«Чудеса и Приключения» 12/95 РАЗГОВОР НА ГРАНИ ПОЛУЗАПРЕТНОГОТЕЛЕГОНИЯ - ЛЖЕНАУКА?
Дело было в далекой молодости, я тогда дружил со студенткой Московского университета, биологом. - Ты знаешь,— говорит она как-то мне,— на биофаке большой скандал. Маша одна аспирантка — из весьма элитной семьи — родила негритенка. — Подумаешь, невидаль,— с видом знатока сказал я,— но отчего скандал? По-моему, негров в нашем МГУ столько, что вполне могут родиться дети не только у аспиранток. — Дело в том,— сказала моя знакомая,— что у этой мамы-аспирантки совершенно белый муж, тоже какой-то аспирант, и мама клянется и божится, что не изменяла ему. И медики встали на защиту несчастной аспирантки, такое, дескать, в природе бывает.
Дальше все-таки выяснилось, что у героини до белого мужа был сокурсник-любовник — неф, с которым она прожила несколько лет. И только тут биологи вспомнили о давно забытой и высмеянной официальной наукой телегонии, которая имела нахальство утверждать, что на потомство самки влияют, в той или иной форме, все предыдущие мужья, вне зависимости, были ли от этих браков дети или нет...
...Через некоторое время я попал в больницу, надо было удалить гланды. Мой сосед, парень моего возраста, оказался страстным любителем голубей.
Редакция затрагивает одну из важнейших проблем современности.
Телегония - ложная наука или знание, не подлежащее гласности?
Существует ли «эффект первого самца»: первая половая связь женщины неотвратимо отражается на ее последующих детях, рожденных от других мужчин? Почему супруги, долго находящиеся в браке, похожи друг на друга? Надо ли уважать законы телегонии, хотя о них упорно умалчивают? К чему ведет «сексуальная революция»? Разговор на эти острые темы начнем с заметки Анатолия НИКОЛАЕВА, опубликованной в прошлом году в газете «Континент».
Делать было нечего, мы болтали, и я ему рассказал эту историю. — А что, тут ничего удивительного и нового для меня нет,— сказал голубятник.— Мы об этом хорошо знаем. Если сизарь (непородистый голубь) «потоптал» породистую голубку, мы ее сразу же убиваем, потому что даже при самом элитном ее «супруге» у нее будут теперь одни «чиграши», то есть нечистопородные дети: то перышки в хвосте не те, то цвет клюва, то еще что-нибудь. В общем, бросовый товар, порода нечистая.
Прошло довольно много лет, и как-то в командировке я встретил ветеринара, практикующую на селе. Разговор пошел извилистыми путями и вышел наконец на тему искусственного оплодотворения. Тему, тогда почему-то очень модную в научно-популярных и медицинских журналах. — Но ведь это явно противоречит природе и наверняка штука вредная? — спросил я ветеринара. — Конечно, просто об этом запрещают громко говорить и писать. Ведь это экономически очень выгодно. Один бык естественным образом может обслужить 50, ну, от силы 100 коров, а искусственным — чуть ли не 1500, ну а что при этом чуть ли не 30% рождается уродов, а многие коровы после первого «сеанса» вообще отказываются «выходить замуж» естественным путем, об этом все стараются не говорить. — Ну а как вы насчет телегонии? — спросил я. Дама замялась. — Кстати,— сказала она,— вы знаете, во Франции проводили опыты с тремя женщинами по искусственному оплодотворению. С согласия мужей женам было сделано оплодотворение, и, самое интересное, дети оказались больше похожи на своих юридических отцов, а не на фактических доноров, от которых была взята сперма.
После всего этого я не поленился и заглянул в старый энциклопедический словарь, где узнал следующее. Приятель Чарлза Дарвина лорд Мортон под влиянием идей своего знаменитого друга тоже решил заняться биологией. Он «выдал замуж» свою чистокровную английскую кобылу за жеребца-зебру. Потомства не получилось, но, «выйдя замуж» через какое-то время за жеребца английской породы (как и она сама), кобыла принесла жеребеночка — «англичанина», но с явными следами зебряных полос на крупе.
Лорд назвал это явление телегонией, чем очень расстроил гуманистов и прочих людей доброй воли, которые тут же заявили, что все это попахивает расизмом, шовинизмом и потому лженаучно. С тем эта тема и умерла, хотя часто будоражит воображение...
