На главную

Оглавление

 


«Чудеса и Приключения» 6/95


Сальвадор Дали.

ЭТО УДИВИТЕЛЬНО! СЮРРЕАЛИСТ И ГЕНЕТИКА

 

Герман МИХЕЕВ

 

Спору нет, испанский сюрреалист Сальвадор Дали — личность неординарная, художник с мировой славой, но скандалист, экстра-специалист по эпатажу. Но мало кому известно, что он проявлял повышенный интерес к научным достижениям своего времени и это привело его к отказу от мистических взглядов на суть жизни, в частности на ее происхождение.

 

Мимо внимания Сальвадора Дали не прошли самые первые сообщения о спиральной структуре и роли ДНК в эволюции жизни. Эта проблема интересовала его затем до конца жизни и даже отразилась в его творчестве — Дали создал несколько картин на генетическую тему, которые, увы, не были замечены искусствоведами. Первую из них — полотно с двойной спиралью жизни — он подарил каталонскому генетику Жоану Оро, с которым художник не раз беседовал, настойчиво выпытывая сокровенные тайны биологии. Судьба других картин неизвестна, ибо они попали в частные коллекции. Есть подозрение, что хранятся они, свернутые в рулон, в сейфах банков то ли США, то ли Швейцарии. Но важнее тот факт, что Дали создал свои полотна как раз в то время, когда кровожадные скептики набросились на авторов идеи тонких генетических структур. Своим всемирным авторитетом он поддержал тогда смелых новаторов-генетиков.

 

Парадоксально, но увлечение художника генетикой фазу стало настолько глубоким, что он перечитывал всю научную литературу по данному вопросу. Если он что-либо не понимал, то без стеснения обращался к специалистам. И они поражались вопросам прославленного сюрреалиста, переходившим за грань дилетантства. К примеру, каталонский врач Дуран Рейналс — автор вирусной теории рака — прояснил ему проблемы жизнеспособности клеток и универсальность спиральной структуры ДНК.

 

В 1973 году в Барселоне состоялся первый съезд Международного общества исследователей происхождения жизни. Участвовали в нем мировые знаменитости. Советский Союз представлял известный биохимик академик А. И. Опарин, автор оригинальной гипотезы появления жизни на нашей планете.

 

Сальвадор Дали присутствовал на этом конгрессе, прослушал практически все доклады, приобрел рефераты выступлений. После окончания съезда он пригласил ученых в свое имение Када-кес, показал не только картины, но и свою богатую научную библиотеку.

 

Специалистов поразило, что сюрреалист регулярно выписывал известный журнал «Сайентифйк америкэн», отличающийся объективной постановкой современных научных проблем. Гости признали, что художник в личных разговорах легко входил в суть сложных вопросов генетики.

 

Два года спустя испанский научный мир отмечал 70-летие барселонского биохимика Северо Очао. В Мадриде в его честь был проведен международный симпозиум по ферментным процессам в живых клетках. Дали создал эмблему этого съезда. Художник подарил юбиляру оригинал эмблемы и произнес экстравагантную речь, отмечающую заслуги своего друга и собеседника. Специалисты поразились эмоциональности выступления, но не смогли придраться к научной терминологии. Она была безупречной. Дали воздавал должное заслугам мировой науки в расшифровке роли ДНК, намекал на божественную подсказку ученым в этом направлении, намекал на существование спирали жизни на других планетах...

 

Дали в этой речи откровенно признался, что завидует генетикам, будучи далек от их поисков, но научные достижения эпохи для него лично являются единственным постоянным путеводителем в художественном творчестве. Его восхищает поэтическая интуиция генетиков, постигших ослепляющую красоту математически закодированной структуры сути жизни. Дали поведал, что в лабораториях испанских и американских генетиков он не раз наблюдал «сублимации жизни» через электронный микроскоп. Они казались абстракциями, но он понимал: это — обыкновенные формы жизни, рассекреченные его современниками. Вид спиралей приводил его в восторг. Он вспоминал слова Платона о том, что Бог правит миром посредством геометрии...

 

В 1977 году испанский генетик Жоан Оро написал в мадридской газете, что Дали был среди художников единственным, кто проявил подчеркнутый интерес к новой биологии второй половины XX века. Он напомнил: именно Сальвадор Дали сказал, что жизнь произошла из хаоса, но сразу потекла по законам математики. Мысль, которую цитировал однажды престижный английский журнал «Природа».

 

Как написал Оро, Сальвадор Дали не ограничил свои интересы одной генетикой. Его привлекали вопросы кибернетики, философские проблемы машины времени, достижения органической химии. Он проштудировал много статей по успехам и огрехам атомной физики. В последние годы был взволнован экологией, но просто не успел отразить в картинах, как человечество по горло, погрязло в индустриальных отходах. Но художник упорно думал об этом. Ведь экологическая чистота — это залог жизни. Словом, делает вывод Оро, Дали среди других живописцев резко выделялся научно-технической осведомленностью. И это давало, ему импульс творчества и оптимизма.

 

 

 

На главную

Оглавление