На главную

Оглавление

 


«Чудеса и Приключения» 10/05


ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ КАПИТАН АМАЗОНСКОЙ РОТЫ

 

У Екатерины II при поддержке светлейшего князя Потёмкина возникла идея составить из гречанок, живущих во вновь присоединённом к России Крыме, амазонскую роту. В марте 1787 года премьер-майор Балаклавского греческого полка Чапони получил специальное предписание из Петербурга. Чапони был в растерянности. Посоветовавшись с капитаном Сарандовым, он предложил своей девятнадцатилетней супруге стать ротным капитаном будущей амазонской роты, составленной из жён и дочерей балаклавских греков. Наряд амазонок состоял из юбок малинового бархата, отороченных золотым галуном и бахромой, курточек зелёного бархата, также обшитых золотым галуном. На головах белые тюрбаны с золотыми блёстками и страусовым пером. Все амазонки были вооружены ружьями, к которым прилагались три патрона.

 

15 мая того же года Крым посетила императрица. Вместе с ней были князь Потёмкин и австрийский император Иосиф II. Старинная литография запечатлела встречу Екатерины II с ротой амазонок. Подозвав Елену Ивановну, императрица подала ей руку, поцеловала в лоб и сказала: «Поздравляю вас, амазонский капитан. Ваша рота исправна. Я ею очень довольна».

 

Проехав Бахчисарай, где императрица слушала литургию в своей походной церкви, она через два дня отправилась в Акмечети (Симферополь), прислав оттуда Елене Ивановне монаршее благословение и бриллиантовый перстень, а прочим дамам по 10 000 рублей.

 

Рота вскоре была распущена. Елена Ивановна после смерти мужа вышла замуж за вдовца Гавриила Шидлянского. Прожила она жизнь в бедности, сопровождаемая множеством несчастий. К концу долгой своей жизни ослепла. В Симферополе на старом кладбище был поставлен памятник из простого песчаника в форме Георгиевского креста, на котором высекли надпись: «1849 года сентября 4-го скончалась капитан амазонской роты Елена Шидлянская на 95-м году жизни».

 

 

На главную

Оглавление