Эта заметка привлекла внимание газеты «Русский порядок», которая снабдила ее следующим небезынтересным комментарием.
Явление телегонии было обнаружено около 250 лет назад. Одними из первых его исследователей были современники Ч. Дарвина — профессора Флинт и Ф. Ле-Дантек. Последний описал телегонию в книге «Индивидуальная, эволюция, наследственность и неодарвинисты» (М., 1899). 24-я глава этого труда так и называется: «Телегония или влияние первого самца». Сразу же остро встал вопрос: распространяется ли открытое явление на людей?
В результате многочисленных исследований, проводившихся (в том числе и на Западе) до 1960-х годов, было установлено, что эффект телегонии распространяется и на людей. Причем оказалось, что наследуются не только внешние признаки первого полового партнера, но в определенных случаях и его болезни, в частности венерические, психические заболевания, заболевания крови.
Как только это было установлено, все исследования и публикации по проблеме телегонии были засекречены. В своей заметке А. Николаев прямо указывает, кто был в этом заинтересован — «борцы за мир», «гуманисты» (мы бы добавили еще интернационалистов, коммунистов, масонов и прочих «людей доброй воли»).
Итак, телегония — это не лженаука, а «засекреченная наука».
С просьбой дать научное разъяснение этого явления мы обратились к Любови КУРИЛО — доктору биологических наук, профессору, руководителю лаборатории генетики нарушений репродукции Медико-генетического научного центра РАМН.
О явлении телегонии говорят давно... Это явление определяют как влияние оплодотворения и беременности от первого полового партнера на признаки потомства последующих беременностей от других партнеров. В переведенной с французского книге Ф. Ле-Дантека «Индивидуальная эволюция, наследственность и неодарвинисты» говорится: «...между коннозаводчиками существует довольно распространенное мнение, что первая случка (если она сопровождалась оплодотворением) может иметь влияние на последующие в том смысле, что потомство от этих последних кое-что заимствует от первого отца...»
Далее автор приводит цитируемый Ч. Дарвином пример со свиньей: при случке с боровом той же породы развились поросята с признаками породы родителей (белые с черными пятнами). Но когда эта самая самка однажды была покрыта кабаном, родились поросята-помесь. При дальнейших случках свиньи
с боровом той же, что и она, породы рождалось потомство, среди которого попадались поросята одноцветной каштановой (как кабан) шерсти.
Затем рассматривается широко обсуждаемый в прошлом веке случай с кобылой графа Мортона: «Рыжая кобыла, имеющая 7/8 арабской крови и 1/8 — английской, была покрыта в 1815 году кваггой (род зебры, менее полосатой) с рождением помеси. В 1817-м, 1818-м и 1823 годах кобыла была покрыта жеребцом ее породы, но рожденные жеребята были так похожи на кваггу по жесткости шерсти, масти, темным пятнам и темным полосам вдоль хребта, по плечам и задним частям ног, как если бы у них было 1/16 крови квагги». Ле-Дантек комментирует: «Нельзя допустить, чтобы побочные дети не имели никаких признаков мужа их матери, если эта последняя хотя бы раз была оплодотворена им... И ребенок, родившийся от женщины, у которой ранее было много детей от разных партнеров, может иметь признаки ото всех этих предыдущих отцов...» Ле-Дантек объясняет такую возможность (он ее определяет как телегонию) следующим образом:
«...Сама мать, как и ее половые элементы, вследствие произошедших изменений во время длительной беременности, приобретает много признаков отцовской породы и сохраняет их на довольно долгое время... Эти признаки входят в категорию... видовых, то есть специфически приобретенных, но морфологически скрытых признаков (как сходство между длительно живущими друг с другом супругами). Может быть и то, что в последующие беременности скрытые изменения при первой беременности проявляются, приурочивая условия беременности следующей к условиях беременности предыдущей. Считают, что ребенок, развившийся от яйцеклетки донора, может быть похож не только на «мать по наследству», но и на ту, что выносила его...» (Ле-Дантек, 1899).
