Вся библиотека

Оглавление

 


«ДИВО» русская книга рекордов и достижений


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Мир искусства:  Театр

 

 

ТЕАТР

 

САМЫЙ ДЛИННЫЙ СПЕКТАКЛЬ

17 октября 1672 года в «комедийной хоромине» в селе Преображенском под Москвой был дан первый в истории России спектакль. В придворном театре царя Алексея Михайловича была разыграна комедия... на библейский сюжет — «Есфирь, или Артаксерксово действо». Первый спектакль оказался и самым длинным за всю трехвековую историю российского театра — Алексей Михайлович смотрел его целых 10 часов кряду, не вставая с места.

 

ПЕРВЫЙ БАЛЕТ

Первый балет на русской сцене поставлен в Москве в 1675 году в придворном театре царя Алексея Михайловича на сюжет мифа об Орфее.

 

САМЫЙ ДОРОГОЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Как ни парадоксально, самый дорогой театральный костюм носила одна из самых бесправных актрис — крепостная (до 1798 года) певица театра графа Н. П. Шереметева — Прасковья Ивановна Ковалева (П68 —1803), сценический псевдоним — Жемчугова. Необычайно одаренная от природы красотой и талантом,- Жемчугова была примой графского театра. Страстно влюбленный в свою актрису хозяин украсил ее костюм (в котором она играла роль Элианы в опере французского композитора Гретри «Браки самнитян») фамильными бриллиантами на 100 тысяч рублей.

 

ТЕАТР ЧУДЕС

В XVII веке уникальным явлением в искусстве был Театр чудес в России, деятели которого стремились поразить зрителей, удивить чудесами, фантастическими превращениями, полетами, метаморфозами. В создании таких зрелищ участвовали русские, немецкие, французские, итальянские, датские, английские актеры-кукольники, работавшие в России той эпохи. Вот как, по свидетельствам очевидцев, праздновали в Санкт-Петербурге Полтавскую викторию. Над городом, шипя и разбрасывая искры, парил гигантский огненный орел. Под гром музыки и гул толпы он камнем упал вниз, зацепил когтями горящего в фейерверке льва и взмыл в черное небо. Лев взревел и рассыпался фонтаном огня.

Театр чудес просуществовал до XIX века. Грандиозные спектакли-феерии с городских площадей перекочевали потом в театральные залы. Однако массовые постановки на улицах устраивались и в нашем веке.

 

СТАРЕЙШИЙ ТЕАТР

Старейший из ныне существующих в России театров — Ярославский академический драматический театр имени Ф. Г. Волкова. Своим рождением театр на берегу Волги обязан актеру и режиссеру Федору Григорьевичу Волкову, которому в ту пору было всего 21 год. 29 июня 1750 года у большого каменного амбара, где прежде купец Полушкин хранил свой кожевенный товар, пасынок Полушкина Федор Волков с товарищами дал свое первое представление. В репертуаре театра Федора Волкова были пьесы Дмитрия Ростовского, трагедии Ломоносова и Сумарокова, а также сатирические постановки самого Волкова — «Шемякин суд», «Увеселение московских зрителей о масленице», «Всяк Еремей про себя разумей». Первыми гастролями театра стала поездка в Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны.

 

ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АКТЕР

Федор Григорьевич Волков (1729 — 1763) с полным основанием может считаться первым театральным профессионалом. Он не только основал профессиональный публичный театр (Ярославский академический драмтеатр), но и был его актером, архитектором, декоратором, капельмейстером, автором и переводчиком пьес и, наконец, директором.

 

САМЫЕ ДОРОГИЕ ПОСТАНОВКИ

Крепостные театры графа Шереметева и князя Юсупова в Москве славились невиданной пышностью постановок. Прекрасные декорации кисти знаменитых мастеров, костюмы, усыпанные драгоценными камнями, — все это должно было свидетельствовать о богатстве сановных владельцев «храмов искусств».

С небывалым размахом ставились постановки и в придворных театрах. Особо любимый государями Мариинский императорский театр получал огромные дотации министерства двора. Именно на его сцене 9 февраля 1903 года состоялась премьера балета-феерии «Волшебное зеркало», поставленного по мотивам сказок Пушкина и братьев Гримм. По словам очевидцев, постановка была беспримерно дорогой даже по тем временам. Новоиспеченный директор императорских театров господин Теляковский приложил все свои усилия, чтобы государю Николаю II запомнился этот спектакль. И он действительно запомнился, благодаря... грандиозному провалу. 84-летний Мариус Петипа назвал этот балет — свою последнюю работу — фатальным. Во время премьеры по ходу действия на сцену было вынесено огромное зеркало, изготовление которого потребовало значительных денежных затрат и в котором, по замыслу постановщиков, должна была переливаться ртуть. И только появившись, зеркало треснуло пополам, ртуть разлилась по сцене, «вызвав смех зрительного зала и смутив танцующих артистов». Судьба постановки была предрешена: спектакль был снят после второго представления.

