На главную

Оглавление

 


«Чудеса и Приключения» 11/95


Нам нужны панацеи. Настоящие!

Михаил ДМИТРУК

 

БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ МИНИН - инженер, изобретатель, ученый-экономист, инициатор создания системы почетной сертификации, президент Федерального центра сертификации, первый вице-президент Отделения общественного развития Международной Академии информатизации, автор более 100 научных работ - статей и книг по целому ряду направлений. Но главное, как считает сам Борис Алексеевич, он - автор методики оценки общественной значимости творческих достижений, изобретений, открытий, исследований, перспективных научных разработок. За счет реализации новшеств и обновляется общественное производство, идет прогресс.

 

В беседе с нашим корреспондентом Борис Алексеевич рассказал о своей методике на примере расчетов общественной значимости открытия Т. Я. Свищевой.

 

—       Можно ли выразить в цифрах, понятных простым людям, эффект разработки Тамары Яковлевны?

—       Конечно. Годовой экономический эффект этого новшества (потенциальный!) нами определен примерно в полтора триллиона рублей. Разумеется, следует   говорить   еще   и   о   социальном эффекте. Не могу не сказать, что взяться за эти расчеты меня заставили не только весьма впечатляющие первые публикации о работе Т. Я. Свищевой, но и сами научные материалы, любезно предоставленные автором. Судя по всему, передо мной оказалось то, что не без иронии в народе называют панацеей, а наука обновления (новистика) — инвариантом, то есть новшеством очень большого масштаба полезного эффекта. Так вот, мое твердое убеждение: именно подобные инварианты нам главным образом и нужны. И они требуют особого общественного внимания с самого дня появления!

—       Как их распознать среди потока средних, сереньких, как отличить от огромного множества произведений воспаленного ума,   очень похожих на настоящие? Как их оценить (взвесить) по общественной   полезности,   учтя   все плюсы и минусы, и главное — как научиться наиболее эффективно реализовывать лучшее?

—       Чаще всего для оценки очень значимого мы пытаемся использовать такие слова, как «огромный», «большой», «замечательный»,  «прекрасный»,  «талантливый», «великий» и другие. Но много ли они выражают без цифр, без меры? Очевидно, есть области глубоко гуманитарные, скажем, философские, где именно вербальная   характеристика   что-то   и дает. Но мне лично кажутся смешными и достойными сочувствия потуги, например, рекламщиков, которые пытаются подменить точную характеристику рекламируемого предмета его раскрашенным словесным описанием или, скажем, более-менее удачной постановкой телевизионных клипов. Получается какое-то извращение, подмена соревнования товаров соревнованием рекламоизготовителей.

 

Так же неуклюже мы оцениваем новшества, научные открытия, изобретения... Предположим, у той или иной фирмы оказались «лишние» деньги, и она решила их вложить в общественно полезное дело. Что и как она может выбрать? Задача не из легких. Между прочим, проведенные нами несколько лет назад в сфере Госкомизобретений расчеты общественной значимости (ранга) сотен самых разных научно-технических достижений: НИОКР, изобретений и официально зарегистрированных открытий показали, что различия их между собой по общественной полезности — более чем на девять десятичных порядков, то есть в миллиарды раз!

Разработанный нами метод — как раз для подобных расчетов.

 

Еще несколько слов о презрительно бросаемом в лицо исследователям слове «панацея». Сразу заметим: ПАНАЦЕЯ, по энциклопедическому определению,— это несуществующее лекарство, на поиски которого были направлены тщетные усилия средневековых алхимиков. Но в то же время «ПАНАС» — латинское название женьшеня, корня жизни. Следовательно, панацеи   нам   нужны,   и   разработка Т. Я. Свищевой — одна из них.

 

В середине прошлого века молодому врачу из Австро-Венгрии Игнацу Земмельвайсу пришла в голову простая до невозможности мысль: повсеместная тогда в Европе 20-процентная смертность рожениц — это не Божье наказание. Причина его в том, что акушеры моют руки не до, а после родов... Земмельвайс нашел причину (сделал открытие) и на какой-то интуиции, откровением, нашел и предложил лучший до сих пор антисептик — хлорную известь (сделал изобретение).