Считаю необходимым отметить точку зрения другого специалиста, современника Ле-Дантека,— Деляжа, который писал в своей монографии («Le structure du protoplasma et I'heredite et les grands problemes de la biologie general». Paris, 1895), посвященной проблемам биологии: «В конце концов влияние первого отца проявляется в качестве редкого исключения в фактах, которые, наверно, были бы признаны, если бы не было так трудно их теоретическое объяснение. Но так как его можно объяснить только при помощи гипеотез, мало согласующихся с позитивными физиологическими фактами, то против действительности существования теле-гонии возникает столько сомнений, что их до сих пор не может устранить даже и формальное доказательство». То есть Деляж был ближе к истине, чем Ле-Дантек.
В литературе того времени приводится немного фактов (вернее, мнений о телегонии), подобных тем, что описаны в начале нашего сообщения. Все они — констатация скорее мнения, чем научно обоснованных фактов. В прошлые века такие научные доказательства, в том числе и отцовства, и наследования определенных признаков, которые можно представить сейчас, получить было нереально из-за соответствующего уровня знаний и технических возможностей исследований. Поэтому констатация наблюдений, касающихся рождения потомства с признаками, не свойственными родителям,— это еще не доказательство существования телегонии.
Приведение же известных тогда наблюдений и их интерпретация Ле-Данте-ком не выдерживают никакой критики,
даже если стоять на позиции представлений биологии прошлого века. Уже тогда были открыты фундаментальные законы наследственности Грегором Менделем, но их значение не было оценено. Лишь в 1900 году эти законы были переоткрыты (де Фризом, Корренсо и Черма-ом). С этого времени началось систематическое исследование механизмов наследования.
Ле-Дантек под термином «телегония» вначале подразумевает влияние на последующее за первым потомством первого самца, но затем он говорит о телегонии от всех других партнеров самки. Более того, Ле-Дантек сравнивает механизмы проявления телегонии со сходством, возникающим у длительно живущих друг с другом супругов. О каком сходстве, морфологическом, психологическом и т. п., говорит автор — не ясно. Ле-Дантек, не приводя никаких доказательств, утверждает возможность заимствования ребенком, рожденным после переноса яйцеклетки другой матери, признаков не только от своей — биологической матери, но и от той, что его выносила. Опять-таки в главе о телегонии приведены размышления о наблюдениях (кстати, не ясно — на человеке или млекопитающих), не подкрепленных никакими фактами.
Если же интерпретировать приведенные примеры со свиньей и кобылой графа Мортона, можно сказать о том, что нельзя исключить в этих случаях возможность проявления у потомков признаков отдаленных предков. Домашние свиньи произошли от дикого кабана... По-видимому, не исключено и наличие доли крови квагти от предков — у рыжей кобылы графа Мортона.
В принципе вопрос о телегонии, которую в нашей стране во времена лысенковщины допускали как реальную, может представлять лишь исторический интерес. В ветеринарии, животноводстве, медицинской генетике и в биологии в целом трудно найти специалистов, готовых подтвердить возможность существования телегонии, исходя из современных положений фундаментальной биологии и генетики.
Каким образом сперматозоиды первого партнера могли влиять на не его биологических потомков? Через половые клетки матери, которые защищены фолликулярным барьером и гематоовариальным барьером в целом? К тому же по времени разделенные на годы.
Можно допустить, что некоторые наблюдения, породившие предположение о существовании телегонии, в действительности были проявлением редкого в биологии, но реально существующего явления физиологической консервации спермы в половых путях самки. Научно обоснована возможность длительного сохранения жизнеспособности и пригодности к оплодотворению сперматозоидов в половых путях самки — явление биологически важное, интересное, малоизученное, ждущее своих исследователей. Явление несравненно более загадочное, перспективное для наблюдений, чем разговоры о телегонии. Физиологическая консервация спермы описана практически у представителей всех классов позвоночных животных и у человека. Длительность и место сохранения в репродуктивном тракте самки, не утратившей оплодотворяющей способности спермы, варьируются в зависимости от вида животного: у птиц от нескольких до 70 — 80 дней, у млекопитающих — от нескольких дней до нескольких месяцев. Не исключено, что какие-то из случаев, объясняемых учеными прошлых веков явлением телегонии, на самом деле произошли вследствие оплодотворения уже имеющейся в половых путях самки спермой, сохраняющейся от предыдущего партнера, при наступивших благоприятных для овуляции или оплодотворения яйцеклетки условиях.