 

САМЫЕ ГРАНДИОЗНЫЕ ПОСТАНОВКИ

Из бурной российской истории до нас дошел еще один своеобразный рекорд, который можно определить как самое массовое театрализованное действие. В 1763 году в Москве состоялись празднества по случаю коронации Екатерины II. В честь императрицы на масленицу был устроен уличный маскарад под названием «Торжествующая Минерва». В представлении было задействовано более 4 тысяч человек и 200 колесниц. Сценарий был написан поэтом Херасковым и драматургом Сумароковым. Распоряжался всем маскарадом Федор Григорьевич Волков, которому тот стоил жизни. Простудившись во время репетиции, талантливейший 34-летний актер и режиссер заболел и спустя два месяца умер.

В подобные «игры» любили играть и в наше время. Возможно, еще живы участники или зрители грандиозной театрализованной инсценировки «Взятие Зимнего», поставленной в Петрограде на Дворцовой площади в октябрьскую годовщину 1920 года (главный режиссер — Н. Н. Евреинов, режиссеры А. Р. Кутель, Н. В. Петров, художник Ю. П. Анненков). Документы свидетельствуют: в постановке участвовало не менее 8 тысяч красноармейцев, матросов и театральной молодежи. Свою роль в ней сыграл даже крейсер «Аврора». Все было как по-настоящему — трескотня пулеметов, грохот артиллерийских орудий, атака 320 грузовых, ощетиненных штыками автомобилей. 100 тысяч зрителей стали свидетелями этого беспрецедентного политического спектакля.

 

РЕКОРДЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Большой театр в Москве и Ла Скала в Милане, в отличие от всех других оперных театров в мире,  

Возможно, популярный в конце XIX века, предприимчивый и не совсем удачливый режиссер Михаил Лентовский никогда не стремился затмить Мариинку роскошеством своих постановок. И все же равных ему в искусстве «делать зрелища», пожалуй, не было. На этом поприще он побил все рекорды. Триумфальная постановка оперетты-феерии Ж. Оффенбаха «Путешествие на Луну», осуществленная Лентовским в сентябре 1883 года в Москве, открыла парад необычайных в своем роде спектаклей. Зритель мог увидеть все: извержение вулкана, крушение поезда, пожары, взрывы, разрушения и наводнения. Невероятные масштабы постановок Михаила Лентовского ошеломляли. В «Путешествии на Луну» принимали участие 467 человек, а стоимость постановки достигала 54 тысяч рублей.

В морском сражении в спектакле К. А. Тарновского «Нена-Саиб» по сюжету должен был фигурировать «громадных размеров разбойничий корабль, преследуемый в открытом море испанскими галерами». И вот на сцене театра «Антей» появляется корабль в натуральную величину, управляемый настоящими матросами. Заслуга в изготовлении этой бутафорской громадины принадлежала известному в Москве    «магу    и    волшебнику»    — Алонсо.

 

ПЕРВЫЙ ТЕАТР ЗВЕРЕЙ

Первый театр зверей основан в Москве автором вкусовопоощрительной методики дрессуры животных Владимиром Дуровым в 1912 году. «Уголок Дурова» получил статус государственного Театра зверей имени В. Л. Дурова в 1979 году.

 

ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Создателем единственного в мире детского музыкального театра стала народная артистка Наталья Ильинична Сац (род. 1903). Первый сезон Государственного детского музыкального театра открылся в 1964 году. Детские музыкальные театры возникали и ранее («Водевиль» в Одессе в 1915 году и в Ленинграде на сцене Народного дома в начале 1930-х годов), но ни один из них не имел статуса государственного и тем более собственного помещения. Потому жизнь их была недолговечна. Н. И. Сац сумела не только создать стабильный коллектив со своим репертуаром, но и построить для театра собственное здание на Ленинских горах.

 

ПЕРВЫЙ В МИРЕ ТЕАТР ГЛУХИХ

Московский театр мимики и жеста был создан в августе 1962 года при Всероссийском обществе глухих (ВОГ). За десятилетия существования первого в мире театра для глухих создано более ста спектаклей различных жанров, прошли его гастроли во многих странах. Благодаря опыту москвичей похожие театры появились в Польше, Японии, Америке.

 

ПЕРВАЯ НАРОДНАЯ

Первой из русских артистов почетное звание народной артистки республики было присвоено в 1920 году Марии Николаевне Ермоловой (1853 — 1928). Более полувека играла она на сцене Малого театра, создав ряд ярких образов в пьесах А. Островского и В. Шекспира, Ф. Шиллера. Именем актрисы названы драматический театр и улица, где жила она в детстве.

