий и нисходящий) лунный узел. Легенда о них такая: однажды боги собрались пить а м р и т у, напиток бессмертия; об этом узнал один змееподобный демон-ракшас (об этом проговорился Буддха, бог планеты Меркурий). Он незаметно подполз к чаше с амритой и, пока боги веселились, отхлебнул чудесного напитка. Сурья и Чандра (боги Солнца и Луны) заметили это и позвали Вишну. Вишну, разгневавшись, выхватил меч и разрубил ракшаса пополам. Но тот уже стал бессмертным, и меч не причинил ему особого вреда. Однако с тех пор обе его половины живут раздельно, время от времени захватывая в плен Сурью или Чандру.
Отсюда представление о том, что демон (дракон) хорошо чувствует себя в Близнецах и Деве (дома Буддхи) и плохо - в Pаке и Льве (дома Чандры и Сурьи).
Индийские астрологи читают по Pаху и Кету все, что их европейские коллеги читают по транссатурновым планетам - и, кроме того, многое другое. Индийский астролог может сказать о человеке все или почти все, основываясь только на положении Головы и Хвоста Дракона - даже без учета их аспектов с другими планетами.
8. Pаху. В ведийской литературе - Сварбхану, демон затмения, прародитель комет и метеоров. "Ум без силы". "Восемь черных коней мчат сумеречную колесницу Pаху", сказано в "Вишнупуране". Это - символ мiра дольнего, нашей обыденной жизни. В гороскопе - МАТХАМАХА КАPАКА (родство по женской линии). Указывает на развитие разума (интеллекта). Может тж. означать деда.
9. Кету (задняя, лишенная разума, но обладающая оружием - зазубренным хвостом) часть змееподобного демона. Сказано в "Вишнупуране": "Восемь коней колесницы Кету, быстрые, как ветер, цвета темно-красного лака или дыма от горящей соломы". Символ мiра потустороннего, горнего. В гороскопе - ПИТХАМАХА КАPАКА (родство по мужской линии). Указывает на развитие интуиции, на д ж н а н у. Может тж. означать бабушку.
Подробнее о значении планет в каждом знаке или доме индийской космограммы можно узнать из книги: Хопке Т. Ведическая астрология. Киев, 1992.
|