Иную точку зрения на конкретные вопросы высказал врач Борис БЛЕСТКИН.
ВОЗМОЖНО - ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНОВ, УНАСЛЕДОВАННЫХ ОТ ДАЛЕКИХ ПРЕДКОВ
Рождение у родителей европеоидной расы ребенка с признаками негроидной расы обусловлено совмещением имевшихся у каждого из супругов рецессивных, отвечающих за внешность человека генов, унаследованных от своих очень далеких негроидных предков. Около 8 тысяч лет назад от слияния белой и черной рас образовались семитические народы: египтяне, арабы, финикийцы, халдеи, евреи. В связи с этим вероятность наследования рецессивных генов негроидной расы от далеких предков у наших современников, относящихся к белой расе, не так уж мала. Так что студент-негр, с которым была ранее в половой связи аспирантка, «не виновен» в рождении ребенка с признаками негроидной расы.
Подсознательный аспект выбора аспиранткой в качестве полового партнера негра, а не кого-либо своей расы может быть «предположительно» истолкован наличием у нее этих рецессивных генов, доставшихся от предков.
Беспорядочные половые связи, как было замечено еще в древние времена, способствуют вырождению, деградации людей. Древние религии, в частности христианство, мусульманство, в этом вопросе были и остаются строго принципиальны, требуя духовно обоснованной половой сдержанности. Современная вирусологическая наука подтверждает эту позицию: в настоящее время установлено более 50 видов медленной вирусной инфекции, циркулирующей между жителями суши, ряд из которых могут способствовать возникновению врожденных уродств и приобретенных заболеваний. В последние годы установлена причинно-следственная связь между вирусной инфекцией и сахарным диабетом 1 типа, острым лейкозом, коллагенозами, шизофренией, раком, рассеянным склерозом и другими. Один из наиболее изученных видов медленной вирусной инфекции — СПИД.
Так что проблема духовно-нравственной сдержанности, чистоты в половом вопросе — это не проблема «стакана воды». Она носит весьма практический — рациональный характер, определяя здоровье и силу потомства и, опосредованно, здоровье всей нации.
Предыдущий разговор на самой высокой ноте продолжает в беседе с корреспондентом Валерием Кондаковым Владимир БАРАБАШ— профессор, доктор медицинских наук.
ОСТОРОЖНО, ДЕВОЧКИ... НЕ СПЕШИТЕ, МАЛЬЧИКИ...
Нормальный человек всегда воспринимал сексуальную свободу не так, что, мол, что хочу, то и ворочу, а в связи с ограничениями, накладываемыми требованиями морали и нравственности. Трагедия провозглашенной в России «сексуальной революции» состоит в том, что мысли, желания, чувства людей пытаются низвести до примитивного, животного уровня. А это чревато опасностями.
— Сейчас то и дело читаешь в трудах ученых, что генетической деградации, а точнее — вырождению русского народа, сопутствует моральная деградация, признаки которой часто, мол, невозможно различить.
Вследствие этого снижается трудовая активность населения, растет число самоубийств, преступлений, численность тунеядцев, бездарей и прочих того же рода асоциальных типов. Тут все так и не так. Генетики верно говорят, что дебил деградирует морально — ничего другого от него, впрочем, и нельзя ожидать. Однако ученые почему-то стесняются говорить об изначальной причине: моральная деградация неотвратимо влечет за собой деградацию генетическую. При этом обычно имеют в виду «пьяные зачатия», «карнавальных детей» и т. д. Но вопрос значительно шире. Особенно в применении к России, где державное, религиозное и общественное сознание веками исходило из твердой убежденности, что именно нравственная деградация ведет к генетическому вырождению. И потому нравственность укреплялась всеми возможными средствами. В этом, может быть, главный урок прошлого для нас, современников.
Россияне на протяжении всей своей истории были предельно нетерпимы к тем, кто допускал не регламентированные государством, церковью и моралью сексуальные отношения. Причем здесь действовал двойной стандарт: неженатому парню и даже женатому мужчине такие отношения прощались, но девушке или женщине — никогда. Вспомните жестокие сцены из книг Короленко или Помяловского: падшую девушку или женщину под улюлюканье и проклятия толпы обнаженную гнали по деревенской улице. Несчастной, изгнанной из деревенской общины, ничего не оставалось, как идти в монастырь и до конца жизни замаливать свой смертный грех. Причем заметьте: грех, которому сограждане не находили никакого оправдания.