 

Заметим, тогда человечество еще не знало о микробах, и неудивительно, что у научной общественности это открытие вызвало не просто непонимание, это был для них стресс, повод для негодования. Открытие напрочь отвергли и глухо замалчивали почти полвека. За это время слишком настойчивого автора сгноили в психиатрической больнице. Знаете, во что вылилось это непризнание «панацеи» Европе? В 100 миллионов жизней женщин в самом расцвете сил. Вот цена людского консерватизма!

 

Вспомним, например, десятилетия борьбы чуть ли не всей научной медицинской общественности против «панацеи» К. П. Бутейко — его открытия, что глубокое дыхание является причиной большинства болезней. Если бы не перестройка, он боролся бы за выдачу госслужбой СССР авторского свидетельства гораздо больше, чем 26 лет. Не говоря уже о реализации идеи. Сейчас он это делает силами своей очень неплохо организованной фирмы. И для открытия Т. Я. Свищевой необходима общественная поддержка, нужны понимающие общую пользу спонсоры. Ведь она предлагает бороться со скрытыми источниками нескольких массовых болезней. Выгоды тут очевидны, и можно надеяться на международное сотрудничество. Необходима в первую очередь общероссийская клиника типа глазной больницы С. Федорова, естественно, при первоначальной поддержке государственными (бюджетными) ассигнованиями.

 

—       Значит, рынок все-таки помогает новаторам?

—       И да, и нет. Рынок, который мы сотворили по образу и подобию существующих па Западе образцов, крайне далек от идеала. В нем властвуют злые стихии. Потребитель в нем слеп и глух, прогресс при нем похож больше на зигзаг, чем на прямую линию. Кроме того, этот рынок небезопасен природе и самим людям. Мы уже изгадили все, что могли,— и в природе, и в себе, прочно внедрили в себя потребительскую психологию, консерватизм и жестокий эгоизм.

 

Наши настойчивые предложения во все мыслимые инстанции по оценке и безусловной компенсации всего ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОГО ВРЕДА - НАПРИМЕР, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО; или от задержки признания и внедрения потенциально эффективных изобретений; или от введения неоптимальных законов и т. д.— не пробиваются ни через какие административные преграды, и судьба социально важного открытия, эквивалентного по значимости нескольким миллионам человеко-лет среднего труда — хотя бы той же Т. Я. Свищевой, ну никак не замечается теми, кому это положено по службе, и никто не несет за это ответственности.

—       Как вы работали над определением общественной и экономической значимости открытия Т. Я. Свищевой?

—       Вкратце метод включает определение потенциального научного,  социального   и   экономического   годового эффекта и срока морального износа. Их произведение (полный потенциал) определяет полный ранг новшества как десятичный логарифм  отношения полного потенциала к среднегодовой производительности одного человека.  С учетом этапов разработки определяется средняя вероятность использования потенциала и по нему — «доказанный ранг», а по результатам    фактического    использования —  «ранг фактический».  Все виды расчетов я приводить здесь не буду. Заинтересованные в методике пусть обращаются непосредственно в наш центр сертификации.

—       Каковы же ваши общие выводы?

—       По высокому масштабу потенциального воздействия конечных результатов на экономическую, социальную и научную сферы открытие Т. Я. Свищевой, безусловно, принадлежит к числу общественно полезных и весьма эффективных. Исследования в данной области следует продолжать на самом высоком уровне и преодолеть консерватизм нашей медицинской «элиты». Я предлагаю поставить под общественный контроль те средства, которые будут выделены для активизации исследований, поставив наносимый обществу ущерб (нереализованный эффект открытия) в прямую зависимость от времени затягивания окончательных решений и внедрения.

 

Конечно, здесь нужна широкая помощь средств массовой информации. При этом следует серьезно позаботиться об информированности медицинской научной общественности.

 

Закончу обращением к тем, кто изобретает, открывает, предлагает нечто дельное, близкое к какой-либо панацее: «Со всем принципиально новым, перспективным и неожиданным обращайтесь непосредственно в Федеральный центр сертификации. Мы поможем. Телефон есть в редакции».

 

 

 

На главную

Оглавление