  

РЕКОРД ДОЛГОЛЕТИЯ НА СЦЕНЕ

Народная артистка Елена Николаевна Гоголева (род. 1900) и в свои 92 года не покинула подмостки Малого театра, на сцене которого она дебютировала в 1918 году в «Венецианском купце». В 1920-х годах актриса серьезно увлеклась... стрельбой. Занималась в школе ВЦИК и даже получила звание лучшего стрелка. Еще 9-летней девочкой она великолепно плавала, делая дальние заплывы в Балаклавской бухте. Не боялась одна далеко уходить в море на весельной лодке. Каталась на велосипеде, увлекалась теннисом. Поступила учиться в филармонию (теперь — Российская академия театрального искусства).

В одном из своих спектаклей («Гусары и голуби») Елена Гоголева и ее партнер артист В. Аксенов должны были гарцевать по сцене на лошадях. День и ночь в любую погоду ездила Елена верхом по Москве, готовясь к спектаклю. Кстати, позже она опять села на лошадь в спектакле «Стакан воды», где сыграла герцогиню Мальборо. Елена Николаевна всегда считала, что серьезный актер должен серьезно заниматься спортом. Может быть, в этом и секрет ее творческого и человеческого долголетия?

 

ТЕАТР КЛОУНОВ

Почти 300 клоунов вышли на сцену Дворца культуры завода имени Ильича, где проходил в октябре 1991 года их первый Московский международный фестиваль. Организатором его стала праправнучка знаменитого русского клоуна Анатолия Дурова, руководитель российского цирка «Июль» Тереза Дурова. Жюри конкурса возглавлял мэтр клоунады Юрий Никулин. Призеры фестиваля составили костяк открывшегося в Москве в феврале 1992 года профессионального театра клоунады. Главным режиссером стала Тереза Дурова.

 

«СМЕРТЕЛЬНЫЙ» ТРЮК

Выступавшие в 1964 году в Париже с программой Московского мюзик-холла цирковые акробаты Виктор Марченко и Владимир Фролов выполнили акробатический этюд «тройной баланс» на вершине Эйфелевой башни. На отметке 276 метров от уровня земли они продемонстрировали свой головокружительный номер, когда стойка на одной руке выполняется с партнером, стоящим на качающейся опоре.

 

ПЕРВЫЙ ДРАМАТУРГ

Первый российский драматург Симеон Полоцкий (1629 — 1690) — монах, астролог, поэт и оратор — создавал свои пьесы на украинском и русском языках. Его первое драматическое произведение «Блудный сын», написанное в 1673 — 1675 годах, явилось первой российской литературной пьесой.

 

ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-ДРАМАТУРГ

Первая женщина-драматург в России — царевна Софья (1657—1704), одна из шести дочерей царя Алексея Михайловича. Она — автор пьесы «О святой Екатерине Великомученице» (1673). Примечательно, что первая актриса на русской сцене появилась лишь столетие спустя, до этого женские роли исполнялись мужчинами.

 

САМЫЙ ПЛОДОВИТЫЙ ДРАМАТУРГ

Великий русский драматург Александр Николаевич Островский (1823 — 1886) — автор 47 оригинальных пьес и 7 пьес, написанных в сотрудничестве с другими авторами. Среди его произведений — комедии, драмы, исторические хроники, сцены, трагедии и драматические сказки. Островский родился в семье московского судейского чиновника. Окончив юридический факультет Московского университета, Островский стал чиновником суда. Во многом именно отсюда он и почерпнул сюжеты для своих будущих произведений.

 

САМАЯ БОЛЬШАЯ ПЕЧАТНАЯ АФИША

Самая большая российская театральная афиша имеет размеры 2 на 3 метра. Она хранится в фонде Государственного театрального музея имени А. А. Бахрушина. Уникальная печатная афиша посвящена гастролям знаменитой русской балерины Анны Павловой в Париже в 1909 году. Ее автор — русский живописец и график В. А. Серов (1865 - 1911).

 

ИГРАЕТ «ШАРМАНКА»

На Московском проспекте в Санкт-Петербурге в 1992 году появился совершенно небывалый театр, где в странных спектаклях участвуют два-три живых актера и сотни механических персонажей. Кинематические объекты созданы руками скульптора Эдуарда Берсудского. Весьма узнаваемые и в то же время аллегорические фигурки танцуют, звонят в колокола, рубят друг другу головы, своеобразно отражая нашу реальную жизнь с ее заботами, суетой, мечтами. Автор необычных созданий Э. Берсудский и режиссер театра студии «Четыре окошка» Татьяна Жаковская создали по сути новый театр, дав ему название «Шарманка». В репертуаре «Шарманки» — «Часы жизни», «Вавилон», «Замок Кафки», «Великая идея» и другие оригинальные работы.