Наши предки действовали, исходя из инстинкта самосохранения, продолжения своего рода, сбережения генофонда народа. Не буду углубляться в сложные проблемы наследственности. Скажу лишь, что наши предки априорным путем знали: первый в жизни женщины сексуальный контакт оставляет в системе генетической наследственности след до конца ее жизни. И не только потому, что в организм попадают гормоны и сильно действующие ферменты, которые изменяют механизм наследственности до конца детородного периода. Происходит также сильное стрессовое воздействие на психику, а через нее — опять же на систему психической наследственности и иммунитета.
Одним словом, обычай наших предков требовать невинности невесты до замужества вовсе не был средневековым предрассудком. Это было проверено веками и закреплено жестким требованием церкви: «Не прелюбодействуй». Церковное требование гарантировало сохранность генетического фонда народа, генетическую совместимость мужа и жены, исключало наследственные болезни, вырождение рода и т. д. Вот сколько чисто медицинских функций предполагала всего одна Божья заповедь!
С отменой церковных установлений, с провозглашением так называемой «свободной любви», а особенно с нынешней сексуальной революцией началось генетическое вырождение русского народа.
«Сексуальная революция, пришедшая в Россию тогда, когда на Западе о ней давно забыли, приняла в этой стране гипертрофированные формы, граничащие с распутством и отказом от каких-либо моральных ограничений и нравственных критериев,— пишет испанский журнал «Комба».— Это невиданное массовое распутство тем более удивительно, что происходит в стране, где национальной добродетелью веками была нравственная чистота и воздержание. Семь десятилетий коммунистического пуританства были не только навязаны свыше: они отвечали нравственному идеалу русских. В этом смысле то, что происходит ныне, справедливо возмущает миллионы людей в России и осуждается ими...»
Это лишь одно из высказываний, причем довольно мягкое, о потере нравственных критериев молодежью России. Отмечается, что нигде в мире нет такой абсолютно никем и ничем не регламентируемой проституции, когда за несколько «баксов» иностранец в центре Москвы может купить женщину.
Русская семья переживает сейчас жесточайший кризис. В вопросах секса в России наступил беспредел, который напоминает времена сожженных Господом за непрощаемые грехи Содома и Го-морры. Разве это нормально, что каждый четвертый ребенок у нас рождается вне брака? Причем многие матери заявляют, что не знают, кто отец их ребенка. В результате: каждый десятый ребенок — урод, который не знает отца.
Другая страшная цифра: 98 процентов вполне благополучных матерей имели добрачные связи. Не у всех генетическое влияние этого факта ярко выражено, но общая картина будет очень безрадостна. В прошлом году из каждой тысячи родившихся младенцев 53 были недоношенными. Неуклонно снижается масса тела ребенка. На тысячу новорожденных — 174 генетически больных. Куда уж дальше! Что это, если не вырождение нации? Достаточно сказать, что в школах Москвы и Санкт-Петербурга всего лишь у 3,5—4 процентов детей нет психических и физических отклонений.
Читатель спросит: но почему вы связываете это с падением морали? Есть же и другие факторы — социальные, психологические и т. д. Однако другие факторы, кроме алкоголизма, не дают таких страшных генетических последствий. А что касается пьянства, то «пьяное» зачатие на сто процентов - и это подтверждено социологическими исследованиями — происходит не в семье, а при внебрачных и добрачных связях. Исключите их — и показатели детского здоровья в России возрастут в десятки раз. Без каких-либо материальных затрат. Больше того: вырождение русского народа сразу же прекратится. Начнется процесс его возрождения. Но ведь кто-то должен сказать: «Пора от норм скотного двора возвращаться к нормам человеческой морали!»
Есть еще один красноречивый факт. Самая высокая рождаемость, самая низкая детская смертность и ничтожный процент наследственной патологии наблюдаются сейчас в Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Кабарде потому, что там в силу национальных традиций и религиозных запретов практически нет добрачных и внебрачных связей...
Что же из этого следует? То, что нам надо без промедления возвращаться к нравственным ценностям русского народа. А для начала довести до осознания каждого мужчины, что брак с девушкой не очень-то высокой морали заведомо ущербен для его потомства. Мужчина не сможет иметь от такой жены стопроцентно генетически здоровых детей. Скорее для него это будет второй «посев».
Мне возразят: мол, тогда получается, что нынешним мужчинам просто не на ком будет жениться — ведь почти все женщины имеют добрачный опыт.
Отвечу: если женщина любит, то она сумеет сохранить себя для любимого. Обязана. И это норма! Ведь ее первейшее предназначение - одарить мужа и мир потомством...
Именно это, а не свободу быть самкой должны проповедовать наши средства массовой информации, если они действительно пекутся о будущем России. Как говорят генетики — и это подтверждено практикой,- «от троих в одной постели» никого, кроме ублюдков, не рождается.
Особая роль в спасении нашего народа от генетического вырождения принадлежит православию. Все больше женщин, неприемлющих царящий в обществе разврат, обращаются в лоно церкви. Жаль, что мало среди них девочек. А им бы с детства познать Закон Божий, понять, что под венец можно идти только чистой и непорочной. Именно сейчас нужны особая женская литература, музыка, живопись и т. д. Словом, нужна целая женская культура. Видимо, пора вернуться к вопросу о раздельном обучении мальчиков и девочек.
Так называемая «сексуальная революция» — это не изобретение нашего века. Этой проблеме тысячелетия. Известен печальный опыт человечества: на картах давно нет тех государств, где сквозь пальцы смотрели на распущенность и разврат. Жившие в условиях беспредельной сексуальной свободы народы плодили все больше олигофренов. И в конце концов они вырождались и исчезали с карты Земли.
Нужны примеры? Их в истории немало. Нет больше самнитов, этрусков, погрязших в разврате. Нет некогда могущественной Римской империи, которая агонизировала в массовых оргиях. А где такие, некогда славные древние народы, как хетты, ацтеки и многие другие? Память о них осталась лишь в настенных изображениях непристойных сцен.
Схема вырождения этих народов была одной и той же: массовая проституция - сексуальные извращения -психические отклонения — неспособность производить полноценных детей. Разве это не урок для нас? Разве этого мы хотим для России?! А мы уже, по существу, у последней черты.
Безработица в первую очередь ударила по женщинам. Взрослым не хватает рабочих мест, так куда же податься девчонкам после школы и вуза? Вот и набирают они расклеенные по людным местам адреса «клубов знакомств» и так называемых массажных интимных кабинетов. Или публикуют в газетах бесплатные объявления: «Ищу иностранца, способного содержать 18-летнюю женщину, готовую к интиму в любой форме». Стыдно читать такое! Продается веками недоступная русская красавица.
И все-таки я — оптимист. Знаю, что еще ни одна попытка насадить на Руси разврат ни разу не заканчивалась успехом. Все они разбивались прежде всего о достоинство, решительный протест и отпор самих русских женщин. Никому еще не удавалось ни покорить русских, ни подвести их к самовырождению под видом «сексуальной свободы». Сам народ остановит этот разрушительный процесс. Иначе быть не может!
В народе давно существует убеждение что супруги, долгое время находящиеся в браке, становятся похожими друг на друга. А что можно сказать о чете Джафаровых из азербайджанского села Янтак - их брак длился 104 года. Такого в мире еще не случалось - отметить золотую, бриллиантовую, железную, каменную и, наконец, коронную свадьбу.
Хочется напомнить слова из воспоминаний известного философа Г. Гурджиева, сказанные по вопросу воздержания:
«Если юноша хотя бы однажды удовлетворяет это вожделение до достижения зрелости, то с ним может случиться то же самое, что случилось с библейским Исавом, который за одну чашку похлебки продал свое право первородства, то есть благоденствие всей своей жизни; потому что если юноша поддастся этому искушению даже раз, он теряет в остальной своей жизни возможность быть человеком действительно достойным. Так же, как из винного сусла, в который налита лишь одна капля спирта, получается только уксус и никогда вино, так же и удовлетворение вожделения до достижения зрелости позднее ведет к уродству. Но когда юноша вырастает, тогда он может делать все, что ему нравится; так же, как со зрелым вином. Вы можете добавить в него так много спирта, как вам нравится,— оно не испортится, но вы сможете получить любую крепость, какую вы пожелаете».
|